Для того, чтобы данная рубрика не слишком простаивала, я решил подготовить обзоры двух автофокусных объективов, уже давно находящихся в моём распоряжении, но не прошедших полевые испытания.
Первым будет Samsung/Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:3.5-5.6 18-55mm AL. Это автофокусный зум-объектив, рассчитанный на применение только с цифровыми фотоаппаратами с кроп-фактором 1,5 и байонетом К.
Этот объектив входил в комплект поставки фотоаппарата Samsung GX10. В большой коробке рядом с самим прибором имелась также отдельная маленькая коробочка для объектива, где он и возлежал в полиэтиленовом пакете. Коробка покрыта множеством неприлично восторженных хвалебных надписей — удивительная нескромность, особенно если учесть, что отдельно D-Xenon 18-55 не продавался и является, таким образом, штатным, или "китовым" объективом.
Объектив выпущен приблизительно в 2005 году. За годы эксплуатации объектив несколько подизносился внешне, но на его работе и качестве получаемых снимков это никак не сказывается. Первоначально он работал с родным Samsung GX10, затем, когда попал ко мне, стал жить на Samsung GX-1L. Со временем у этой камеры вышел из строя диск управления диафрагмой и выдержкой, и использовать её с автоматическими объективами стало сложно. Теперь объектив служит на фотоаппарате Pentax K-30, к синему корпусу которого хорошо подходит его синее кольцо.
Объектив почти полностью выполнен из матового чёрного пластика и весьма изящен. Широкое кольцо фокусного расстояния и узкое кольцо фокусировки покрыты резиновым покрытием с рельефом в виде четырёхгранных пирамидок. Кольцо фокусировки чуть-чуть люфтит, почти незаметно.
По габаритам объектив не крупный, но и не мелкий; он гармонично смотрится на фотоаппарате. Изящным штрихом служит металлическое кольцо синего цвета, установленное между основанием объектива и кольцом фокусного расстояния. Синий цвет декоративных вставок характерен для объективов фирмы Schneider.
Кольцо управления диафрагмой отсутствует — этот объектив предназначен только для использования с автоматическими фотоаппаратами, которые способны управлять диафрагмой через специальные контакты на байонете.
На месте, где обычно находится у объективов с байонетом "К" кольцо диафрагмы, расположена вставка из светлого металла с названием объектива "D-Xenon 18-55", а с другой стороны - ещё одна с надписью "Digital Samsung SA".
Объектив достаточно лёгкий — чувтсвуется, что многое сделано из пластика. За годы эксплуатации внутрь просочилось через какие-то незаметные щели некоторое количество пылинок, которые теперь видны на просвет.
Сообщают, что "D-Xenon 18-55" очень похож и внешне, и по параметрам, и по качеству съёмки на объектив "Pentax-DA SMC f/3.5-5.6 18-55mm AL", который фирма Pentax поставляла со своим фотоаппаратом "Pentax K-10D" и другими. Это неудивительно: в те времена фирмы Samsung и Pentax разрабатывали свою фототехнику совместно, при этом Samsung выпускала как-бы чуть более бюджетные версии фотоаппаратов и объективов по сравнению с теми, что выпускала Pentax. "K-10D" — аналог "GX10", поэтому логично, что и их объективы похожи. Похоже, что D-Xenon 18-55 — это упрощенная, видимо, с целью снижения стоимости производства версия объектива Pentax-DA 18-55. Ныне Samsung не сотрудничает с Pentax, и этот объектив снят с производства.
С третьей стороны у байонета на корпусе нанесён серийный номер и честная надпись "Сделано во Вьетнаме".
На передней части объектива — пластиковый байонет для крепления прилагающейся бленды. Бленда удобна, её можно на время, когда объектив не используется, надеть на него задом наперёд, и у неё предусмотрено окошко на нижней стороне, закрывающееся маленькой съёмной крышечкой. Это окошко очень удобно для использования вращающихся светофильтров — например, поляризационного или градиентного: можно вращать фильтр, не отрывая взгляда от видоискателя и не просовывая пальцы спереди внутрь бленды с риском заляпать фильтр.
Также бленда неплохо служит для защиты объектива при падении, подобно бамперу автомобиля: когда я однажды выронил фотоаппарат и он полетел на асфальт объективом книзу, бленда героически приняла на себя первый удар, спася объектив и фотоаппарат от неминуемого. В результате на ней появилась трещина и она стала плохо держаться на объективе, но эту проблему можно решить, обмотав рамку окошка для доступа к фильтру ниткой.
На бленде указан производитель — Samsung, название модели и диаметр: SCH-A 52 mm.
Передняя линза довольно крупная и имеет лёгкий зеленоватый оттенок от просветляющего покрытия. Внутри видна сложная структура линз и механизмов. Вокруг линзы имеется надпись: "Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:3.5-5.6 18-55mm AL", знак диаметра и значение 52 mm.
Schneider-Kreuznach — казалось бы, название фирмы-производителя, но нет — таковое нанесено сбоку на корпусе объектива, это фирма Samsung. Во всяком случае, так пишут. Дело здесь, видимо, в том, что в отличии от Pentaxа, чьё имя давно известно среди фотографов, Samsung на момент выпуска этого объектива ещё только начинала заниматься выпуском подобной фототехники и её марка не имела такого веса. Производителю не хотелось, чтобы этот объектив встал в один ряд с безымянными объективами малоизвестных фирм, поэтому они обратились к фирме Schneider, которая занимается выпуском объективов уже лет сто и заработала хорошую репутацию. Ныне она производит объективы столь величественные, что мне не удалось найти стоимость хоть одного из них. Фирма Schneider проводила контроль качества объективов D-Xenon на соответствие их оптических параметров своим строгим критериям, чтобы не опозорить своё имя.
D-Xenon — марка объектива. Под маркой "Xenon" выпускает свои объективы фирма Schneider, а Samsung добавил к ней букву D — "Digital". Объектив предназначен для использования только с цифровыми фотоаппаратами, а поскольку серийно ни Samsung, ни Pentax полнокадровых цифровых камер не делали, то он расчитан только для использования с камерами с кроп-фактором матрицы 1,5. Под маркой "D-Xenon" также выпускался длиннофокусный зум-объектив с диапазоном фокусных расстояний 50-200 мм и некоторые другие.
1:3.5-5.6 — диапазон максимальных значений диафрагмы в зависимости от фокусного расстояния: на 18 мм будет f/3.5, а на 55 мм — f/5.6. Увы, объектив не очень светосилен, и у него уменьшается светосила при увеличении фокусного расстояния. Впрочем, штатные объективы редко теперь делают выдающимися по характеристикам.
18-55mm — диапазон фокусных расстояний. Для кроп-фактора 1,5 это эквивалентно 27 — 82,5 мм, то есть от широкоугольного до не очень длинного длиннофокусного. Вполне удобный универсальный диапазон, особенно для пейзажа, в том числе городского в не очень тесных городах.
AL — Aspherical Lens, "асферические линзы". В состав объектива входят линзы, поверхность которых имеет сложную форму — это нужно для того, чтобы повысить резкость на краях кадра. 52 mm — диаметр резьбы для фильтров.
На корпусе также присутствует метка SA. Как она расшифровывается — я не знаю, но, возможно, это эквивалент метки DA, указываемой на аналогичном объективе производства Pentax, и в этом случае она обозначает, что объектив предназначен для цифровых фотоаппаратов с кроп-фактором 1,5 и с управлением диафрагмой средствами фотоаппарата.
Внутри можно разглядеть шестилепестковую диафрагму.
Кольцо фокусировки вращается очень свободно, но недалеко — всего на четверть оборота, что характерно для автофокусных объективов. При фокусировке передняя часть объектива немного выдвигается, но не вращается; интересно, что при вращении кольца фокусировки руками "отвёрточный" привод автофокуса, расположенный на хвосте объектива, не вращается, а это значит, что при съёмке можно подправлять при необходимости фокусировку объектива без боязни повредить мотор в камере.
Шкала на кольце фокусировки указана в метрах и в футах.
Также важно то, что кольцо можно прокрутить чуть дальше, чем за положение "бесконечность", и в этом случае объектив не будет сфокусирован ни на чём, — это нужно учитывать при ручной фокусировке.
Кольцо фокусных расстояний вращается вмеру плавно, слегка подклинивая при малой скорости вращения — видимо, направляющие внутри объектива сделаны из пластика. Кольцо вращается также примерно на четверть оборота, а объектив при этом то увеличивается в длину, то уменьшается, достигая минимума на положении 35 мм.
Объектив оборудован полноценным байонетом КAF2 с информационными контактами и механическим приводом автофокуса. Байонет металлический. Объектив передаёт в камеру полную информацию, включая фокусное расстояние, дальность фокусировки, диафрагму и собственное название. Камера же всё это прилежно записывает в EXIF каждого файла, очень удобно. Все функции современных фотоаппаратов Samsung и Pentax с байонетом К будут доступны при использовании этого объектива. Теоретически, автофокус на этом объективе не будет работать на фотоаппаратах без механического привода автофокуса, поскольку фокусировочного мотора в объективе нет, но, насколько мне известно, пока фирма Pentax таковые камеры не выпускает.
Естественно, D-Xenon 18-55 выпускался только с байонетом К.
В комплект поставки объектива, помимо бленды, входила также передняя разжимная крышка с логотипом Samsung и задняя крышка. Передняя крышка, что интересно, может использоваться и на объективе с диаметром резьбы под фильтр 49 мм, в результате чего она перекочевала на "Гелиос 44-2", родная крышка которого на нём не держится, а для D-Xenonа я купил новую.
Во второй части испытаний — результаты испытаний объектива с примерами фотографий.