Somethings / Путешествия / Крым-2011 /
Севастополь

Август 2011 года

 

Итак, привлечённые сообщением о прекрасном паруснике, стоящем в порту Севастополя, мы отправились в этот город. На самом деле Севастополь столь прекрасен, что требовался лишь формальный повод, чтобы посетить его лишний раз, тем более что от Балаклавы до него рукой подать.

Павловский мыс

По залитым вечерним солнцем улицам мы прибыли в самый центр и оказались на Графской пристани.

Графская пристань

Конечно, никакого парусника там не оказалось — он покинул порт как раз сегодня, а новости просто как всегда запоздали. Из иностранного в порту имелся небольшой теплоход с греческим флагом.

Ничуть не расстроившись (Севастополь — не место, чтобы расстраиваться), мы сели на прогулочный катер, внешне оформленный как старинный парусник, только очень маленький, и отправились в небольшой круиз по бухтам города.

Мечта

Графская пристань расположена на берегу Южной бухты, и катер двинулся вдоль её западного берега.

Южная бухта

Рядом с Графской пристанью — причалы Морского вокзала, где стоит греческий теплоход, а также множество прогулочных и рейсовых телпоходов и катеров — один другого меньше. В Севастополе есть рейсовые теплоходы, ходящие по внутригородским маршрутам — береговая линия очень изрезана, и быстрее и удобнее пересечь водную преграду на катере, чем объезжать по берегу.

В Южной бухте находится большое количество всевозможных кораблей. В основном — военные, но есть и научные, и пожарные корабли, и даже плавучий госпиталь. Катер прошёл вдоль причаленных судов, чтобы пассажиры могли рассмотреть их получше.

За чередой небольших катеров — ярко-алый «Светломор-4», странный корабль причудливой формы. Судя по цвету — судно для тушения пожаров. На заднем плане виден купол Владимирского собора.

Светломор-4

Большой противолодочный корабль «Сметливый».

Сметливый

Разведывательный корабль «Приазовье».

Приазовье

Разведывательный корабль «Лиман» .

Лиман

Плавучий госпиталь «Енисей».

Енисей

Судно размагничивания «СР-137». Такие корабли чудесным образом уменьшают магнитные поля боевых кораблей, чтобы те не подрывались на подводных минах, реагирующих на магнитные поля.

СР-137

Малый противолодочный корабль «Владимирец»

Владимирец

Кабельное судно «Сетунь». Такие корабли прокладывают по дну морскому, собственно, кабели для связи.

Сетунь

Килекторное судно «КИЛ-158». Этот загадочный корабль умеет выполнять множество операций, названия половины из которых не более понятны простым смертным, чем слово «килекторное». Видимо, это нечто вроде инженерно-спасательного корабля.

КИЛ-158

Гидрографическое судно «Донузлав». Один из научных кораблей, предназначенный для изучением порей и океанов.

Донузлав

Гидрографическое судно «Челекен».

Челекен

Гидрографическое судно «Створ».

Створ

Катер затем развернулся и прошёл в обратном направлении вдоль восточного берега бухты. Здесь находится Севморверфь — ремонтный завод, и его причалы. Выше находится Севастопольский филиал МГУ.

Здесь имеется подводная лодка чрезвычайно престарелого вида. Оказалось, что это «С-49», прекратившая находиться на службе ВМФ ещё в 1995 году. Тогда к ней прибавили единичку и две буквы, и стала она называться «ПЗС-50» — «плавучая зарядовая станция». Да, теперь это — гигантское зарядное устройство для аккумуляторов подводных лодок.

ПЗС-50

Плавучий док ПВ-51.

ПД-51

ПД-51

Старый пассажирский теплоход «Герои Севастополя». Изначально находился в составе ВМФ, позже сменил профессию на мирную и стал перевозить грузы и пассажиров из Севастополя в Стамбул и обратно. Я ещё успел увидеть его — осенью 2011 года этот теплоход был списан окончательно и разобран на металлолом.

Герои Севастополя

Чьи-то шлюпки.

Очень ржавый корабль — корабль управления «Ангара», доставшийся Советскому Союзу по репарациям от Германии после Великой Отечественной (конечно, в Германии он носил другое название). Опять же мне повезло увидеть «Ангару» в её оригинальном виде — ныне она продана и переделывается до неузнаваемости.

Ангара

Южная бухта — не парадное место, но несмотря на это застройка по её берегам достаточно интересна. То и дело на фоне кораблей попадаются красивые старые здания. На холмах — обзорные площадки и часовни.

Старые портовые и производственные постройки несут в себе особое очарование. Они не имеют чисто утилитарный вид, как современные аналоги, им не чужды архитектурные детали, гармония и выразительность облика.

Севморзавод

Город ярусами поднимается вверх, и ни на одном ярусе не увидишь уродливых строений. Наверху — большие, роскошные правительственные здания, чуть ниже — более скромные, но изящные жилые дома, ещё ниже — цеха, построенные в те времена, когда цеха ещё строили красивыми, и, наконец, внизу — порт.

Повсеместно виднеются памятники и достопримечательности.

За деревьями видно здание панорамы «Оборона Севастополя 1854–1855 годов» и колесо обозрения.

Панорама Оборона Севастополя

Возле эффектного здания с двумя башнями, которое сразу бросается в глаза всякому посетителю бухты — обелиск в честь эсминца «Свободный», погибшего в Севастополе в годы Великой Отечественной.

Эсминцу Свободный

Вдали, за плавучим краном — пирамида. Это — храм Св. Николая Чудотворца, построенный на Братском кладбище, где покоятся защитники города времён Крымской войны.

Храм Николая Чудотворца

На освещённом солнцем скалистом утёсе — большой обелиск, окружённый четырьмя маленькими. Всё вместе — памятник 2-й Гвардейской армии. В Севастополе очень много военных монументов.

2-й Гвардейской Армии

То тут, то там стоят старинные батареи — часть старой фортификационной системы города. Настоящие форты — хоть «Форт-Баярд» проводи.

Михайловская батарея — на противоположном берегу Севастопольской бухты.

Михайловская батарея

На выходе из Севастопольской бухты (в её состав входит и Южная, и Артиллерийская, и многие другие) виден силуэт Константиновской батареи.

Константиновская батарея

Напоследок катер вошёл в Артиллерийскую бухту — центральную, парадную морскую площадь города. Центральные улицы и площади выходят на неё, парадные здания выстроены вдоль её берегов. Взору открылась панорама бухты, подсвеченная золотистыми лучами заката.

Артиллерийская бухта

Памятник затопленным кораблям — наверное, самый узнаваемый объект в Севастополе. Орёл на его вершине развёрнут как раз в сторону бухты. К подпорной стене набережной напротив памятника прикованы цепями два якоря от тех самых затопленных кораблей.

Затопленным кораблям

Над набережной и над трибунами, построенными для наблюдения морских парадов на дни ВМФ, возвышается ресторан «Волна» в минималистично-авангардном стиле 80-х. В Севастополе даже здания этого периода выглядят привлекательно.

Ресторан Волна

Рядом — фрагмент Николаевской батареи, вмонтированный в набережную. Сам форт был разрушен ещё в 1855 году.

Николаевская батарея

На самом конце Николаевского мыса находится спуск с набережной к самой воде. Здесь установлена старинная мемориальная табличка: «Начало плавучего моста через рейд в 1855 году». Плавучий мост существовал не прихоти ради — по нему русские войска покидали осаждённый город...

Начало плавучего моста

Севастопольская бухта

На Хрустальном мысу возвышаются памятник «Солдату и Матросу» и обелиск городу-герою Севастополю.

Хрустальный мыс

Катер стал возвращаться в Южную бухту. На Николаевском мысу стоит длинное здание, чуть напоминающее корабль: есть и иллюминаторы, и балконы-палубы, и даже мачта. Это Водная станция, здание в стиле конструктивизм. Его переднюю часть закрыло собою летнее кафе, крыши котороо, в свою очередь, напоминают паруса.

Водная станция

В Севастополе нет вражды: город слишком много воевал в прошлом. Теперь кафе здесь дополняет конструктивизм, а старинные памятники умудряются гармонировать со смелыми постройками 80-х. Всех их объединяют омывающие их морские волны и солнечный свет, окрашивающий их в золотистые оттенки.

Катер приближается к Графской пристани. Закончился маленький круиз, а значит, подошло к концу и моё пребывание в Севастополе.


< Балаклава, Парк санатория «Крым» >

© 2003—2015 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru