Somethings / Путешествия / Крым-2011 /
Парк санатория «Крым»

Август 2011 года

 

Санаторий «Крым» в нынешнем Партените занимает самое почётное и удобное место — большую часть долины между гор, выходящей к морю. Когда-то рядом друг с другом находилось два санатория — «Фрунзенский», находившийся в центре долины, и «Крым», расположенный ближе к горе Аю-Даг. Оба они принадлежали министерству обороны и в конце концов объединились в единое целое. Из-за того, что в позднесоветские времена город, фактически, существовал ради санатория, его территория и ныне является местом, где можно увидеть много интересного: здесь — и красивый ансамбль зданий архитектуры модернизма, и развлекательные учреждения, и самый большой в городе пляж, и приятное место для прогулок, и остатки древних построек.

1

Большую часть территории санатория занимает огромный парк. Он заложен ещё в 19-м веке как приусадебный парк проживавших в долине дворян Раевских, известных своим участием во множестве сражений и битв. В советское время к развитию парка приложили руку и учёные Никитского ботанического сада, от чего он разросся и в размерах, и в пышности своей зелени. В 80-е годы, во времена строительства санаториев, парк был, видимо, перепланирован в единой стилистически-композиционной идее с ансамблями санаториев, приобретя характерную для тех времён регулярность композиции и чёткость линий, а также большие эффектные открытые пространства с идиллическими газонами и минималистичным дизайном. Сейчас, по прошествии множества лет, без должного ухода элементы оформления парка несколько обветшали, а на идиллических газонах появились проплешины, но в целом композиционный облик сохраняется.

2

Посреди парка живописным образом разбросаны корпуса санатория. В той части, что раньше принадлежала санаторию «Фрунзенскому», они в основном малоэтажны. Широкие лестницы, стеклянные фасады, огромные бетонные козырьки и внезапные скульптурно-декоративные объекты — характерные черты стиля 80-х проявились здесь полностью.

3

Зоны спланированы на контрасте рубленых, почти мегалитических архитектурных форм и плавных, хаотичных, свободных очертаний растительности и произведений искусства.

4

На металлических барельефах изображены неведомые сюжеты — не то исторические, не то мифологические. В сочетании с обветшавшим каменным обрамлением это место смотрится как загадочные руины древней цивилизации.

5

6

7

По парку протекает вторая городская река — Токата. Для неё в парке выстрноено не очень изящное бетонное русло, пересекаемое множеством труб. В летнюю пору река, как видно, обмелевает почти полностью и имеет заброшенный вид.

8

Природа здесь в соответствии со стилем 80-х выступает в подчинённой роли: группы камней и растений между ними хоть и имеют естественный облик, но расставлены в соответствии с планом, по линейке.

9

В сочетании со зданиями в таком же стиле образуется очень целостный и стильный ансамбль. Можно спорить о красоте и эстетичности результата, но в целостности и проработанности ему не откажешь.

10

Прекрасны местные уличные фонари, правда, давно разбиты.

11

Стилистическое единство и сохранность ансамбля нарушают современные вкрапления и элементы: модернистско-авангардистские скамейки, некогда удивлявшие посетителей, перекрашены на сотню раз и потеряли свой облик минималистской скульптуры, оказавшись в окружении современного здания с керамогранитом, волнистой плиточки и излишне декорированного фонарного столба.

12

Впечатляет аллея высоченных пирамидальных тополей, идущая прямо к морю. К сожалению, состояние асфальта здесь, как и во всём парке, довольно плохое.

13

Ближе к горе Аю-Даг начинается территория, относившаяся к санаторию «Крым» до его объединения с «Фрунзенским». Здесь растёт капуста.

14

А на самом деле здесь задают тон высотные белоснежные жилые корпуса футуристичного облика, живописно расставленные среди зарослей цветущих кустов.

15

Это место представляет собой как-бы модель идеального города будущего в представлении архитекторов 80-х: лаконичные, выразительные и изящные здания с остеклёнными вестибюлями свободно стоят среди открытой парковой зоны, с множеством зон для прогулок и отдыха и с удобными дорожками, соединяющими дома с центральной аллеей, ведущей к общественным зданиям.

16

Общественные же здания — столовые, медицинские корпуса, спортзалы и т. п., выстроены, в противовес многоэтажным жилым корпусам, невысокими, но столь же лаконичными в архитектурном отношении.

17

Есть в санатории место удивительное. Позади общественных зданий внутрь скалы ведёт таинственный проход.

Он богато оформлен каменными блоками, снабжён полукруглым козырьком с сотней лампочек и странным круглым возвышением с абстрактным узором, выложенным из камня. Проход имеет вид помеси паркового грота и языческого святилища. Куда же он ведёт?

18

Внутри — длинный тоннель, вызывающий ассоциации с метрополитеном. Первая половина тоннеля офрмлена яркими, красочными витражами на тему подводного мира. Видно, что в старину в нишах за ними было установлено сплошное освещение из длинных ламп дневного света. Свет проходил через витражи и окрашивал коридор сочными цветами, одновременно придавая подземному проходу вид открытой остеклённой галереи. Со временем многие стёкла в витражах оказались разбиты, а сплошное освещение было заменено отдельными светильниками, которые, чтобы хоть как-то сохранить идею цветного освещения, помещены в разноцветные плафоны.

Вторая половина тоннеля очень напоминает центральный зал станции какого-нибуть маленького метрополитена: вдоль стен — ряды скамей, под потолком — монументально-минималистичный светильник, также снабжённый цветными лампами, а в стенах вместо проходов, которые вели бы на платформы, расположены круглые «окна вникуда», ранее тоже содержавшие витражи с подсветкой.

Вместо станции метро коридор приводит к двум коротким лесенкам, одна из которых закрыта, а вторая ведёт, внезапно, к дверям лифта. Если нажать кнопку вызова, вскоре приходит самый обыкновенный советский лифт, только очень вместительный: он квадратный в плане со стороной, равной длинной стороне стандартного советского грузового лифта. На панели — всего две кнопки этажа, они, как и в других лифтах Партенита, залипают при нажатии и с громким звуком отщёлкиваются при достижении места назначения.

19

Лифт привозит посетителей в верхнюю часть санатория, расположенную на склонах горы Аю-Даг. Верхняя остановка лифта снаружи напоминает небольшой вестибюль станции метро с характерными стеклянно-металлическими дверьми. Такой вот своеобразный вид городского транспорта. Помимо верхней территории санатория он также обеспечивает доступ ко входу на пешеходную тропу по горе Аю-Даг и к жилым кварталам, расположенным за санаторием.

20

Верхняя территория расположена на местности со сложным рельефом, поэтому у неё нет такой чёткой планировки, как у нижней. Это более камерное место. Жилых высоток здесь всего две, они играют роль высотных доминант территории.

21

Верхня территория абсолютно пустынна. Здесь редко встретишь прохожих. Отдыхающие, видимо, разбрелись по другим местам, от чего это место приобрело несколько сюрреалистичный облик: огромные белоснежные корпуса в ретрофутуристичном стиле, пустые аллеи, тишина. Словно попал в фантастический рассказ о далёком будущем, какую-нибуть мрачную антиутопию или постапокалипсис.

22

Нахождение в составе санатория позволило его архитектурному ансамблю очень хорошо сохраниться. Здания в подобных стилях современной архитектуры, несмотря на впечатляющий монолитный облик, очень уязвимы: стоит застеклить балкон, поменять пару оконных рам на новые или просто повесить на видное место кондиционер — и всё, образ разрушен, и лёгкая, изящная постройка превратится в унылую бетонную коробку. Особо ценно здесь то, что здания сохранились не сами по себе, а в ансамбле, включающем и сами здания, и их взаимное расположение, и парковые зоны и аллеи, связывающие их, и даже элементы благоустройства. Последние два пункта ныне страдают в наибольшей степени.

23

Кстати, как пример уязвимости подобной архитектуры можно вспомнить многочисленные памятники конструктивизма, сохранившиеся в наших городах. На старых фотографиях можно увидеть изящные, новаторские, даже по сегодняшним меркам выглядящие актуально и современно здания. Но с 30-х годов прошло много времени — и на улицах мы видим дома, подвергшиеся переделкам и потерпевшие небрежное отношение: тут ленточное остекление заменили мелкими окошками, здесь половину окон заменили на новые, не учтя форму рам старых, тут штукатурка потеряла свою исходную гладкость... и перед нами — обыденные, ничем не примечательные, утилитарные сооружения. Современный неподготовленный зритель удивляется — чем вообще можно восхищаться в архитектуре конструктивизма?

Тем важнее сохранить ансамбли модернистской архитектуры 80-х, подобные этому, и явно сейчас недооценённые.

24

Первые этажи жилых корпусов — очень высокие и вдвинуты как-бы вглубь здания, внешний периметр которого опирается на мощные столбы-колонны. Этакий привет Ле Корбюзье с его идеей размещать здания на колоннах. Первые этажи занимают общественные пространства — вестибюли, занимающие всю площадь этажа почти без перегородок, и снабжённые сплошными стеклянными стенами. Если бы не шторы, создавалось бы впечатление плавного перетекания пространства парка в пространство дома — навреное, такая идея и была заложена строителями. Вокруг корпусов сразу, без буферных зон, начинается парк, часть растений которого посажены прямо между колонн, на которые опираются высотки. Такие приёмы и сейчас применяют в лучших образцах современной архитектуры по всему миру, а у нас они забыты, остались в прошлом.

25

Декор зданий минималистичен — в основном стены просто ровные и белые. Окна расположены только в глубине балконов-лоджий, лио примыкают к ним. Боковые стены лоджий образуют своеобразный объёмный орнамент. Видимо, так архитекторы пытались защитить жителей от солнца. Вдоль всей высоты здания проходит лента витража лестницы.

26

В целом ансамбль санатория очень напоминает застройку прибрежной полосы Пицунды, выполненную в те же годы и с той же функцией.

27

Кроме жилых, в верхней части санатория также есть и общественные здания, весьма интересные. Два из них находятся на самом краю санаторских территорий, возле задних ворот, ведущих на заброшенную дорогу в Артек.

Первое — небольшое и своеобразное здание-башенка. Что в нём располагалось ранее — неизвестно, ныне в нём просто мебельный склад.

28

29

Второе находится рядом — и вызывает удивление. Это инопланетное видение — Зимний сад.

30

Это необычное сооружение, увы, совершенно заброшено и заперто. При этом его продолжают отмечать на всех схемах парка.

31

Зимний сад навевает ассоциации не то с Парком Юрского Периода, не то с очередным постапокалиптическим сюжетом.

32

Выжило ли внутри что-нибуть? Подойдём к разбитому окошку.

Как ни странно, часть растений сохранилась — видимо это те, кому повезло иметь над головой разбитую стеклянную крышу. Только дожди поливают их теперь через дыры в прохудившихся сводах.

33

Кустарник одичал и разросся.

34

Из веерных пальм выжила лишь одна.

35

Удивительным образом сохранилось хвойное дерево в центре зала.

36

37

Здесь можно снимать фильмы о заброшенных лабораториях, о закате человечества или гибнущих колониях на далёких планетах.

38

39

40

От Зимнего сада открывается вид на сам город. Корпуса санатория плавно перетекают в жилые кварталы, застроенные высотками в том же стиле, хоть и значительно упрощённых форм. Весь город оказывается вовлечён в своеобразный ансамбль архитектуры 80-х.

41

Террасы вокруг Зимнего сада превращены в автостоянку.

42

На склоне располагается столовая с большим козырьком и вывеской из стильных металлических букв.

43

От неё по длинной лестнице можно спуститься обратно, в нижнюю часть санатория.

44

Недалеко от основания лестницы находится специальный неказистый павилион, в котором сохраняются руины одного из древнейших зданий города — базилики Святых апостолов Петра и Павла. Как и от многих других древних храмов Крыма, от базилики остались только основания стен. Почему-то в отличие от других подобных руин эти решено было накрыть павилионом, который, конечно, открыт лишь в определённые часы и мне, пришедшему в неурочный час, осталось только любоваться руинами через крошечное, мутное и зарешёченное окошко павилиона.

45

Фотографии сняты на камеру «Samsung GX-1L» со следующими объективами:

1 — 16, 20 — 45: Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:3.5-5.6 18-55mm AL;

17 — 19: Sigma 10-20mm F4-5.6 EX DC.


< Севастополь, Евпатория >

© 2003—2015 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru