Москва (Ноябрь 2011-го)

Красносельские улицы

Новоспасский монастырь

Таганская площадь и Краснохолмская набережная

Рождественка и Цветной бульвар

Парк Победы

Измайлово

Останкино

ВДНХ

Арбат

Александровский сад и Кремль

Кадашевская и Пречистенская набережные

Третьяковская галерея

МГУ

Лубянская площадь

Театральная площадь и площадь Революции

Красная площадь

Украинский бульвар

Москва-Сити

Челябинск (Ноябрь 2011-го)

Крым (Август 2011-го)

Челябинск (Апрель 2011-го)

Крым (Июль и август 2010-го)

Сочи и Абхазия (Август и сентябрь 2009-го)

Нижняя Синячиха (Август 2008-го)

Пермь — Санкт-Петербург — Пермь (Июль и август 2008-го)

Невьянск и Быньги (Январь 2008-го)

Сочи (Август 2007-го)

Верхотурье (Январь 2007-го)

Монастырь на «Ганиной яме» (Ноябрь 2006-го)

Города Европы (Сентябрь 2006-го)

Сочи и Абхазия (Август 2006-го)


 Somethings / Путешествия / Москва (ноябрь 2011-го) /
Парк Победы

В Измайловском кремле делать было больше нечего, а идти тёмной ночью через неведомое в древнюю царскую усадьбу Измайлово, расположенную на острове посреди пруда, мы не захотели, и отправились на Поклонную гору.

Рядом с ней — одна из новых станций Арбатско-Покровской линии, «Парк Победы». Метростроители вновь расщедрились, и построили две абсолютно одинаковых станции, соединённые пересадкой. На каждой станции работает по одному пути, а вторые предназначены для какой-нибуть будущей линии, на которую здесь была бы удобная кросс-платформенная пересадка, а пока здесь — не очень удобный выход в город для тех, кто прибывает из центра: надо сначала пройти по пересадочному переходу с одной станции на другую, а затем уже подниматься по бесконечно длинному эскалатору из полированного металла на поверхность.

Мы вышли наружу и оказались посередине Кутузовского проспекта, на островке, со всех сторон окружённом бесконечными потоками автомобилей.

Кутузовский проспект

Здесь, в окружении огромных, многоподъездных жилых домов в стиле советского классицизма, стоит Триумфальная арка.

Триумфальная арка

Её, вообще-то, построили совсем в другом месте, на площади Тверской заставы, ещё в царские времена в честь победы в войне 1812 года, но советские архитекторы, проводившие реконструкцию той площади, позаботились о том, чтобы красивых вещей на ней осталось поменьше. Через несколько десятилетий спохватились, нашли в закромах остатки старых ворот и с их помощью построили новые на новом месте.

Триумфальная арка

Ворота оформлены красивыми чугунными колоннами, карнизами и скульптурными вставками.

Триумфальная арка

На вершине — колесница с шестёркой лошадей.

Триумфальная арка

Из-за угла выглядывает Сити.

Кутузовский проспект

Чтобы попасть в парк Победы, мы спустились обратно в метро и вышли через другой выход по подземному переходу. Перед нами оказалась панорама парка Победы. Сама Поклонная гора на этом кадре оказалась слева, там, где светит одинокий фонарь.

Парк Победы

От площади Победы начинается Центральная аллея парка, по габаритам сравнимая с Кутузовским проспектом. Сложно определить, где заканчивается площадь и начинается аллея.

Центральная аллея парка Победы

Аллея немыслимо огромна. Если бы не ступеньки, на неё можно было бы сажать самолёты: взлётные огни уже предусмотрены. Идти по ней поздней осенью — всё равно, что покорять полюс: от леденящего ветра, бьющего в лицо снежной крошкой, укрыться здесь негде. Авторы, вероятно, хотели, чтобы посетители парка метафорическим образом почувствовали на себе тяготы военных лет, тем более, что по дороге путнику то и дело попадаются камни с номером очередного года войны. С одной стороны вдоль аллеи тянется бесконечное количество фонтанов, на зиму отключенных, а с другой растут загадочные сооружения в виде пальм. Этот (а также некоторые другие московские) кадр сделал мой друг:

Центральная аллея парка Победы

Постепенно мы приближались к центральной части этой архитектурной композиции — мегалитическому обелиску, сияющему в лучах прожекторов.

Обелиск Победы

У подножия обелиска Победы — ещё один прекрасный пример московского стиля скульптуры. Изящно выполненный Георгий-Победоносец, грациозно поставивший своего коня на дыбы, держит в руке очень длинное копьё. При ближайшем же рассмотрении оказывается, что вся эта композиция размещается верхом на сегменте гигантского змея, неведомыми силами (тощего копья для этого явно недостаточно) нарезанного на куски, как колбаса. В результате Георгий своим копьём аккуратно прикасается к срезу шеи змея, а голова змея приклеена под странным углом к постаменту.

Скульптура Георгия Победоносца, побеждающего Змея

На вершине обелиска — не лучше: богиня Ника в очередном скультурно-суицидальном порыве падает откуда-то сверху, широко расставив руки в тщетной попытке удержаться за воздух. В одной руке её зажат золотой венок. Возможно, она запланировала внезапно упасть на Георгия сверху. В этом её сопровождают два пухлых ангела с длинными трубами. Завершают композицию торчащие откуда-то из-за спины скульптуры антенны.

Скульптура Ники на вершине обелиска Победы

Весь обелиск покрыт барельефами, но большую их часть разглядеть невозможно, потому что они установлены слишком высоко. Всё вместе производит впечатляющее впечатление.

Обелиск Победы

Обелиск стоит в центре круглой площади Победителей, откуда открывается вид на Центральную аллею, Кутузовский проспект и торчащие из-за него верхушки небоскрёбов Сити. Архитекторы тщательно спланировали парк таким образом, чтобы Центральная аллея своей осью точно указывала на Триумфальную арку, но это не смутило ни рекламные агенства, загородившие арку рекламным щитом, ни городские власти, разрешившие этот акт вандализма.

Площадь Победителей

На площади Победителей установлены кучки мощных прожекторов, огороженные заборами. Кажется, что снег идёт только над ними, хотя на самом деле его просто не видно. Московский снег имеет две удивительные особенности: после выпадения он сразу же и полностью тает, и, кроме того, совершенно не способствует образованию грязи. Из растаявшего снега получается чистая вода, мирно стекающая по асфальту в решётки ливневой канализации. Это заметно контрастирует с нашим городом, где любой, даже самый незначительный снег осенью вызывает немедленное образование коричневой слякоти и грязевых луж, создавая неповторимый контраст чистоты падающего белого снега и вездесущей и всёпокрывающей грязи.

Площадь Победителей

Прожектора (трёх разных цветов) светят настолько сильно, что обелиск со скульптурой Ники, освещаемый ими, отбрасывает тени прямо на низкие московские небеса, и когда стоишь на площади, то кажется, что находишься под огромным невесомым куполом.

Обелиск Победы

Замыкает площадь Победителей длинное, изогнутое дугой здание, напоминающее гидроэлектростанцию. Это — стоящий на столбах Центральный музей Великой Отечественной войны.

Центральный музей Великой Отечественной войны

Его вход стерегут пушки.

Центральный музей Великой Отечественной войны

С торцов музей, построенный в 90-е годы в лучших традициях архитектуры 80-х, вызывает ассоциации со зловещими древними храмами народа Майя, особенно на фоне зловещего московского неба.

Центральный музей Великой Отечественной войны

С обратной стороны из музея выдаётся квадратный зал под куполом, напоминающий некий мавзолей.

Центральный музей Великой Отечественной войны

За музеем начинается собственно парк Победы — деревья, дорожки (почему-то очень широкие, то-ли от души построенные, то-ли с учетом роста населения города), фонари — который в конце концов плавно перетекает в очередной московский внутригородской лес.

Парк Победы

С площади Победителей, находящейся на возвышенности, открывается один из немногих доступных в Москве видов на город. Где-то внизу периодически проезжают электрички. За рядами серых пятиэтажек темнеют отдалённые жилые кварталы с многоэтажками. На горизонте возвышается, сияя своей на этот раз полностью включенной подсветкой, Главное здание МГУ.

Вид на МГУ

В другой стороне — три, видимо, жилых небоскрёба, подсветка странных пирамидальных верхушек которых постепенно меняет цвет. В Москве обожают делать переливающуюся цветную архитектурную подсветку.

Жилые дома "Воробьёвы горы"

Жилые дома "Воробьёвы горы"

Ухудшающаяся погода в сочетании с поздним временем пресекли наши попытки посетить другие части парка Победы и мы отправились обратно на метро по другой, менее центральной аллее, где дуют не столь сильные ветра. Посередине этой аллеи стоит на небольшом холмике маленькая мемориальная церквушка Георгия Победоносца — редкий пример удачного современного храма: простой и выразительный силуэт выполнен в духе памятников древнерусской архитектуры, но более стройным, а оформлена церковь сочетанием довольно аккуратно выполненых архитектурных элементов 90-х (что само по себе удивительно) и построенного в традиционном стиле барабана с шлемовидным куполом.

Храм Георгия Победоносца

Поздний час вынудил нас досрочно покинуть парк, хотя в нём осталось ещё множество неосмотренных объектов. Помимо многочисленных деревьев, здесь есть ещё несколько представителей московской скульптуры (один из них я долго разглядывал со смотровой площадки Центрального музея Великой Отечественной войны, но в конце концов счёл его заброшенным каркасом-недостроем), несколько образцов мемориальных храмов разных религий, а также большая и интересная коллекция военной техники и даже луна-парк.

< Измайлово, Рождественка и Цветной бульвар >

© 2003—2013 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru

Сайт создан в системе uCoz