ABC Dirkor 1:130 f = 50 mm. Полевые испытания. Сентябрь 2015, часть 1.
 


 Somethings / Полевые испытания /
ABC Dirkor 1:130 f = 50 mm. Часть первая, описательная.

Сентябрь 2015 года


Для юбилейного, 20-го выпуска «Полевых испытаний» я решил подобрать нечто особенное.

Обычно под объективом мы понимаем в первую очередь комбинацию линз. Их может быть много, более десятка, если это современный объектив с переменным фокусным расстоянием, или одна, как в монокле. Объективы даже иногда называют просто «стекло», как-бы подчёркивая роль линз в их структуре.

Но может быть и иначе. Есть целый класс объективов, не содержащих ни единой линзы, ни единого кусочка стекла или прозрачного пластика в своём составе, и называются они «пинхол» (pin hole — «отверстие от булавки»).

Пинхолы основаны на самом древнем принципе получения изображения с помощью света — на принципе «камеры-обскуры», согласно которому при устройстве крошечного отверстия в стене закрытого прямоугольного помещения свет, проходящий через это отверстие, будет формировать на стене внутри помещения изображение того, что находится снаружи. В старину такие устройства применялись в различных видах наблюдения и для создания картин. История сообщает, что самые первые фотографии также были получены с помощью пинхола, а для фотокамер, у которых вместо объектива — пинхол, имеется даже специальное название — «стеноп».

Ныне, конечно, пинхолы применяются исключительно в художественных целях. Несмотря на то, что промышленностью производятся объективы такого типа, более популярно изготовление пинхолов и стенопов самостоятельно, поскольку это не составляет большого труда — достаточно проколоть в плотном непрозрачном материале крошечное отверстие, и закрепить полученный объектив на фотоаппарате, в качестве которого может выступать даже коробка с закреплённой внутри плёнкой. Появилось целое направление в фотоискусстве, основанное на этом принципе, некоторые представители которого даже считают, что при съёмке на стенопы важен не результат, как таковой, а процесс получения кадра и чувства, возникающие в это время у фотографа.

Для испытаний я выбрал особенный пинхол. В далёком 1979 году в чехословацком журнале «Азбука юных техников и природоведов» (по-чешски, соответственно, «ABC mladých techniků a přírodovědců») опубликовали несколько развёрток, из которых при помощи ножниц, клея и ловкости рук можно было получить самый настоящий, хоть и не самый продвинутый, фотоаппарат. Называлось это чудо фотографической мысли «Dirkon», у него не было никакого видоискателя, его затвор отрабатывал единственную выдержку — «В», то есть ручную, зато у него было бумажное устройство перемотки плёнки и объектив-пинхол.

Нужные страницы из журнала, ныне ставшие библиографической редкостью, ценители фотораритетов заботливо отсканировали и выложили в интернет в разных местах, поэтому не составляет труда отыскать их и, отпечатав на плотной бумаге (я использовал матовую фотобумагу плотностью 230 г/м2), вырезать и собрать собственный бумажный фотоаппарат. Чтобы получить стильный бумажный объектив-пинхол, достаточно напечатать правый сегмент детали № 1, а также детали № 7, 8, 9 и 11 (центральную круглую чёрную часть), вырезать, склеить их между собой согласно инструкции, проколоть отверстие, и придумать способ крепления к фотоаппарату.

Я взял переходник М42 — Pentax K неутапливающейся в байонет модификации, прикрутил к нему оставшийся лишним хвостовик типа «А» на резьбу М42, измерил его внутренний диаметр, обрезал посадочную плоскость объектива под этот диаметр и вставил объектив в хвостовик. Если вырезать достаточно аккуратно, то объектив хорошо держится силой трения.

В результате получается очень компактный объектив-«блинчик», стильно выглядящий и издалека смотрящийся как настоящий.

Рассмотрим его внимательно. Пинхол сам по себе максимально прост — это не более чем непрозрачная пластина, закрывающая байонет камеры, с крошечным отверстием, проколотым в её центре. Если посмотреть на наш пинхол спереди, то мы увидим это самое отверстие в детали, наклеенной самым нижним слоем — это «диафрагма» Dirkorа. Можно сказать, что она фиксированная, а степень округлости её формы определяется аккуратностью изготовления.

Линзы, естественно, отсутствуют, так что «диафрагма» и является единственным «оптическим элементом» объектива. Вокруг диафрагмы — две бумажных детали, части корпуса. Средняя, видимо, нужна для того, чтобы уменьшить светопропускание бумаги, а верхняя — декоративный обод, как на настоящем объективе, и на нём даже нанесена маркировка: «ABC Dirkor 1:130 f = 50 mm 20-1979»

ABC — «логотип» журнала «Азбука юных техников и природоведов», название которого на чешском начинается как раз с «ABC».

Dirkor — марка объектива. Произошла, как и название фотоаппарата «Dirkon» от чешского слова, созвучного и близкого по смыслу к русскому «дырка». Рассматриваемый объектив — единственный таковой этой марки.

1:130 — относительное отверстие. Да, такой вот антирекорд, но это следствие принципа действия объектива. Сделай отверстие в диафрагме больше — и чуда не произойдёт, плёнка или матрица просто засветится. Надо сказать, что это очень-очень приблизительное значение и соответствует истине только в том случае, если диаметр отверстия в детали-диафрагме в 0,4 мм был выдержан очень точно. Я, например, за свой экземпляр ручаться не могу.

f = 50 mm — фокусное расстояние. Считается «нормальным» для плёночных фотоаппаратов и камер с полнокадровой матрицей, для камер с кроп-фактором 1,5 эквивалентное значение составляет 75 мм — короткий длиннофокусный объектив. Расстояние это для пинхолов определяется дальностью от пластины с отверстием («диафрагмы») до плёнки или матрицы. В моём случае оно получилось чуть меньше: рабочий отрезок байонета «К» равен 45,5 мм, толщина переходника — ещё порядка 0,5 мм, и толщина адаптера — около 1 мм; в целом получается 47 мм.

23-1979 — год издания и номер журнала, в котором был опубликован фотоаппарат. Получается, что этот вариант стенопа разработали 36 лет назад.

Боковая поверхность бумажной части объектива очень короткая, изнутри имитирует собой обод вокруг линз, на котором обычно крепятся светофильтры, а снаружи — кольцо управления. В силу бумажности объектива, настоящей резьбы для фильтров на нём, конечно, нету. Никаких настоящих колец управления также не предусмотрено — с такой диафрагмой фокусироваться объективу ни к чему, зона резко изображаемого пространства у него должна получиться всеобъемлющей, а диафрагма не регулируется в силу конструкции. Интересно, что в природе существуют стенопы с переменным фокусным рассотянием (тоже бумажные) и пинхолы с регулируемой диафрагмой (промышленного производства).

Я снабдил объектив байонетом «К», но аналогичным способом можно изготовить пинхол для любого байонета.

Изготовить пинхол «Dirkor» было несложно — самое время приступить к его испытаниям.

Продолжение обзора: ABC Dirkor 1:130 f = 50 mm. Часть вторая, испытательная. Сентябрь 2015 г.

Другие объективы с близкими значениями фокусного расстояния:
Гелиос 44-2 2/58 производства завода «Юпитер»,
Индустар 50У-3,5/50 производства Феодосийского оптического завода,
МС Зенитар-М2s 2/50 производства КМЗ,
SMC Pentax-DA 1:2.8 40mm XS производства Ricoh,
Индустар-50 1:3,5 F=5см П производства КМЗ,
Lensbaby Muse Double Glass,

в том числе с переменным фокусным расстоянием:
Tamron SP AF 28-75mm F/2.8 XR Di LD Aspherical (IF) Macro A09P,
Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:3.5-5.6 18-55mm AL производства фирмы Samsung.


© 2003—2015 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru