Somethings/Путешествия/Сочи и Абхазия — Август и сентябрь 2009-го/Пицунда


Пицунда — очень древний город, и Пицунда же получила статус города в 2007 году. Почему? Потому, что Пицунда — это сюрреалистический город, где невероятное возможно, странное обыденно, редкое — во множестве.

Этот город начинается с того, что вездесущие горы Абхазии внезапно прекращаются. Автобус едет по длинной, прямой равнинной дороге среди сельскохозяйственных угодий, обсаженной с двух сторон рядами деревьев — легко спутать с некоторыми уголками Ростовской области, если не знать, что справа за деревьями прячется море, а небольшое озерцо слева — остатки древней морской гавани, в которой швартовались когда-то к городским причалам греческие и римские суда, озеро Инкит.

Озеро Инкит

Вдали, за садами, видны многоэтажки, которые неизвестно для каких целей (наверное, чтобы жители любовались видами из окон) построили в советское время по небольшой группе в каждом абхазском городе. Из-за недонаселенности верхние этажи во многих из них ныне заброшены.

Уже здесь, на этой, казалось бы, мало чем способной удивить дороге, Пицунда удивляет. Вдоль дороги встречаются автобусные остановки со старыми павильонами — совершенно потрясающими сооружениями, лишенными всякой логики (а иногда и здравого смысла — у одной, например, потолок — на высоте около метра). Первая из них чем-то напоминает конструкцию для ордена Ленина, стоящую на Плотинке у нас в городе, только переделанную в форме кольца и подвешенную в воздухе, а остальные — словно в результате неведомого пространственного сдвига попали сюда из парка Гуэль. Архитектор явно вдохновлялся твочеством Антонио Гауди — плавные, загадочные, построенные вопреки прямой линии и прямому углу сооружения облицованы яркой, разноцветной, блестящей на солнце керамической плиткой.

Автобусная остановка "Птицефабрика"

На окраине центра города (по совместительству, с некоторых сторон — и на окраине самого города — дальше только поля) среди зелени, увитые растениям стоят невысокие стены древней крепости города, история которой уходит еще к древнему Риму, с низкими, правильной многогранной формы выступами-башнями. Стены крепости были отреставрированы, а руины древних строений города прячутся внутри зарослей за ними.

Пицундская крепость

Центр Пицунды — тихое, очень аккуратное и спокойное место, где под тенями широких крон желтых платанов соседствуют друг с другом разнообразные древние стены и руины, старые дома и советские пятиэтажки.

Плотность древних крепостей на единицу площади здесь явно превышает нормы: через квартал от древнеримских стен, в своей отдельной маленькой древней крепости с трогательной калиткой прячется уцелевший и неоднократно восстановленный тысячелетний (а по мнению некоторых историков — и более древний) Патриарший собор.

Патриарший собор

Есть у его крепости и настоящие неприступные ворота.

Патриарший собор

А дальше снова начинается сюрреализм. Автобус, проехав через центр, въезжает на кипарисовую аллею, идущую к морю через настоящий сосновый лес.

Пицундская сосна

Фантастическое ощущение — как будто очередной разрыв пространства принес кусочек уральских лесов прямо на морское побережье. Конечно, это совсем другие сосны — пушистые, развесистые — заповедная роща редкой Пицундской сосны тянется вдоль побережья, изгибаясь вместе с береговой линией Пицундского мыса и занимая площадь, в несколько раз превышающую площадь городской застройки.

Так они и живут вместе — галечный пляж и сосновый лес.

Пицундский заповедник

Чтобы дополнить картину, в 70-е-80-е по границе рощи и пляжа выстроили высотные гостинницы, в таком окружении до сих пор выглядящие футуристично.

Пляж Пицунды

корпус "Апсны"

Вся прибрежная зона города была тогда оформлена в едином стиле, ветоном и натуральным камнем, и теперь, через много лет после создания слегка потрепанная, она выглядит как мегалитические постройки древних цивилизаций — если бы древние цивилизации использовали также и сплошные стеклянные поверхности.

Концертный зал

Это место — прекрасно.

Бесконечный галечный пляж дополняет самая чистая, абсолютно прозрачная вода Черного моря — такую чистую воду, кроме Пицунды, я видел только на мысе Большой Утриш.

Черное море

Пицунда за 3 года, что я не был здесь, ожила. Заработали давно забытые фонтаны, поставили такие желанные три года назад кабинки для переодевания, починили разрушенный причал и пустили небольшой теплоход, который совершает прогулочные рейсы вдоль побережья.

Фонтан "Сборщики жемчуга"

Затем автобус, в знак особого к нам расположения, провез нас вдоль моря, по дороге, идущей мимо гостиничных корпусов через сосновый лес, на самую оконечность далеко выдающегося в море Пицундского мыса.

Это место вообще откуда-то не с Земли.

Здесь — панорамный вид на море с углом обзора больше 180 градусов, а с другой стороны — молодые сосенки на газоне перед двумя высотными корпусами, среди которых — самый красивый — «Маяк», с фантастической конструкцией фонаря, опирающегося на тонкую высокую стенку у лестницы.

Между корпусами стоит старый маяк 19го века — элегантной металлической конструкции.

На берегу — здание со стеклянными стенами и на столбах — столовая при гостиницах.

Архитектура 70-х-80-х со всем присущим ей минимализмом идеально подошла к этому месту.

На самом краю мыса, дадеко выдающемся в поре, стоит большая скульптура, изображающая Медею с огромными ручищами, а также её детей. Странный образ выбрали скульпторы для этого места, странного, удивительного и прекрасного.

 


< Поездка на озеро Рица; Мацеста >

Сайт создан в системе uCoz