Крым (Июль и август 2010-го)
Сочи и Абхазия (Август и сентябрь 2009-го) Нижняя Синячиха (Август 2008-го) Пермь Санкт-Петербург Пермь (Июль и август 2008-го) Невьянск и Быньги (Январь 2008-го) Монастырь на «Ганиной яме» (Ноябрь 2006-го) |
Перед тем, как покинуть Крым, мне оставалось сделать только одно — подняться наконец на вездесущую вершину Ай-Петри, которая маячила все это время, в какой части Мисхора и окрестных селений я бы ни оказался. Для этих целей на границе Мисхора и Алупки советскими инженерами и строителями была предусмотрена канатная дорога, нижняя станция которой находится на Алупкинском шоссе, в 20 минутах ходьбы по извилистой дороге от дома, в котором я жил. Если канатные дороги в Мисхоре и Ялте можно считать видом городского транспорта, то канатная дорога Мисхор — Ай-Петри — это уже междугороднее сообщение. Линия по конструкции очень похожа на свою старшую сестру — линию санатория Ясная Поляна, которая расположена на противоположном конце Мисхора — на границе с Гаспрой: здесь кабинки только две, они многоместные и движутся по фуникулерному принципу. Возле станции «Мисхор» собрались будущие пассажиры, ожидающие утреннего открытия станции, а также таксисты, пытающиеся переманить пассажиров к себе. Я не знаю, как можно променять захватывающий Наконец длительное ожидание открытия и не менее длительное стояние в очереди (которых там еще и две, для простых смертных и для участников экскурсионных групп) работники дороги заталкивают очередную порцию пассажиров, включающую меня, в салон, и полёт начинается. Пассажиропоток здесь очень большой, но в кабину нельзя поместить слишком много за раз — она рассчитана на 40 человек. По ощущениям там было чуть побольше. Вагон летит через лес. Первый сегмент линии традиционен — огромные опоры поддерживают канат, и кабинка, то заныривая под кроны, то выныривая на поверхность, стремительно приближается к огромной скале, возвышающейся в легкой синей дымке на горизонте. Иногда внизу оказываются фруктовые сады. Иногда — автодорога. Места сдесь в целом необжитые — линия проложена через Ялтинский заповедник. Последний раз кабинка залетает в лес, и по коридору, прорубленному в чаще красивого, аккуратного соснового леса, приближается к станции «Сосновый Бор». Здесь не дают задерживаться: станция предназначена только для пересадки с нижнего сегмента на верхний, что происходит стараниями работников станции максимально быстро. Верхний участок линии — самый близкий земной аналог летающего троллейбуса. Двери плавно закрываются, и вагон, разогнавшись в лесной чаще, взлетает прямо в небо. Выше и выше. Люди перестают разговаривать, только поскрипывают в тишине полёта колёсики, опирающиеся на стальной канат. Верхушки сосен — далеко внизу. На мгновение становятся видны скалы на побережьи Симеиза — Кошка, Ухо Кошки, Лебединое Крыло, Панеа и Дива. После этого скалы становятся единственным, что видно из окон летающего вагона. На почти отвесных скалах, в трещинах выросли деревья, в том числе удивительные сосны. Кабинка на полной скорости приближается к отвесной скале, и в тот момент, когда казалось, что столкновение уже почти неизбежно, она вдруг почти полностью остановилась, слегка качнувшись. Раздался вздох облегчения. Медленно-медленно кабинка поднялась почти вертикально и зашла внутрь станции «Ай-Петри». Вокруг станции существует целый город, состоящий из кафешек, шашлычных, сувенирных лавок, мотелей и других заведений для туристов. Навязчивые работники всех этих предприятий, а также таксисты и люди с орлами, дающие их на прокат для фото, следуют за туристами неотступно. Для полного комплекта присутствует непонятно как оказавшаяся здесь, совершенно неуместная выставка орудий пыток эпохи инквизиции. Отбившись от зазывал, я наконец смог осмотреться. Нигде еще я не получал такого полного ощущения высоты. Дело в том, что Ай-Петри — отвесная скала, возвышающаяся над морем, поэтому кажется, что под ногами — бездна. Где-то внизу — едва различимый Мисхор. Вдали — Ялта. Ай-Петри — не вершина горного хребта. Отсюда начинается страна плоскогорий, сузие, каменистые места с зеленоватыми лугами и живописно, по одному растущими на них деревьями. Администрация Ялтинского заповедника пошла по стопам Сочинского национального парка и оборудовала платный пешеходный маршрут, ведущий от станции на вершину горы. Вначале тропа ведет по плоскогорью. Затем начинается лес. Под кронами клёнов и дубов, дающих ажурную тень, бывает трудно определить, что тут считается тропой, а что — просто русло ручья. Лес вблизи вершины заканчивается, и начинается неудобный подъем под ярким солнцем по наклонной поверхности, усыпанной очень крупной щебенкой. Подъем стоит того. С вершины видны знаменитые скалы — зубцы. На самой верхней точке горы стоит триангуляционный знак, увешанный ритуальными лентами и полиэтиленовыми мешками. Нагулявшись на вершине, я спустился и побродил возле станции. В принципе, там ничто не преграждает путь и можно идти хоть до горизонта. Единственное, что ограничивает это путешествие, это время. © 2003—2011 Inc. Ar. t. G. |