Москва (Ноябрь 2011-го)
Крым (Август 2011-го) Сочи и Абхазия (Август и сентябрь 2009-го) Нижняя Синячиха (Август 2008-го) Пермь Санкт-Петербург Пермь (Июль и август 2008-го) Невьянск и Быньги (Январь 2008-го) Монастырь на «Ганиной яме» (Ноябрь 2006-го) |
Во второй выходной день мы решили посетить центр Москвы. В центре Москвы находится Кремль, в него-то мы и отправились. Загруженный несмотря на выходной день метрополитен доставил нас до Площади Революции — обычно по дороге на работу на этой станции я делал пересадку с одной линии на другую: поднимался на эскалаторе, бросал краткий взгляд на улицу, на виднеющуюся Театральную площадь, и вновь погружался в метрополитен на другом эскалаторе. Здесь процветает уличная торговля. Московские сувениры, продающиеся в этом месте, удивительным образом ухитряются сочетать затасканность образов, вторичность идей и довольно высокое качество исполнения и цены. Толпа людей перед Иверскими воротами занимается тем, что, стоя на свежем ветру, закидывает монетками точку отсчета расстояний. Нищие тут же собирают упавшее. Где-то вдали — Тверская улица, увешанная бесконечным количеством дорожных знаков, похожих на праздничные флажки, и гигантоманской рекламой на крышах. Когда-то она явно была типичной улицей старого центра: извилистой и узкой, но в один прекрасный момент её расширили до 8 полос, которые теперь упираются в пешеходную Манежную площадь. Гостиницу «Москва» наконец достроили, снабдив футуристичным стеклянным козырьком на входе. Строители разрывались между желанием воспроизвести внешний вид здания и изменить его внутреннюю планировку в соответствии с желаниями заказчика, и в результате множество неуловимых по отдельности изменений и несоответствий привело к тому, что здание выглядит как современная стилизация под архитектуру советского классицизма. В Александровском саду камни с именами городов-героев несколько лет назад дополнились еще одним, длинным, на котором перечислены города воинской славы. Люди зачем-то собрались внутри грота «Руины». Возможно, разглядывают камни, взятые из московских руин. Фонтаны на месте Неглинки уже закрылись на зиму. Южная сторона Манежа выходит на свою собственную маленькую Сапожковую площадь. В Александровском саду, на границе между Верхним и Средним садом, сохранился последний мост через Неглинку — Троицкий мост. Большая часть его пролетов заложена кирпичом и отведена под подсобки. Этот мост — часть фортификационных сооружений Кремля, он ведёт в Троицкую башню, а другой его конец, ведущий в город, защищён Кутафьей башней. Эта башня, вообще-то на самом деле являющаяся предмостным укреплением, не слишком-то походит на башню; она когда-то была окружена отдельным, своим собственным рвом и снабжена одними воротами с подъёмным мостом. Всё это давно исчезло, ворот стало трое, но каким-то образом сохранилась общая структура и — частично — функция фортификационного сооружения: ворота крепости в Троицкой башне, Троицкий мост через Неглинку, которая в те времена исполняла роль рва и Кутафья, защищаюшая мост. Александровский сад после моста (т.е. Средний сад) выглядит менее вылизанным, чем Верхний сад. Вместо гротов и памятников в нём имеются киоски. Улица Манежная, видимо, в древности была набережной Неглинки. Она всё ещё похожа на набережную: дома по ней стоят только на одной стороне, а с другой — подпорная стенка и лестницы, спускающиеся в сад. Внизу — вход в метро и камеры хранения, куда с радостью приняли мой рюкзак со штативом. В Кремль с ним нельзя. В Кремль можно попасть, только выстояв небольшую очередь к рамкам металлоискателей с оханниками. На Троицкой башне, как оказалось, есть часы. Они совсем небольшие и своим единственным циферблатом выходят на Александровский сад, прямо над воротами. С обратной сторны над воротами на башне есть такая же круглая ниша, только без циферблата. Видимо, не хватило. Внутри Кремля, возле крепостной стены на дощечках лежит множество старинных пушек. Первое здание, своим заострённым углом встречающее зашедших в Кремль — Государственный Кремлёвский Дворец. Наличие этого огромного здания современной (для Стоящий напротив роскошный Арсенал с аркой, ведущей в загадочно изгибающийся проезд, кажется неуместно декоративным на фоне дворца. Арсенал, и изначально, и в процессе реконструкций За Арсеналом виднеется Никольская башня с воротами, ведущими на Красную площадь. Этот треугольный промежуток между Арсеналом и Сенатом — Сенатская площадь. Пройти туда, видимо, нельзя: когда один из посетителей подошёл к Арсеналу, чтобы посмотреть поближе на очередную кучу пушек, лежащую перед ним, к нему подошли два солдата, одетые, как и все солдаты в Кремле, в празднично-церемониальную старомодную форму, и долго что-то с ним обсуждали. Наверное, они собирались не пустить его дальше, и стали обсуждать, почему пушки оказались разложенными на тротуаре. В Кремле очень тонкие фонарные столбы, снабденные большим количеством растяжек, чтобы не упали. Перед Соборной площадью — Патриарший дворец и церковь 12-и Апостолов при нём. Церковь — надвратная: когда-то в древности пройти на площадь, обойдя церковь вокруг, было нельзя, и она служила дополнительным рубежом обороны.
Царь-пушка и её лафет покрыты узорами. Первым на площади стоит Успенский собор — удивительно гармоничный, на мой взгляд самый красивый собор Кремля. Потемневшие стены из камня, узкие окна, сверху — потемневшие фрески и чёрные круглые крыши с изящной резной золотой окантовкой, а наверху — пять барабанов с редкими узкими и высокими окошками. Входы в собор оформлены росписями и красивой аркой. Изнутри собор полностью покрыт слегка потемневшей от времени росписью. Откуда-то с почти не видного в полутьме потолка свисают огромные люстры с очень большими золочёными шарами на концах. Включены из них только некоторые. В соборе похоронено множество митрополитов, и их скромные надгробья, почти полностью скрытые под более современными защитными крышками, расставлены вдоль стен, напоминая какие-то странные лавки. Между собором и Патриаршьим дворцом образовалась небольшая, но очень колоритная кремлёвская улочка, вымощенная камнем. Её облик не менялся много веков. Здесь можно понять, каким был Кремль... если не заглядывать в окна, потому что если в них заглянуть, то можно увидеть, что внутри Патриаршьего дворца — какая-то нелепая трансформаторная подстанция. Ничего лучше во дворце Среди соборов возвышается башня — Колокольня Ивана Великого с прилагающмися к ней пристройками, форма арок которых навевает воспоминания о том, как изображали русскую печь в советских мультфильмах. В пристройках проводятся временные выставки. Соборная площадь, как плесенью, поражена мелкопоместными ремонтными работами. За Успенским собором из арки выглядывает кусочек древней стены Теремного дворца. Над аркой — многочисленные купола расположенных внутри дворца Теремных церквей. Вплотную к дворцу примыкает церковь Ризоположения, по сравнению с соборами довольно небольшая. В верхней части стен церкви имеются ниши с иконами. Внутри церковь оказалась не так проста, какой казалась снаружи. От входа идёт длинный коридор по периметру здания. В нём выставлены различные древности и музейные экспонаты. В конце концов, едва не начав закручиваться по спирали, коридор приводит к дверному проёму с очень древними створками, ведущему в середину, то есть собственно в церковь. Это место впечатляет: очень небольшое по площади, но очень высокое помещение полностью расписано древними фресками. Вверх устремлены четыре колонны. Окна — только где-то там, наверху, в барабане купола, а внизу — полумрак и тайна древних стен. У входа в Большой Кремлёвский дворец имеется большой старомодный уличный термометр. В центре площади — один из самых древних дворцов Кремля — Грановитая палата (в переводе на современный язык — «гранёный дворец»). Он покрыт необычным, редко встречающимся видом декора, который, к счастью, можно увидеть — реставрация фасадов, унеся с собой одну из створок окна на втором этаже, успела к этому моменту перейти в реставрацию Красного крыльца. Расположение окон на фасаде дворца странное: над большими окнами второго этажа маленькие, по одному маленькому на два больших, и расположены они как-то не очень симметрично — это последствия многовековой истории здания. И большие и маленькие окна выходят на второй, парадный этаж — там высокие потолки. Отдельно разместился богато украшенный декоративными арочками, пилястрами и «раковинами», привнесёнными итальянскими архитекторами эпохи Возрождения, Архангельский собор. Глядя на его радостное, почти игривое оформление, и не подумаешь, что это — храм-усыпальница. Внутри он напоминает Успенский собор: те же потемневшие росписи и огромные люстры (эти два собора явно соперничали по размерам золочёных шаров, подвешенных к люстрам), освещающие собор неярким светом. Но поражает в соборе другое: почти вся площадь внутреннего пространства заставлена рядами больших, тяжёлых каменных надгробий с бронзовыми плитами. Мрачными рядами, словно на каком-то странном параде, или в ожидании чего-то, они выстроены на полу собора, оставляя совсем немного места для посетителей. Здесь хоронили князей и царей. Последний собор на площади — Благовещенский. Его вход располагается напротив входа в Архангельский собор. Этот собор очень изящен и наряден, у него множество золочёных куполов и он сразу обращает на себя внимание, когда входишь на Соборную площадь, несмотря на то, что стоит на дальней её стороне. Собор украшен следами бесчисленных реконструкций и перестроек, произошедших с ним в древности: следы лестниц и кровли, остатки арок, оконных и дверных проёмов, ребристые торцы на месте бывших стен наслаиваются друг на друга и образуют увлекательный узор, отпечаток времени, подобный отпечаткам окаменелостей. Реставраторы проделали большую работу, похожую на археологическую, высвобождая из стен и делая доступными для взгляда древние архитектурные детали. Внутренняя структура собора — почти такая же, как у церкви Ризоположения: сам храм (это видно и снаружи) располагается в центре, а вокруг него — соединённые между собой помещения с экспонатами. Здесь, как и снаружи, потрудились реставраторы: то и дело попадаются ямы в полу: там виден первоначальный пол с покрывающей его плиткой, кое где стена не доходит до потолка — значит, в старину помещение продолжалось и дальше, в некоторых местах из ниши в стене выглядывают капители колонн, оказавшихся в результате древних реконструкций замурованными. Соборная площадь — на вершине Боровицкого холма, поэтому отсюда открываются далёкие виды на Москву. Внизу, за Тайницким садом — Тайницкая башня. В ней видна арка — раньше эта башня была проездной, с воротами и отводной стрельницей, как у Спасской и Никольской башен, но по неведомым причинам в советское время все эти достопримечательности были ликвидированы. От Соборной до Дворцовой площади вдоль Боровицкой улицы протянулся главный фасад Большого Кремлёвского дворца. Он был построен в За дворцом — небольшая Дворцовая площадь, ухоженная, с небольшим сквером. От неё начинается идущая к Троицким воротам Дворцовая улица, через которую на площади построена галерея на арках. Галерея соединяет дворец и Оружейную Палату, построенную с ним в комплекте специально для того, чтобы разместить в ней музей-сокровищницу, который там находится и сейчас. Боровицкая улица упирается в Боровицкую башню с воротами. Ворота у неё находятся сбоку, в пристроенной отводной стрельнице, над ними видна ниша, предназначенная для иконы. Автомобили и посетители Оружейной палаты попадают в Кремель здесь (для автомобилей установлены светофоры и светящаяся табличка). Если бы ворота располагались в самой башне, то она была бы очень похожа на башню Сююмбике в Казани. Дальше здесь идти некуда, и мы пошли по Боровицкой обратно, в Большой кремлёвский сквер. С тротуара открывается вид на Тайницкий сад, расположенный на склонах Боровицкого холма и у его подножия. Тайнцкий сад, включающий в свой состав и Большой Кремлёвский сквер, — большой ландшафтный парк, удобно расположившийся на Боровицком холме, охватив и его вершину, и склон. Сад напоминает бесконечный парк, занимающий большую часть территории Нижегородского кремля. И сверху видно всё. Внизу, в углу Кремля, примыкающему к Беклемишевской башне, в той части сада, где когда-то стояла церковь, разрушенная советской властью, строят очередные кирпичные сараи. Почему, зачем, за что — нет ответа. Как будто в Москве нет целой кучи пустырей, где можно строить сараи. Казалось бы, с прекращением Советского Союза должна была прекратиться и советская традиция застраивать Кремль нелепыми зданиями — но нет, и в наши дни продолжается совершенно варварское обращение с этим древним, очень красивым и интересным местом. За Большим Кремлёвским сквером — Ивановская площадь, очень большая, потому что большая часть её застройки планомерно сносилась в течении нескольких столетий. Теперь она примечательна удивительным Т-образным пешеходным переходом и Царь-колоколом. Вдали видно большое здание в стиле советского классицизма (ныне полностью затянутое собственным изображением — идёт ремонт) — очередной дом-разочарование, построенный в советские времена на месте двух древних монастырей и дворца. Мы обошли Патриарший дворец и заглянули в его двор. Там оказалась площадка, откуда очень хорошо видна удивительная древняя структура Теремного дворца: на очень высоком цокольном этаже, совсем без окон, находится обитаемый этаж с выходящими на него окнами и дверьми, обрамленными красивыми наличниками. Вдоль этажа тянется аркада. Прямо сверху на этом этаже возведён Верхоспасский собор, и выглядит это всё очень необычно. Только здесь можно увидеть эту сложную структуру, сформировавшуюся за долгие столетия, когда новые дворцы строились прямо поверх устаревших старых, которые при этом превращались в подсобки, и в результате образовывался ни на что не похожий дворцовый слоёный пирог. В других местах эта структура скрыта Большим Кремлёвским дворцом, хотя его главный фасад с высоким цоколем и аркадой явно стилизовался под эту структуру. И, конечно, простым смертным эту красоту видеть не полагается: проходящие мимо тётушки, увидев нас с фотоаппаратами, сообщили, что это служебная территория, закрытая для посетителей, и смеясь и болтая удалились туда, куда нам вход был закрыт. На этом мы поняли, что обошли все доступные для посетителей места и пошли обратно к Троицкой башне. По дороге, за Государственным кремлёвским дворцом я увидел притаившуюся на Дворцовой улице недавно с любовью отреставрированные Потешную палату и Потешный дворец со встроенным храмом Похвалы Пресвятой Богородицы. Конечно, подойти к этому изящному и удивительному древнему зданию, не имеющему аналогов в застройке Москвы, совершенно нельзя, но хотя-бы издалека можно полюбоваться. Мы вышли из Кремля тем же путём, что и зашли — через Троицкий мост и Кутафью башню. Странные ощущения оставляет посещение древней крепости. Вроде и любят её и ненавидят одновременно — кропотливая, нежная работа реставраторов древних церквей и археологов в ней соседствуют с постоянным ощущением, что ты здесь чужой, а также с то тут, то там появляющимися бессмысленными сооружениями и пристройками.
< Кадашевская и Пречистенская набережные, Арбат > © 2003—2013 Inc. Ar. t. G. |