Крым (Июль и август 2010-го)
Сочи и Абхазия (Август и сентябрь 2009-го) Нижняя Синячиха (Август 2008-го) Пермь Санкт-Петербург Пермь (Июль и август 2008-го) Невьянск и Быньги (Январь 2008-го) Монастырь на «Ганиной яме» (Ноябрь 2006-го) |
В Севастополе я оказался в день Военно-Морского Флота (в прошлый раз мне повезло оказаться на этот праздник в Санкт-Петербурге два года назад): с минуты на минуту должен был начаться морской военный парад в честь праздника. Минута сменялась минутой, десяток — десятком, а значительных изменений на воде от подножия огромного памятника Солдату и Матросу разглядеть не удавалось: точку обзора я подобрал явно не самую удачную, и большая часть действия происходила где-то за углом. Первые несколько часов зрителей в этой части города развлекали лишь однажды прошедший среди стоящих на якоре военных кораблей катер главнокомандующего флота да матросы, которые периодически кричали «ура» в ответ на невидимые отсюда манёвры. В конце парада наградой для дождавшихся зрителей стал проход всех участвовавших в маневрах кораблей как раз мимо этой набережной. Боевые корабли стреляли холостыми, десантные выпускали плавучие машины с десантниками, пожарные шли, окруженные полностью туманом, образованным их водораспылительными устройствами. После парада проголодавшиеся зрители стали массово распределяться по кафешкам. Одно из главных сосредоточений кафешек в центре — площадь Артиллерийская бухта — самая центральная в городе. Роскошные дворцы советского классицизма нашли наконец свое место — в старинном городе с греческими корнями, наполненном цветением и южной зеленью парков и морем, плещущимся у подножий этих дворцов. Кроме вышеперечисленных достоинств у города есть еще одно: он весьма холмист (уже почти прекратившиеся к этой западной стороне побережья Крымские горы ещё дают о себе знать), что позволило зданиям в стиле советского классицизма расположиться особенно живописно. На другой стороне бухты — вообще курорт с фантастической конструкцией в честь признания города Героем. В результате город получился весьма красивым. В нем можно найти всё, и каждое будет находиться на своем месте. Центр города в районе набережных — образцовый пример центра города: среди роскошных зданий высажена цепь ухоженных цветущих парков с действующими фонтанами, декоративными сооружениями и разнообразными памятниками, на тротуарах в прокат сдаются загадочные средства передвижения из будущего, а по улицам ходят троллейбусы. Город обеспечен прекрасным на годы вперед и имеет весьма примечательные его образцы: на крыше Русского Академического театра муза радостно размахивает над головой венком, держа при этом в другой руке вантуз, а в углу крыши свалены в кучу советские символы вперемешку с новогодними украшениями и предметами быта. Памятники Севастополя делятся на 3 группы. К первой можно отнести упомянутый в начале памятник Солдату и Матросу, а также обелиск Городу-Герою Севастополю. Это гигантоманские, немного сюрреалистичные конструкции и сооружения, при этом, как ни странно, вполне адекватно воспринимающиеся. Вот еще примеры: посреди Приморского бульвара — загадочные мегалитические стены с барельефами, словно попавшими сюда прямиком из руин Тикаля и величественная лестница, которая, судя по окружению, должна была бы вести к алтарю для жертвоприношений, но ведет к началу Матросского бульвара, в котором установлена еще одна загадочная конструкция: небольшое богато украшенное старинное греческое судно в окружении декоративного оружия возвышается на постаменте, снабженном несколько зловещей надписью «казарскому потомству в пример». Близость логических блоков и неуважение к заглавным буквам сыграло с авторами злую шутку: на самом деле они имели в виду «Казарскому. Потомству в пример», а Казарский — фамилия героя, заслужившего такой почет. Вот еще один: мрачной скалой нависший над бульваром, разрезанный вдоль туловища человек мощным движением кидает во врага какие-то гигантские боевые скрепки, держа при этом за затылком за ствол невидимый автомат. Памятник, безусловно, отражает героизм защитников Севастополя, которым посвящен. Прилагающаяся к нему аллея Городов-Героев похожа на собрание неких автоматов, оказывающих неведомые услуги населению (а над ними — снова барельефы из Тикаля). На площади Нахимова стоит памятник Нахимову, относящийся ко второй разновидности севастопольских памятников. Это — классическая скульптура в полный рост на красивом постаменте, впрочем, и у нее есть специфическая севастопольская черта: в правой руке адмирал сжимает свиток. У памятника Екатерине II, установленном в сквере возле Дома офицеров флота, имеется подобный свиток. На площади Нахимова есть неожиданная деталь: здесь стоит весьма ухоженная городская доска почета, что сразу придает окружению некую атмосферу старого, большого и заслуженного завода. Третья разновидность севастопольских памятников — небольшие каменные знаки, во множестве размещенные в самых неожиданных местах и разнообразящие городскую среду своим ненавязчивым присутствием. Неподалеку от того места, где построили временную плавучую платформу для нужд парада, прямо в воде возвышается искуственный остров-скала, на вершине которой — колонна. Севастопольская колонна — это памятник затопленным кораблям, самый выразительный, самый живописный и, наверное, поэтому самый известный памятник в городе. Роскошная старинная арка-колонада ведет на небольшую Графскую пристань. Отсюда открывается вид на восточную и северную части города. Вдоль берега выстроились военные корабли. Вдали стоят какие-то неведомые бочки и конструкции, выкрашенные в цвета украинского флага. На территории Украины вообще очень любят раскрашивать любые объекты в цвета флага, начиная от перил мостов и остановок и заканчивая линиями электропередач и заводами. Среди прочих объектов видны очень важные, очень характерные севастопольские элементы — военные батареи времен войны, защищавшие город. На самом деле они разбросаны по всему городу и их очень много, но хорошо заметны только те из них, что хорошо сохранились и имеют большие каменные сооружения. А ведь эти объекты уникальны, это неповторимая черта города, указывающая на героизм и отвагу защитников города лучше, чем любые мемориалы и памятники. В Музее Черноморского Флота сегодня многолюдно. Набережной город не заканчивается: на холме расположен совершенно очаровательный и немного запущенный старый город, с длинными лестницами, таящими под собою входы в бомбоубежища с кованными воротами. Как может не очаровывать город, в котором вполне обыденные улочки — выложены брущаткой? Приблизительно в геометрическом центре старого города, на самой вершине холма — редкий в Севастополе, и от того еще более ценный вид здания — старинный храм. Владимирский собор небольшой, он построен в византийском стиле в конце 19 века одновременно с аналогичным собором в Херсонесе: пожертвований, собранных тогда на строительство одного храма, хватило на два. В соборе похоронены герои Крымской войны, о чем свидетельствуют старинные таблички на фасадах здания. Сложный рельеф при регулярной планировке иной раз играют злую шутку с пешеходами: идя по обозначенной на карте прямой улице, я однажды обнаружил, что передо мной — обрыв в несколько метров, и никакого спуска на нижнюю часть улицы не предусмотрено. К счастью, неподалеку оказалась лестница. Рядом — еще один из редких храмов: Покровский собор, построенный в начале Севастополь показался мне чем-то вроде южного Петербурга (хотя это не Севастополь следует сравнивать с иными городами, а другие города с Севастополем), только вместо императорских дворцов — советские, вместо Невы — бухты, вместо каналов — холмы, а вместо северной угрюмости и холодности — южная непринужденность, легкая рассеянность и теплые лучи солнца, пробивающиеся сквозь кроны деревьев летним днём.
© 2003—2011 Inc. Ar. t. G. |