Индустар-61Л/З-МС 2,8/50 производства ЛЗОС. Полевые испытания. Август 2017, часть 2.
 


 Somethings / Полевые испытания /
Объектив Индустар-61Л/З-МС 2,8/50 производства ЛЗОС. Часть вторая, испытательная.

Август 2017 года


В первой части приведено описание объектива.

Отчёт о проведении полевых испытаний объектива «Индустар-61Л/З-МС 2,8/50», выпущенного Лыткаринским заводом оптического стекла в 1986 году. Для испытаний использовался фотоаппарат Pentax K-30.

Лето продолжалось. Не такое жаркое в этом году, оно, тем не менее, включало несколько солнечных и приятных дней. В один из таких дней я решил попробовать свой новый объектив в деле, взяв его с собой в сад и в поездку вдоль местной речки на велосипеде.

Для оценки пейзажных способностей «Индустара-61» я поехал вдоль речки Брусянки. Несколько деревень здесь плавно перетекают одна в другую, а наиболее крупные из них снабжены собственными прудами. Я обнаружил, что фокусироваться на пейзажные расстояния чуть сложнее, чем ожидалось: шкала дальностей устроена так, что на ней больше пространства отдано малым дальностям, и меньше — большим, поэтому при фокусировке на пейзажных сюжетах приходится поворачивать кольцо фокусировки на маленькие углы — трудно сделать это точно.

А делать это точно надо, поскольку глубина резкости, хоть и кажется на первый взгляд большой, на самом деле — маленькая. Подобно «Миру-1В», у «Индустара-61» маленькая зона резкости окружена большой и протяжённой зоной «почти-резкости», в которой объекты хоть и видны довольно отчётливо, но всё же слегка размыты. В некоторых случаях это смотрится не слишком красиво.

В неудачных ситуациях этот эффект напоминает «шевелёнку». Каждая деталь, оказавшаяся за пределами глубины резкости, превращается в сочетание мягко размытого пятнышка и проступающего сквозь него фрагмента контура, изображённого довольно отчётливо. Это могло бы выглядеть неплохо — этакие акварельные мазки — если бы результат имел геометрические размеры побольше, а поскольку всё это очень маленькое, оно сливается в некую кашу.

Увеличенный фрагмент предыдущего кадра:

Если на таком сюжете прикрыть диафрагму, получаются неплохие пейзажные кадры с объёмом и лёгким ретро-оттенком.

Увеличенный фрагмент предыдущего кадра:

При этом в других случаях получаются вполне приятные изображения, где лёгкое, ненавязчивое и почти незаметное плавное размытие объектов, не попавших точно в фокус, придаёт дополнительное ощущение объёмности и то же ощущение лёгкого ретро-стиля. От чего зависит этот эффект — сказать трудно.

Лесным пейзажам в этом отношении повезло больше — видимо, из-за того, что в лесу не так велик разброс дальностей от ближнего до заднего плана, и некрасивое двоение в размытых зонах либо не возникает, либо не так заметно. При этом резкие контуры объектов за пределами зоны резкости слегка приглушаются, придавая фотографии характер живописи.

По какой-то причине моя камера оказалась в некоторых случаях не в состоянии правильно подобрать баланс белого, уведя его в глубокую синеву (что, впрочем, иной раз у неё случается и при использовании других неавтоматических объективов). Такие кадры я исправил при обработке. В целом же сильной коррекции фотографии не потребовали — лишь не слишком изогнутой s-образной кривой оказалось достаточно.

Резкость изображения в центре кадра хорошая, а к углам, как мне показалось, несколько падает, но не столь значительно, как у «Индустара-50 3,5/50».

Стойкость к встречному свету очень хороша. Никаких бликов или падения контраста.

Мне удалось добиться появления этакого мягкого не то блика, не то пятна с пониженной резкостью только в экстремальном случае: направив объектив так, что вечернее солнце оказалось прямо за границей кадра. И то — блик в этом случае получился весьма кинематографичным.

Я увидел лесные цветы, и решил сделать несколько кадров. На этих сюжетах объектив раскрыл себя гораздо полнее!

Фотографии с цветами вышли сочными, объёмными, с плавным переходом от резко изображённых деталей соцветия к полностью и красиво размытому заднему плану.

Я повторил опыт на съёмке отдельных листьев и веток — и тоже остался доволен результатом.

Чтобы исследовать этот феномен поподробнее, я вернулся в сад, где в это время цвело множество привлекательных растений.

Часть из них я фотографировал на открытой диафрагме. В этом случае я получил, конечно, довольно маленькую глубину резкости, но с учётом плавного перехода к нерезкости это придавало дополнительный объём и какую-то плавность, текучесть композиции.

Фон размыт мягко и равномерно, цветопередача — сочная и контрастная даже в сумерках.

На открытой диафрагме изображение как-бы слегка смягчается за счёт небольшого понижения резкости. Задний план размывается интенсивно, плавно, без какой бы то ни было заметной закрутки или иных неожиданных особенностей.

Если на фоне оказываются яркие объекты, они передаются в виде крупных правильных кружочков, равномерно заполненных светом, с тонкой изящной окантовкой. Кружочки остаются правильной формы даже на краях кадра.

Если прикрыть немного диафрагму, то передача объёма становится превосходной. Резкость становится безупречной. Фон остаётся равномерно размытым, несмотря на то, что диафрагма не образует кружочка. Конечно, это возможно только в тех случаях, когда на фоне нет ярких контрастных точечных объектов, но построить кадр таким образом вполне возможно, если стоит такая задача.

В противном случае в форме бликов на фоне отчётливо проявится форма диафрагмы — либо шестиугольник с подчёркнутыми углами, либо некая шестилучевая звёздочка.

Если же ярких объектов на фоне много, то он превращается в некую авангардную живопись. Это не всегда уместно, но я не могу сказать, что это недостаток. Скорее, особенность, которую можно использовать как инструмент для творческого поиска.

В крупных планах хорошо всё: сочная цветопередача, резкость, отличная передача объёма во всех подробностях, красивый мягкий переход к заднему плану и красивое размытие фона даже на прикрытой диафрагме. А рекордно маленькая минимальная дальность фокусировки позволяют распространить все эти положительные качества на самые маленькие изображаемые объекты.

Пример одного и того же сюжета на разных значениях диафрагмы. Видно, как увеличивается резкость в центре кадра и как изменяется характер размытия заднего плана — проступают очертания объектов.

f/2.8:

f/5.6:

Хроматических аберраций я, как ни странно, не заметил. Виньетирование тоже не бросается в глаза. Может, всё это осталось за краем кадра фотокамеры с кроп-фактором 1,5?

«Индустар-61» — очень интересный объектив. Не блещущий ничем, кроме слабо выраженного эффекта «старой фотографии» на пейзажных дистанциях, он очень хорош на крупных планах, что подчёркивается его «заточенностью» на съёмку на малых дистанциях как его конструкцией, так и оптическими особенностями. Натюрморты, предметная съёмка, очень крупные планы и съёмка крупных объектов с близких дистанций — вот его конёк, в этой области объектив обеспечивает изображение с прекрасной передачей объёма и цвета, а также с неожиданно красивым и изящным «рисунком». Да, у него есть при этом пара причудливых особенностей, вроде звёздочкообразной диафрагмы, но они, подобно другим техническим ограничениям, возникающим в разных видах изобразительного искусства, могут, при должном настрое, способствовать проявлению творческого начала.

Перед выводами — дополнительные примеры фотографий.

Вывод.

В ходе проведения августовских полевых испытаний объектива «Индустар-61Л/З-МС 2,8/50" 1986-го года выпуска, производства завода ЛЗОС, получены следующие результаты.

1) Объективу требуется переходник с резьбы 42 мм на требуемый байонет для использования с современными фотоаппаратами. Для камер с байонетом К нужен переходник, утапливающийся в байонет камеры полностью.

2) Управление фокусировкой и диафрагмой — полностью ручное. Предусмотрены возможности предустановки выбранного значения диафрагмы и плавного закрывания диафрагмы до предустановленного значения. Фокусировочный механизм оптимизирован для работы на ближних дистанциях.

3) Светосила для данного значения фокусного расстояния довольно высока, но всё же ближе к средним показателям. Тем не менее, объектив обладает малой глубиной резкости, которая полезна при съёмке с задачей разделения объекта и фона на ближних дистанциях.

4) Объектив формирует резкое, констрастное, сочное и объёмное изображение с красивым рисунком заднего плана при съёмке на ближних и средних дистанциях. При достаточно закрытой диафрагме рисунок заднего плана при небольших расстояниях до объекта принимает вид некоего авангардистского геометрического орнамента. Благодаря очень маленькой минимальной дальности возможна съёмка крупным планом, почти макро, результат при этом оказывается качественным. При съёмке на пейзажных дистанциях возможно некоторое размытие деталей.

5) Хроматические аберрации и виньетирование не наблюдаются. Если в объектив попадают яркие лучи света под острым углом, то возможно образование блика без чётких контуров.

6) Корпус объектива выполнен из металла и обладает высокой механической прочностью и надёжностью. Несмотря на многочисленные следы износа моего экземпляра, все его механические части работают хорошо.

7) Объектив поставлялся с защитным прозрачным футляром, крышка которого одновременно служит задней крышкой для объектива, а также с простой передней пластиковой крышкой. Для установки фильтров предусмотрена передняя невращающаяся резьба диаметром 49 мм.

Начало обзора: Объектив Индустар-61Л/З-МС 2,8/50 производства ЛЗОС. Часть первая, описательная. Август 2017 г.

Другие объективы марки «Индустар»:
Индустар-50 1:3,5 F=5см П производства КМЗ;
Индустар 50У-3,5/50 производства Феодосийского оптического завода.

Другие объективы с близкими значениями фокусного расстояния:

Lensbaby Muse Double Glass (2/50, тилт)
МС Зенитар-М2s 2/50 производства КМЗ
ABC Dirkor 1:130 f = 50 mm (пинхол)
Гелиос 44-2 2/58 производства завода «Юпитер»
SMC Pentax-DA 1:2.8 40mm XS производства Ricoh,

в том числе с переменным фокусным расстоянием:
Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:3.5-5.6 18-55mm AL производства фирмы Samsung
Tamron SP AF 28-75mm F/2.8 XR Di LD Aspherical (IF) Macro A09P

Другие объективы производства ЛЗОС:
МС ЗМ-5СА 8/500,
МС МТО-11СА 10/1000.


© 2003—2018 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru