Lensbaby Muse Double Glass. Полевые испытания. Июнь 2015, часть 1.
 


 Somethings / Полевые испытания /
Lensbaby Muse Double Glass. Часть первая, описательная.

Июнь 2015 года


Это чудесное изделие я обрёл несколько спонтанно. Я читал о нём раньше, и это знание, поселившись в моей голове, росло и крепло, и дало неожиданные плоды: в один прекрасный пятничный тёплый летний вечер я отправился в магазин на трамвае и приобрёл там милую небольшую коробочку, украшенную яркими, красочными фотографиями. Кажется, так и следует приобретать такой объектив — спонтанно, под летним солнцем.

На миг отвлечёмся от так и просящейся в руки яркой упаковки и обратимся к исторической справке. Таковая, впрочем, будет не очень длинной, ибо фирма Lensbabies, изготовившая этот объектив, была основана не далее, чем в 2004 году одним фотографом по имени Крейг Стронг (можно при желании насладиться его работами). В один прекрасный момент К. Стронг решил заняться изобретательством и изготовил из подручных средств объектив-монокль с гибким упругим корпусом, позволяющим выполнять наклон оптической оси без особых усилий лёгким движением руки. Опробовав новинку, фотограф был так впечатлён, что немедля основал указанную фирму и начал на ней производство подобных объективов, произведённых уже фабричным способом.

С тех пор, несмотря на небольшой возраст, Lensbaby (ныне избавившаяся от множественного числа в названии) смогла занять свою, особую нишу среди производителей фотооптики. Со временем модельный ряд выпускаемых объективов пополнился множеством разнообразных моделей: теперь в модельном ряду фирмы есть не только объективы с изменяемым углом наклона и не только монокли, но и более традиционные объективы с фиксированным фокусным расстоянием, разнообразными оптическими схемами, неизменно с полностью мануальным управлением в лучших традициях середины 20-го века. В модельном ряду, тем не менее, всегда присутствует наследник того, самого первого объектива фирмы, и его близкого родственника мы и рассмотрим в этом выпуске «Полевых испытаний».

Коробочка состоит из внешней части, которая и оформлена яркими фотографиями, и собственно коробки нежного оранжевого цвета с названием объектива, его изображением, а также указанием фирмы и места изготовления — штат Орегон, США. Да, на фоне именитых производителей, сплошь перенёсших свои сборочные цеха в Восточную Азию, это выглядит гордо. На самом деле фабрика довольно небольшая, ознакомиться с её работой можно, посмотрев специальное видео, выложенное на сайте предприятия. Как следствие, при пополнении модельного ряда они вынуждены снимать старые модели с производства, даже если они были достаточно удачны, что компенсируется большими тиражами — даже модели, снятые с производства несколько лет назад, можно без проблем найти в продаже в розничных магазинах.

Внутри коробки находится удивительная картонная конструкция, удерживающая объектив таким образом, что он располагается в центре коробки, не соприкасаясь с её стенками. Интересное решение, направленное на убережение чувствительного прибора от повреждений при транспортировке. Под объективом в недрах коробки располагаются дополнительные принадлежности.

Изъяв объектив из объятий коробки и извлекя из её глубин всё остальное, получаем набор предметов: собственно объектив с крышками, красиво оформленную инструкцию с трогательной надписью «mama?» и поздравлением с тем, что у нас Lensbaby, милый чёрный затягивающийся тканевый мешочек для транспортировки прибора, таинственный предмет (мы ещё к нему вернёмся) и пакетик с адсорбентом, который следует немедля выкинуть, что я и сделал.

Объектив оказался несколько крупнее, чем я предполагал. Он приятно пахнет свежим пластиком и резиной. Он выглядит крайне необычно, словно выпустили его на далёкой планете: широкое пластиковое основание переходит в гибкую гофрированную среднюю часть корпуса, изготовленную из особой гладкой резины, на конце — широкий пластиковый обод, предназначенный для того, чтобы при съёмке держаться за него руками. У объектива нет ни одного управляющего кольца. Гофрированная резиновая середина корпуса позволяет фокусироваться, сжимая или растягивая корпус, держась за пластиковый обод. Резина довольно упругая, и на первый взгляд кажется, что сжимать объектив будет трудновато, но точно это определить можно будет в ходе испытаний.

Также можно и наклонять корпус в любую сторону под любым углом, таким образом управляя углом наклона оптической оси объектива. Эта степень регулировки недоступна в большинстве современных объективов, но не инновационна: угол наклона оптической оси можно было регулировать ещё у самых древних фотоаппаратов, в состав которых входили тканевые меха и специальные регулировочные механизмы. С развитием фотоаппаратов неободимость в постоянном применении этой регулировки отпала, и она сохранилась только в специальных, так называемых tilt-объективах (от слова «наклон»). К таким объективам относится и Lensbaby Muse Double Lens.

Передняя сторона объектива украшена яркой зелёной вставкой и имеет надпись по контуру: «Lensbaby Muse», серийный номер и странные метки. Что же это за метки и почему на корпусе нет информации об оптических параметрах объектива?

Оказалось, что Lensbaby Muse Double Glass — объектив-конструктор. Он состоит из двух частей — корпуса «Muse» и линзоблока «Double Glass». Они соединяются между собой с помощью специального пластикового байонета системы «Optic swap system» («Система смены оптики»), и метки на корпусе предназначены именно для удобства установки линзоблока в корпус. Просто так извлечь линзоблок нельзя — нужен специальный инструмент, нажимающий одновременно на три зажима в пазах линзоблока, а инструмент этот прилагается только к отдельным сменным линзоблокам. Но разве это может меня остановить? Ловкость рук, линейка и ножницы — и конструктор разобран, всё ради того, чтобы наиболее полно рассмотреть и описать устройство этого объектива.

Начнём с корпуса «Lensbaby Muse».

«Lensbaby» — «Объектив-малютка», марка объективов фирмы Lensbaby, совпадающая с её названием.

«Muse» — «Муза», название данной модели корпуса. Этот корпус воспроизводит устройство самого первого объектива фирмы (за исключением модульного принципа) и является самым минималистичным с точки зрения органов управления. Как уже было сказано, «Muse» обеспечивает возможность как фокусировки, так и регулировки наклона оптической оси.

Степень сжатия корпуса, необходимая для достижения фокусировки на «бесконечности», а также минимальная дистанция фокусировки и предельно допустимые углы отклонения оптической оси зависят от установленного линзоблока; невозможность устройства на таком типе корпуса каких либо шкал означает, что пользователям предстоит определить значения этих параметров эмпирическим путём.

В ассортименте также есть несколько других корпусов с байонетом для линзоблоков, как с функцией наклона оптической оси, так и без, отличающихся способом управления наклоном и фокусировкой. Собственно модель Muse выпускалась с 2008 по 2013 годы и ныне снята с производства, но благодаря большим запасам в магазинах доступна новой и при этом цена её сохраняется на не очень высоком уровне. Ныне выпускается модель «Spark» — упрощенная версия «Muse», но почему-то только в вариантах с байонетами Nikon F и Canon EF, в отличие от всех остальных корпусов и объективов фирмы. Насколько я понимаю, корпуса доступны только в комплекте с тем или иным линзоблоком.

На задней стороне корпуса — металлический байонет Pentax K (естественно, я выбрал вариант объектива с байонетом, подходящим для моих фотокамер). Конечно, на байонете нет привода фокусировки, поскольку таковая выполняется вручную фотографом. Также нет и каких-либо контактов для информационного взаимодействия. Камера сможет работать с таким объективом в режиме приоритета диафрагмы: таковую установит фотограф, а камера подберёт выдержку. Корпус «Muse» выпускался почти со всеми мыслимыми байонетами, какие только можно найти на современных фотоаппаратах.

Теперь рассмотрим линзоблок. Широкая часть его оправы с байонетом выполнена из особого сорта пластика, а узкая, в которой непосредственно закреплены линзы — из металла. Вставка из зелёного пластика, видная на передней стороне, продолжается на боковую сторону. Там на ней выдавлена надпись «Lensbaby Double glass».

 «Double glass» — «Двойной стеклянный», название данной модели линзоблока. Собственно, оно вполне раскрывает его суть — он состоит из двух стеклянных линз. За более подробными оптическими характеристиками придётся обратиться к сайту производителя, разделу «Вопросы и ответы» — к сожалению, эти данные не отражены полностью в руководстве по эксплуатации.

Фокусное расстояние составляет 50 мм. Это считается «нормальным» фокусным расстоянием для полнокадровых фотоаппаратов, а для камер с кроп-фактором 1,5 эквивалентное фокусное расстояние составит 75 мм, этакий чуть-чуть длиннофокусный объектив.

Светосила 1:2. Неплохое значение, не рекордное, но вполне комфортное.

Также сайт сообщает о многослойном просветлении линз, зеленоватый отблеск которого трудно не заметить, разглядывая линзоблок, чудестных свойствах особого оптического стекла, а также о неком таинственном «сладком пятне фокусировки», которое линзоблоком обеспечивается. Хмм, загадочно...

Lensbaby имеет в ассортименте в общей сложности 11 линзоблоков с байонетом системы «Optic swap system» с разными фокусными расстояниями, оптическими и конструктивными особенностями. Интересно, что примерно половина из них имеют одинаковую оправу, отличающуюся только цветом и маркировкой резиновой вставки. Собственно линзоблок «Double glass» числится снятым с производства, однако выпускается его брат-близнец «Creative Aperture Optic» с таким же цветом резиновой вставки, отличающийся лишь набором прилагающихся диафрагм.

Кстати, о диафрагмах. Как можно было заметить, данный линзоблок не имеет устройства механической диафрагмы. Зато при внимательном рассмотрении передней стороны линзоблока, в глубине которой скрывается его небольшая передняя линза, можно увидеть три магнита, расположенных вокруг неё — они и предназначены для установки диафрагмы.

Здесь нам пригодится странное устройство, найденное в упаковке вместе с объективом. Под большой круглой серой крышкой приспособления скрывается отсек для дисков диафрагм. Они выполнены из некоего гибкого материала, похожего на тот, из которого делают магниты на холодильник. В комплекте четыре промаркированных диафрагменных диска — с отверстиями f/2.8, f/4, f/5.6 и f/8. Отверстия имеют правильную круглую форму. Для желающих продаются также диски с отверстиями меньшего размера, а также фигурных форм и вовсе без отверстий — для самостоятельного вырезания таковых ножиком. Хранилище диафрагм явно расчитано на большее количество дисков, чем прилагается.

Для удобной установки и снятия диафрагм предназначен магнитный наконечник приспособления, спрятанный под колпачком. Колпачок держится на пружинке — как трогательно! Вот только сделать такую же для крышки отсека для диафрагм никто не догадался... Таким образом, диафрагма располагается перед передней линзой линзоблока. Насколько удобным является используемый способ управления ей — станет ясно во время испытаний.

Линзоблок оснащён пластиковой резьбой для светофильтров диаметром 37 мм. И где они такие видели? Резьба не вращается при фокусировке, так как ничто не вращается при фокусировке. Для желающих жадный производитель продаёт отдельно резьбовую бленду со встроенным переходником на фильтры диаметром 52 мм.

Про линзоблок остаётся только добавить, что его задняя (вторая и последняя) линза оказывается ничем не защищена, когда линзоблок отсоединён от корпуса. Нужно обращаться с ним аккуратно.

Таким образом, приобретённый мной объектив оказался не только объективом, как таковым, но и неким стартовым набором из корпуса и линзоблока. Подобные наборы имеются в различных сочетаниях корпусов и линзоблоков. Насколько мне известно, корпуса продаются только в комплекте с линзоблоками, а вот последние можно докупать и отдельно, кроме линзоблока «Spark».

В комплект поставки также входит изящная байонетная крышечка с логотипом и красивая и удобная разжимная передняя крышка, тоже украшенная логотипом. Вообще, изящество и внимание к мелочам чувствуется во всём.

Объектив устанавливается на фотоаппарат обычным способом благодаря наличию соответствующего байонета, поэтому ничто не мешает немедленно приступить к натурным испытаниям. Их результаты — во второй части.

Продолжение обзора: Lensbaby Muse Double Glass. Полевые испытания. Июнь 2015, часть 2.

Другие объективы с близкими значениями фокусного расстояния:
Индустар-50 1:3,5 F=5см П производства КМЗ,
Гелиос 44-2 2/58 производства завода «Юпитер»,
Индустар 50У-3,5/50 производства Феодосийского оптического завода,
МС Зенитар-М2s 2/50 производства КМЗ,
SMC Pentax-DA 1:2.8 40mm XS производства Ricoh,

в том числе с переменным фокусным расстоянием:
Tamron SP AF 28-75mm F/2.8 XR Di LD Aspherical (IF) Macro A09P,
Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:3.5-5.6 18-55mm AL производства фирмы Samsung.


© 2003—2015 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru