Крым (Июль и август 2010-го)
Сочи и Абхазия (Август и сентябрь 2009-го) Нижняя Синячиха (Август 2008-го) Пермь Санкт-Петербург Пермь (Июль и август 2008-го) Невьянск и Быньги (Январь 2008-го) Монастырь на «Ганиной яме» (Ноябрь 2006-го) |
Однажды вечером я попал внутрь этого замка, вокруг которого по парковым аллеям ходил за несколько дней до того. Войти в него можно через какой-то полуподсобный изначально вход, после чего до жилых комнат нужно идти по коридору с натуральными бойницами — будто бы часть средневекового замка вошла постепенно в состав дворца. Конечно, на самом деле весь дворец построен одновременно — в те времена, когда средневековые фортификационные средства были уже ни к чему. Снаружи дворец выглядит по разному, если смотреть на него с разных сторон: со стороны моря — невесомый восточный дворец, со стороны гор — мрачный готический замок. Комнаты, выходящие окнами на «замковую» сторону, оформлены соответствующе: изысканная деревянная отделка, выточенные узоры с элементами готики, темные цвета. Затем — выход на боковую террасу. Когда я изучал дворец снаружи в прошлый раз, я мечтал попасть на его террасы и балконы с тонкими ажурными металлическими колоннами. Наверное, если бы я жил десь (думаю, многие посетители примеряют этот дворец на себя — или даже скорее себя на этот дворец), я бы большую часть времени проводил здесь — конечно, в хорошую погоду. Террасы от парадного входа со стороны моря отделяют высокие стеклянные двери — как будто бы ведущие из помещения на улицу. При этом парадный вход, фактически являющийся улицей, оформлен, как комната. С терасс открыты двери, ведущие в зал, расположенный посередине дворца. Здесь становятся очевидны размеры здания: оба парадных входа — и со стороны моря, и со стороны гор — приводят прямо в этот небольшой зал. Сам он оформлен снова в духе готических замков, с камином, с впечатляющей конструкцией на потолке и витражной люстрой, хорошо подошедшей бы к какому-нибуть средневековому собору. Интересно, что на Украине повсеместно используются только энергосберегающие лампы — видимо, сказывается какой-то официальный запрет. Особенно удивительно эти осветительные элементы смотрятся в старинных роскошных люстрах и канделябрах замка. Со стороны обоих ходов — тамбуры. Со стороны гор вход в замок надежно защищает массивная сплошная деревяная дверь. Со стороны моря же организован шлюз — чтобы восточно-дворцовый южный фасад дворца не приводил сразу в готическо-замковый зал, все стены между стеклянными дверьми полностью завешаны персидскими коврами. Также между дверьми, в самом, казалось бы, проходе, почему-то стоит пианино. Комнаты на южной стороне оформлены по особенному — стены и потолок сплошь покрыты гипсовыми цветами на лазурном, не передаваемого на фотографиях цвета, фоне. Строгие готические формы остались только в оконных проемах. Чем могли заниматься жители дворца в таких комнатах? Мебель, выставленная здесь, не предполагает никаких действий. Жителям современных крошечных квартир со стандартной высотой потолка, переполненных предметами и объектами, предполагающими гораздо большее количество действий, чем сами жители способны совершать в течение дня, невозможно воспринять эти комнаты как жилые. Как же можно жить в музее? Живое наполнение этих залов навсегда осталось в прошлом. Из жизни здесь — только электроника: вентиллятор, обдувающий посетителей, теснящихся в узком проходе между натянутых веревок, да видеокамера, день за днем осматривающая пространство, в котором ничего не должно меняться. Странное единство противоположностей — видео, предназначенное для записи процесса, записывает неподвижность. Рояль, на котором играл раньше теплыми летними вечерами Рахманинов, навсегда закрыт крышкой. Но есть во дворце места еще живущие, хоть и неспешной жизнью. На южную сторону выходит роскошная оранжерея, превращенная в настоящий маленький сад — с аллеями, скульптурами, с нависшими над головой деревьями и лианами. Следом за оранжереей — зал, в котором понимаешь наконец, для чего художники рисовали романтические пейзажи — они писали их для романтических замков. Здесь архитектор объединил интерьеры готического замка и мавританского дворца в одном помещении. В середине парадной столовой, на главном месте причудливо размещен не камин, а раковина для омовения рук по мусульманским традициям — оформленная с готическими элементами. Над ней — балкон, на который ведет массивный проем; впрочем, непонятно, можно ли туда попасть на самом деле. Двери ведут в последнюю открытую комнату — зал с бильярдом, удлиннителем и вентиллятором. На бильярдном столе вместо кия и шаров — надпись «руками не трогать». Выход из дворца организован тоже, конечно, не через парадный вход, а через Зимний сад. Посещение Южных терасс, обычно платное, достается посетителям дворца в награду. В вечернем, почти угасшем свете, дворец особенно хорош. Воздух наполнен тонким, приятным ароматом цветов. Где-то внизу проходят теплоходы, где-то вверху возвышаются скалы. Люди не спешат покидать парк. Сосны над Дворцовым шоссе наклонились, как в Мисхорском парке, и автобус у остановки уже ждет.
< Мисхорский парк, Мисхор и Кореиз > © 2003—2011 Inc. Ar. t. G. |