МС МТО-11СА 10/1000 производства ЛЗОС. Полевые испытания. Июль 2015, часть 1.
 


 Somethings / Полевые испытания /
МС МТО-11СА 10/1000 производства ЛЗОС. Часть первая, описательная.

Июль 2015 года


Длиннофокусные объективы всегда привлекают меня, ведь они дают удивительную возможность преодолеть пределы человеческого зрения и увидеть то, что недоступно невооружённому взгляду. Поэтому когда появилась возможность обрести этот гигант среди длиннофокусных объективов, к тому же по весьма привлекательной цене, я не долго раздумывал. Продавец сообщил мне, передавая этот прибор, что никогда не видел ничего подобного. Я тоже. Оно и не удивительно, ведь МС МТО-11СА — настоящий монстр.

Первое, что бросается в глаза — беспримерно огромные габариты этого устройства. МТО-11СА по размерам сопоставим с трёхлитровой банкой.

Он обладает чёткой циллиндрической формой, очень лаконичной, без единой лишней детали, и напоминает эталон циллиндра из палаты мер и весов. Единственный элемент декора — столь же лаконичная продольная насечка широкого кольца фокусировки. В целом внешний вид объектива внушает уважение и напоминает своей строгостью какой-нибуть научный прибор. Минималистичный облик дополняет полуматовая чёрная краска, довольно неплохо сохранившаяся на моём экземпляре, и контрастные белые метки и надписи, выполненные стильным шрифтом. Объектив имеет немыслимый диаметр в 12 см, длину около 24 см и весит около 2 кг, что хоть и не мало, но интуитивно ожидаешь большего.

При попытке снять переднюю крышку обнаруживаешь, что объектив неожиданно начинает вытягиваться в длину. Оказывается, в корпус встроена циллиндрическая бленда, в неактивном состоянии сливающаяся с корпусом, а в выдвинутом имеющая длину примерно 5 см. Бленда несъёмная, в выдвинутом состоянии фиксируется исключительно на силе трения, так что если направить объектив вверх, она начинает потихоньку съезжать вниз.

Передняя крышка скрывает за собою огромный вогнутый передний мениск (вогнутую линзу) с зеркалом, нанесённым на его среднюю часть. Мениск слегка переливается разноцветными бликами благодаря многослойному просветляющему покрытию. В глубине видно огромное главное зеркало объектива. МТО построен по схеме зеркальных телескопов, как и его младший брат МС ЗМ-5СА, и по габаритам сравним с любительскими моделями таковых. Переднюю линзу окружает резьба для светофильтров, что само по себе для этого объектива уже удивительно, а ещё большее удивление вызывает диаметр для них, равный 115 мм. Где брать подобные фильтры — неизвестно, однако в комплекте завод в своё время прилагал несколько экземпляров: ультрафиолетовый, жёлто-зелёный и оранжевый. Первый из них, скорее всего, можно было бы использовать в качестве защитного, остальные же нужны для чёрно-белой съёмки. В любом случае мне объектив достался без светофильтров.

Маркировка нанесена на кольце фокусировки и гласит: «МС МТО-11СА 10/1000», далее идут серийный номер и знак завода-изготовителя.

«МС» — «Multi-coating», «многослойное покрытие» — имеется в виду многослойное просветляющее покрытие линз. Оно призвано бороться с бликами и засветкой.

«МТО» — марка объектива, «Менисковый теле-объектив». Объектив выполнен по схеме зеркальных телескопов, которую великий учёный Дмитрий Дмитриевич Максутов в своё время модернизировал, добавив вогнутые линзы — мениски и превратив зеркальный телескоп в зеркально-линзовый. Эта особенность и отображена в названии марки.

«11» — номер модели. 11-я модель — вершина эволюции объективов МТО, последний серийно выпускавшийся объектив этой марки. Другие её представители — это тоже огромные зеркально-линзовые объективы с разными фокусными расстояниями — от 350 до 1100 мм. Интересно, что нумерация моделей марки МТО очень своеобразна — у некоторых моделей номера нет вовсе, у других он хаотичен — есть ещё модели 500А и 1000А, и эти числа не совпадают с их фокусными расстояниями. «СА» — возможно, от слова «Compact», «компактный» — модификация объектива МТО-11 с уменьшенными габаритами и массой. Страшно представить, какой огромной была базовая модель.

«10/1000» — обозначение светосилы объектива и фокусного расстояние. 10 — это очень низкое значение светосилы, но мне неизвестно о существовании зеркальных объективов с таким фокусным расстоянием и большей светосилой. Низкая светосила часто встречается у зеркальных объективов, ведь зеркала перекрывают собою часть пути для света. 1000 мм, с другой стороны, — это очень большое значение фокусного расстояния, самое большое, с каким я до сего момента сталкивался. Это в 2 раза больше, чем у предыдущего моего рекордсмена по дальнобойности, и в 20 раз больше, чем у объективов с «нормальным» фокусным расстоянием 50 мм. На фотоаппарате с кроп-фактором 1,5 эквивалентное фокусное расстояние составит 1500 мм, это уже не просто супердлиннофокусный, это уже супер-пупер-длиннофокусный объектив. Что самое интересное, среди советских объективов и это не предел.

Логотип принадлежит Лыткаринскому заводу оптического стекла. Этот завод знаменит своими телескопами, а также зеркально-линзовыми объективами, выполненными по тем же технологиям. Кроме того, завод выпускал множество обычных, линзовых объективов для фотокамер. Несколько лет назад на заводе ещё можно было купить, в том числе через фирменный интернет-магазин, некоторые модели объективов, но ныне, к сожалению, они закончились на бездонных складах завода, а новые уже не выпускаются. Увы.

Серийный номер начинается на цифру «88», что, вероятно, означает, что объектив выпущен в 1988 году и он младше меня всего на один год. Объектив выпускался с начала 80-х по конец 90-х или начало 2000-х.

На бленде объектива изображён знак качества СССР.

Кольцо фокусировки в целом обладает внушительными габаритами и находится посередине корпуса объектива. Из-за большого диаметра корпуса орудовать им непросто — обхватить даже половину кольца одной рукой не получается. Кольцо вращается плавно, но довольно туго, что не добавляет удобства к его использованию. При вращении вместе с кольцом фокусировки вращается и всё, что расположено за ним — передняя часть корпуса, бленда и передняя линза-мениск. Кольцо поворачивается практически на 360 градусов от минимального до максимального значения.

На ближней части кольца нанесена шкала дистанций. При фокусировке на минимальное расстояние длина объектива увеличивается совсем чуть-чуть — меньше, чем на сантиметр. Сама минимальная дистанция равна аж 8 метрам — это своего рода антирекорд. Объективу нужен простор. При этом кольцо можно провернуть немного за минимальное значение, а также немного можно провернуть и за метку бесконечности, что означает, что объектив в определённых пределах толерантен к несовпадению рабочего отрезка его и камеры.

На ближней к фотоаппарату части корпуса имеется метка для шкалы дистанций, снабжённая острым металлическим шипом — видимо, он должен служить в качестве прицела. Использовать его в таком качестве действительно достаточно удобно.

Также на корпусе устроены резьбовые гнёзда для установки объектива непосредственно на штатив. С такими габаритами и весом устанавливать на штатив саму камеру не просто неудобно, но и опасно, так что такая предусмотрительность весьма похвальна. Выполнено аж четыре гнезда — по два для ландшафтной (на нижней стороне корпуса) и портретной (на боковой стороне корпуса) ориентации снимка, диаметром 1/4 и 3/8 дюйма, так что и современные штативы можно использовать без всяких переходников. Штатив для такого тяжёлого, длиннофокусного, малосветосильного объектива — не роскошь, а зачастую необходимость.

Стоит заметить, что кольцо диафрагмы у объектива МТО-11СА отсутствует. Оно и понятно — с одной стороны, линзовая конструкция не предполагает возможности установить механизм диафрагмы, с другой — мало кому придёт в голову зажимать диафрагму ещё сильнее, чем f/10.

Приятной неожиданностью стало то, что на хвосте у объектива — адаптер системы «А». Я более подробно рассказывал об адаптерах системы «А» в обзоре объектива «Юпитер-37А». Если кратко, то адаптер — это съёмная деталь, удерживаемая тремя маленькими винтами, которая содержит на себе соединение с фотоаппаратом. Изначально к объективу присоединён адаптер с резьбой М42, на который можно, в принципе, установить переходник на любой байонет, не потеряв при этом фокусировку на бесконечность благодаря особенностям объектива. Но вот незадача: кольцо фокусировки вращается столь туго, что если попытаться резко повернуть его, то объектив выкрутится из переходника. Так что более удобным оказывается установить адаптер с нужным байонетом.

Несмотря на то, что объектив выпущен в 88-м году, и сейчас можно купить в магазине нужный адаптер, только искать нужно адаптер системы «T-mount». Я обрёл таковой для байонета К, производства фирмы Samyang.

Порядок установки простой: ослабляем три винта на заводском адаптере объектива, снимаем его, затем ослабляем три винта на купленном адаптере (потребуется самая маленькая отвёртка, которую только производит промышленность), вынимаем из него деталь-сердцевину (она не пригодится), устанавливаем новый адаптер на место убранного, ориентируем его так, чтобы красная точка оказалась точно напротив метки шкалы дистанции с шипом-прицелом и как следует затягиваем винты. Теперь объектив можно установить на фотоаппарат относительно лёгким движением руки, так же, как любой родной объектив.

На адаптере нет, конечно, никаких контактов (равно как и в самом объективе нет ни капли электроники), так что камера будет работать в ручном режиме и в режиме приоритета диафрагмы и, естественно, с ручной фокусировкой.

Я переживал, что из-за очень большого диаметра МТО-11СА при установке упрётся во встроенную вспышку моего фотоаппарата, но, к счастью, этого не произошло. Даже очень длинный декоративный выступ вспышки моей камеры «Pentax К-30» (ох уж эти японские дизайнеры) с запасом уместился за задней стенкой объектива. Это значит, что, скорее всего, такой объектив можно спокойно использовать с любым фотоаппаратом.

К объективу заводом прилагалась специальная сумка для переноски, три фильтра, инструкция, а также задняя резьбовая и простая металлическая передняя крышки. У меня из всего этого богатства имеется только передняя крышка. Она сидит на объективе достаточно плотно за счёт того, что изнутри её края оклеены бархатистой тканью.

Вместо указанных отсутствующих предметов продавец приложил к моему экземпляру занятное устройство — окулярную насадку «Турист-ФЛ» производства того же завода ЛЗОС.

Это небольшое, но длинное устройство присоединяется к объективу вместо фотоаппарата. В его окуляр можно смотреть и наблюдать непосредственно мир через тот или иной объектив — поддерживаются любые с присоединительной резьбой М42. МТО-11СА с такой штукой и штативом превращается в самый настоящий, хоть и очень любительский, телескоп. Окуляр прибора снабжён кольцом фокусировки, чтобы подстроить чёткость картинки под любой глаз.

Теперь всё готово к проведению второй части полевых испытаний, к чему я с радостью и приступаю.

Продолжение обзора: МС МТО-11СА 10/1000 производства ЛЗОС. Полевые испытания. Июль 2015, часть 2.

Другие объективы производства Лыткаринского завода оптического стекла:
МС ЗМ-5СА 8/500.


© 2003—2015 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru