Sigma 10-20mm F4-5.6 EX DC. Полевые испытания. Июль 2014, часть 1.
 


 Somethings / Полевые испытания /
Sigma 10-20mm F4-5.6 EX DC. Часть первая, описательная.

Июль 2014 года


Ещё один объектив, уже давно находившийся в моём распоряжении и не имевший до сих пор своего обзора. Пришло время исправить эту несправедливость.

Sigma 10-20mm F4-5.6 EX DC — автофокусный зум-объектив широкоугольного диапазона, предназначенный для цифровых фотоаппаратов с кроп-фактором 1,5. Имеющийся у меня экземпляр, конечно, снабжён байонетом К, но известно, что также этот объектив выпускался в модификации для камер Sony.

Объектив разработан в 2005 году, а этот образец произведён, скорее всего, в 2007-м.

В своё время из магазина он прибыл в довольно крупной чёрной коробочке лаконичного дизайна, содержащей на себе его название и пометку "SLD" — "super low dispersion", "супер-низкое рассеивание". Этим знаком производитель сообщает, что в составе объектива есть линзы из соответствующего сорта стекла, что должно помочь в борьбе с хроматическими аберрациями. Через окошко в коробке был виден серийный номер объектива, напечатанный на гарантийном талоне.

В коробке, помимо инструкции и гарантийного талона, находилась прекрасная, с жёстким дном и крышкой сумка для переноски с лямкой для надевания на поясной ремень, с молнией с двумя собачками и стильным логотипом "Sigma EX".

Сам объектив обладает на удивление внушительными габаритами. Корпус его довольно широк — почти 8 сантиметров в диаметре — по всей длине, кроме участка возле байонета. Весь он покрыт ровным слоем матового прорезиненного покрытия, весьма приятного на ощупь и не скользящего в руках. Кольца фокусировки и фокусного расстояния дополнительно покрыты рельефной ребристостью. Возле передней линзы имеется стильное золотистое колечко. Из чего сделан корпус понять трудно, но объектив не слишком лёгкий. Годы эксплуатации никак не изменили объектив, хотя покрытие не очень сложно повредить при сильном желании.

Возле передней линзы — байонет для присоединения лепестковой диафрагмы, входящей в комплект поставки. Бленда довольно короткая (это характерно для широкоугольников), может быть надета задом наперёд для транспортировки и не имеет окошка для доступа к светофильтрам. На бленде указан производитель и метки для удобства установки и снятия со стрелочками — трогательная забота о пользователе.

Кольцо фокусировки у этого объектива почти столь же широко, как и кольцо фокусных расстояний. Интересно, что при его вращении объектив внешне вообще никак не меняется — передняя линза не вращается и не выдвигается вперёд, изменения происходят только внутри объектива. Кольцо вращается легко, с приятным ощущением, совершенно не люфтит, и может быть повёрнуто чуть меньше, чем на 45 градусов, что характерно для автофокусных объективов, ибо способствует увеличению скорости фокусировки. Дальности указаны в метрах и футах.

С кольцом фокусировки связано ещё два важных момента. Во-первых, его можно повернуть за положение "бесконечность", в результате чего объектив окажется расфокусирован. Автоматика этого никогда не допустит, а при ручной фокусировке нужно быть внимательным. Во-вторых, если крутить кольцо вручную, вращается и механический привод автофокуса, а значит при установке на камеру следует вращать это кольцо только в том случае, когда на камере выбрана ручная фокусировка.

Между кольцами фокусировки и фокусного расстояния на корпусе указано название объектива: Sigma 10-20mm 1:4-5.6 DC, а чуть поодаль золотыми объёмными буквами нанесена метка "EX".

Sigma — марка и название фирмы-производителя.

10-20 mm — диапазон фокусных расстояний. В пересчёте на эквивалентные для кроп-фактора 1,5 получается 15 — 30 мм, то есть от очень широкоугольного до умеренно широкоугольного.

1:4-5.6 — диапазон максимальных значений диафрагмы в зависимости от фокусного расстояния, то есть при 10 мм будет доступно F4, а при 20 мм — только F5.6. Это не самый выдающийся результат. Для съёмки в интерьерах этого может быть недостаточно. С другой стороны, учитывая широкоугольность объектива, его наиболее уместным применением видится пейзажная фотография, для которой чаще всего особая светосильность не требуется, да и при маленьких фокусных расстояниях допустима довольно длинная выдержка, не приводящая к смазу на фото. Для ценителей светосилы Sigma выпускает очень похожий объектив с таким же диапазоном фокусных расстояний и постоянным значением F3.5.

DC — "Digital ..." что-то там (возможно, "crop"). На самом деле эта метка обозначает, что объектив предназначен только для применения с цифровыми фотоаппаратами с кроп-фактором 1,5 и более. У Sigmы бывают ещё объективы с меткой "DG"— для полнокадровых фотоаппаратов и "DN" — для беззеркальных.

EX — "Excellence", "превосходство". Так обозначается привелегированная серия объективов, которые самой Sigmе особенно понравились. Сайт фирмы сообщает, что это либо светосильные объективы с фиксированным фокусным расстоянием, либо зум-объективы с постоянной светосилой. Рассматриваемый ни к тому, ни к другому не относится, поэтому за что он попал в эту серию — неизвестно, видимо, просто понравился.

На обратной стороне — серийный номер и гордая надпись "Lens made in Japan"—"Объектив сделан в Японии", а также знак диаметра и цифра 77 — это диаметр резьбы для фильтров.

Кольцо фокусных расстояний достаочно широкое и удобное, вращается меньше, чем на 45 градусов с весьма приятными ощущениями — хочется поворачивать его просто так. Объектив при этом лишь чуть-чуть увеличивается в длину, достигая максимума на 20 мм.

Передний торец объектива вызывает некоторое удивление: посреди огромного пластмассового блина находится не такая уж и огромная передняя линза. Для чего же тогда столь толстый корпус, неужели так много механики размещено внутри вокруг линз? Неизвестно. Возможно, это оказалось единственным способом хоть где-то разместить крепление для бленды и фильтров. Вокруг линзы ничего не написано. Сама она отсвечивает розоватым цветом просветляющего покрытия. В глубине виднеется диафрагма из 6 лепестков.

Интересно, что при взгляде на выпуклую линзу сбоку можно заметить, что она имеет как-бы приплюснутую форму — то есть форма её асферическая. Диаметр резьбы для фильтров огромен — целых 77 мм, самое большое значение среди используемых мной на момент обзора объективов.

Здесь нужно быть внимательным — не всякий фильтр на 77 мм подойдёт к этому объективу в силу его чрезвычайной широкоугольности. Оправа фильтра должна быть очень тонкой. Проверить легко: с надетой блендой оправа фильтра не должна высовываться в самые глубокие прорези между лепестками бленды.

Для примера на кадре ниже объектив показан с надетым на него современным поляризационным фильтром в тонкой оправе: ничего за пределы бленды не высовывается.

А теперь на объектив надет старый ультрафиолетовый фильтр, произведённый на Красногорском заводе ещё в советские времена. Видно, что его широкая оправа оказалась шире бленды в самом узком её месте. Это приведёт к виньетированию при съёмке на широкоугольном положении кольца фокусных расстояний (10 мм).

Другой подводный камень — весьма выпуклая передняя линза, нужно убедиться, что стекло в фильтре её не касается.

Байонет у объектива — полноценный металлический Kaf2 с набором контактов для обмена информацией с фотоаппаратом. Имеется и механический привод автофокуса — встроенных моторов у объектива нет. Вся нужная информация при съёмке передаётся в камеру, обеспечивая возможность работы всех автоматических и полуавтоматических режимов. Интересно, что вместо названия объектива в EXIF-данных фотографии указывается фраза "Tamron or Sigma lens", видимо производитель не удосужился наладить эту часть обмена до конца.

Также в комплект поставки входят, конечно, пластиковые крышки — разжимная передняя с логотипом фирмы, с довольно неудобным механизмом — никак не надеть при установленной бленде и задняя, с заглавной греческой буквой сигма внутри.

Во второй части - результаты испытаний объектива на местности с примерами фотографий.


© 2003—2014 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru