Lensbaby Sweet 35 (2.5/35). Полевые испытания. Февраль 2018, часть 2.
 


 Somethings / Полевые испытания /
Линзоблок Lensbaby Sweet 35 (2.5/35). Часть вторая, испытательная.

Февраль 2018 года


Получив новый линзоблок я, конечно, сразу стал его использовать в своих фотографических прогулках по Москве и окрестностям. В первую очередь, я использовал корпус Muse с функцией наклона оптической оси, но также испытал линзоблок и с корпусом Scout.

В Москве была зима. Впервые за много лет — настоящая, с холодами до −20, с обильными снегопадами, высокими сугробами, с небывалой для этих мест красотой свежего, чистого снега. Как следствие, в основном было пасмурно, а темнело достаточно рано, так что снимать приходилось при высокой чувствительности. С корпусом Muse на длинных выдержках не поснимаешь — нет фиксации ни угла наклона, ни фокусировки, поэтому при недостаточной освещённости можно полагаться только на высокие значения ISO. С корпусом Scout этой проблемы нет.

Снимать с линзоблоком Sweet 35, особенно при низкой освещённости, гораздо труднее, чем с Double Glass (50/2). В видоискателе кажется, что всё не в фокусе, а поймать нужный угол наклона совсем трудно. Сказывается маленькая глубина резкости линзоблока, которую можно было бы увеличить, прикрыв диафрагму, но слишком её не прикроешь: темно. Неудивительно, что производитель продаёт эти линзоблок в комплекте с корпусом Composer, у которого угол наклона и фокусировка регулируются раздельно, а выбранные положения фиксируются.

Sweet 35 сам по себе, и особенно с корпусом Muse предполагает очень неспешный стиль фотографирования с внимательным выбором ракурса, сюжета, фокусировкой и с множеством дублирующих кадров. Поймать момент, конечно, можно, но сначала лучше потренироваться на неторопливых сюжетах, привыкнуть к управлению и научиться замечать в видоискатель зону резкости.

Характер изображения у Sweet 35 по меркам обычных объективов крайне нестандартный. Небольшое поле резкости на кадре окружено большой зоной нерезкости, где размытие быстро нарастает от центра к краям. Это вызвано тем, что объектив формирует чёткое изображение не на плоскости, а на некой выпуклой объёмной фигуре. Матрица же фотоаппарата плоская, поэтому в результате резкой получается только та часть фотографии, где эта выпуклая фигура соприкасается с матрицей. Объективы с таким эффектом называются объективами с селективным фокусом. Для обеспечения селективности фокуса, кроме кривой плоскости изображения, нужна также возможность регулировать угол наклона линзоблока.

Это позволяет очень эффектно выделять какой-нибуть объект на кадре, даже если он пространственно не отделён от своего окружения.

Если же прикрыть диафрагму, то поле резкости увеличивается, и можно выделить некоторую область на фотографии.

При этом от Double Glass, линзоблока с похожими свойствами, Sweet 35 отличается очень значительно — и не только фокусным расстоянием.

Во-первых, если у Double Glass глубина резкости была довольно большой и размытие получалось только за счёт «выпуклости» формируемого изображения, то у Sweet 35 глубина резкости и сама по себе маленькая. Каких-то особых преимуществ я от этого не заметил: регулировать её отдельно от площади зоны резкости невозможно, так что она лишь усложняет процесс фокусировки на открытых диафрагмах.

Во-вторых, Sweet 35 формирует очень необычный переход от резкого пятна в центре к нерезкому краю. Этот эффект похож на радиальное размытие, которое получается, если при фотографировании на зум-объектив во время длинной выдержки резко повернуть кольцо фокусных расстояний: все объекты как будто растягивает от центра к краям.

Если же приглядеться, то видно, что на самом деле изображение каждого контрастного объекта состоит как-бы из двух частей: одно — почти чёткое и другое — очень сильно размыто. Выглядит так, как будто каждый объект или деталь в зоне размытия оставляет за собой шлейф, как хвост у кометы, направленный к краю кадра.

Этот эффект, конечно, проявляется не всегда. В некоторых случаях размытие получается более ровным, но всё равно асимметричным.

Источники света превращаются в капли, направленные своими остриями к центру зоны резкости.

Ещё одна особенность при съёмке с использованием корпуса Muse: при наклоне оптической оси изображение смещается целиком, приходится доворачивать вслед за ним и корпус фотоаппарата. Это поначалу немного сбивает с толку, но привыкнуть можно.

Если фотографируемый объект располагается далеко, в перспективе, а ближний план оказывается размыт, то получается необычный эффект: как будто смотришь на мир глазами какого-то инопланетянина.

Но вообще, средние, ближние и крупные планы получаются лучше, чем дальние и совсем дальние, потому что на дальних планах изображение в зоне резкости получается слишком мелким.

С линзоблоком Sweet 35 можно получить массу спецэффектов. Иногда получается достичь какой-то особой мягкости и плавности линий. Видимо, именно такой эффект подразумевали авторы линзоблока, называя его «Sweet».

В других случаях получаются динамичные и яркие снимки.

В третьих случаях атмосфера на фотографии становится загадочной, наполненной мистикой, и, может быть, даже немного тревожной.

И есть все остальные случаи, когда эффекты этого линзоблока никакого особенного настроения на кадре не создали. Sweet 35 — исключительно творческий линзоблок, предлагающий множество эффектов, поймать которые непросто.

Я снимал ночью, когда вокруг — множество источников света, и мне нетрудно было оценить устойчивость объектива к бликам. Дак вот — она очень высокая. Никаких бликов от ярких ламп на кадрах не наблюдается. Единственный раз, когда мне удалось достичь некой паразитной засветки, фонарь располагался за пределами кадра, прямо над головой.

Если снимать на прикрытой диафрагме, точечные источники света формируют небольшие, но изящные многолучевые звёздочки.

При использовании с корпусом, имеющим регулировку наклона, линзоблок Sweet 35 вполне можно использовать для получения эффекта «игрушечности», когда пейзаж фотографируется с высокой точки. Мне показалось, что с линзоблоком Double Glass такие кадры получаются проще, но строго говоря оба эти линзоблока рассчитывались не для этого.

После того, как я переставил линзоблок из корпуса Muse в Scout, я испытал физическое облегчение: насколько трудно было уловить фокус раньше, настолько просто стало получить его теперь — подтверждение фокусировки мой фотоаппарат стал выдавать правильно. При этом характер объектива никуда не делся, и можно по прежнему делать эффектные кадры, но с зоной резкости только по центру. Функция селективного фокуса в этом случае недоступна. Впрочем, иногда полезно так вот отдохнуть и расслабиться.

Естественно, тёмной ночью, с высоким ISO оценить все черты характера объектива невозможно. Поэтому по приезду из Москвы я отправился в уральский лес, на скалистую вершину горы Воробей, чтобы завершить полевые испытания.

С помощью Lensbaby Sweet 35 можно превратить обычный зимний лес в завораживающее видение.

Размытие по краям получается мягким, с лёгким эффектом растягивания к краям — не таким сильным, как при городской съёмке.

Хорошо видно хроматические аберрации красных и синих оттенков. Их невозможно удалить полностью: автоматическая коррекция способна удалить хроматические аберрации только в зоне резкости.

Можно снимать очень крупные планы.

Видно отдельные снежинки в сугробе, при этом размытие превращается в какой-то вихрь сложной формы. Его форму можно менять, наклоняя оптическую ось (я это делал, конечно, с корпусом Muse) и меняя точку фокусировки.

Вот серия кадров с разными значениями диафрагмы и с одинаковым сюжетом.

f/2.5:

f/2.8:

f/5.6:

f/8:

f/16:

Видно, что резкость высока уже на открытой диафрагме, но глубина резкости маленькая. Глубина резкости хорошо реагирует на увеличение степени закрытия диафрагмы, но и на больших значениях зона размытия довольно заметна — и это с учётом кроп-фактора. Хроматические аберрации имеются на всех значениях диафрагмы.

Благодаря большому количеству лепестков диафрагмы кружочки размытия всегда остаются округлыми, без угловатостей.

Среди природных сюжетов особенно хорошо у Sweet 35 получаются крупные планы.

Они нежны и романтичны, легки, невесомы и воздушны, а зона размытия — словно лёгкие мазки кисти.

Если прикрыть диафрагму, то в крупный план можно включить и изящно размытый задний план, привносящий в кадр глубину и многоплановость.

Зимние пейзажи тоже получаются интересно: снег размывается почти до однородности, мелкий лесной мусор перестаёт привлекать внимание. Создаётся ощущение живописи, картины.

Получаются необычные, атмосферные снимки, наполненные каким-то ностальгическим ощущением — как будто не разглядываешь фотографии, а восстанавливаешь в памяти смутные образы.

Размытие фона образовано ровными кружками с тонкой чуть более яркой окантовкой. В зоне размытия они растягиваются к краю кадра, приобретая каплевидную форму, остриём направленную к его центру.

Цветопередача у линзоблока приятная — цвета насыщенные, яркие, в зоне нерезкости их насыщенность чуть меньше, а какого-то явного ухода в тёплые или холодные тона при дневном свете не видно.

Благодаря сочетанию маленькой глубины резкости и зоны размытия можно выделить даже объект сложной формы, такой как куст, на не менее сложном фоне.

При этом всём снимать днём оказалось ничуть не легче, чем ночью.

Виньетирование присутствует, довольно небольшое, и на фоне общей необычности кадра почти не бросается в глаза.

Днём я тоже протестировал линзоблок на устойчивость к встречному свету. Бликов ни при каких условиях мне поймать не удалось, но при определённом угле между осью линзоблока и направлением на Солнце может появиться довольно сильная засветка в верхней половине кадра. Линзоблоку не помешала бы бленда.

Линзоблок Sweet 35 любит Солнце. В солнечную погоду снимки получаются значительно более выразительными, чем в пасмурную. Ночные кадры, ввиду отстутсвия Солнца ночью зависят целиком от искусственного освещения и ловкости рук фотографа.

Lensbaby Sweet 35 (с корпусом с регулировкой наклона угла) — очень требовательный, даже капризный прибор. Фотографу нужно приложить больше усилий — гораздо больше, чем с обычными объективами, больше даже, чем с некоторыми похожими на него линзоблоками с селективным фокусом. Но и характер у него значительно более своеобразный и необычный. Он предлагает множество различных творческих эффектов, которые при должном усердии и терпении придают кадру атмосферность, необычность, сделают его ярким и запоминающимся, или странным и загадочным, или невероятно мягким и нежным. Каким угодно, только не обыкновенным.

Ещё несколько примеров перед выводами.

Вывод.

В ходе проведения февральских полевых испытаний линзоблока Lensbaby Sweet 35 с корпусами Lensbaby Muse и Lensbaby Scout получены следующие результаты.

1) Линзоблок Sweet 35 предназначен для использования только вместе с корпусами, снабжёнными байонетом Optic Swap System, и поставляется либо отдельно, либо в комплекте с корпусом «Composer».

2) Корпуса для линзоблоков Lensbaby выпускаются с байонетами для всех распространённых ныне вариантов зеркальных и беззеркальных цифровых фотоаппаратов со сменной оптикой. Все корпуса и линзоблоки к ним — полностью мануальные и не имеют ни механической, ни электрической связи с камерой.

3) При использовании корпуса Muse доступны фокусировка и регулировка угла наклона. Подтверждение фокусировки недоступно, возможна только визуальная оценка через видоискатель или на экране камеры, при этом зона фокусировки видна слабо. При использовании корпуса Scout регулировка угла наклона недоступна, зато фокусировка осуществляется при помощи обычного регулировочного кольца и возможно использование подтверждения фокусировки камерой, срабатывающее довольно точно.

4) Линзоблок обладает довольно высокой светосилой (2.5), но выделение объекта на фоне происходит благодаря не ей, а благодаря особенностям оптической схемы. Линзоблок формирует небольшое поле резкости, окружённое широкой зоной размытия. Характер размытия необычен и напоминает эффект от быстрого движения. Размеры зоны нерезкости регулируются степенью закрытия диафрагмы, которая, в свою очередь, определяется положением кольца диафрагмы. Предустановка диафрагмы не предусмотрена. Диафрагма имеет 12 лепестков и на любом значении формирует круглое отверстие. При использовании корпуса с регулировкой угла наклона, такого как Muse, доступен эффект селективного фокуса.

5) Линзоблок Sweet 35 формирует очень необычное изображение с ярким и своенравным характером. Поле резкости, обладающее высокой чёткостью уже на открытой диафрагме, окружено зоной размытия, в которой все объекты получают «хвосты», как у комет. Линзоблок наиболее удачно работает на крупных, ближних и средних планах.

6) Виньетирование присутствует, но заметно мало, а хроматические аберрации довольно сильно выражены и не могут быть удалены в зоне размытия. Устойчивость к бликам высокая, но при некоторых углах на Солнце возможна засветка части кадра.

7) Линзоблок выполнен качественно и аккуратно, удобен в обращении и надёжно фиксируется в байонетах корпусов. Линзоблок не требует применения инструмента для установки на корпус и снятия с него.

8) В комплект поставки линзоблока входит футляр, крышка которого служит инструментом для отсоединения других линзоблоков от корпусов. Также прилагается разжимная передняя крышка и платок для чистки оптики. Предусмотрена резьба для светофильтров диаметром 46 мм.

Начало обзора: Линзоблок Lensbaby Sweet 35 (2.5/35). Февраль 2018 г.

Другие объективы с близкими значениями фокусного расстояния:

SMC Pentax-DA 1:2.8 40mm XS производства Ricoh,
Мир-1В 2.8/37 производства ВОМЗ,

в том числе с переменным фокусным расстоянием:
Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:3.5-5.6 18-55mm AL производства фирмы Samsung
Tamron SP AF 28-75mm F/2.8 XR Di LD Aspherical (IF) Macro A09P

Другие объективы производства Lensbaby:
Lensbaby Muse Double Glass (2/50, тилт).

Список использованной литературы

1. «Lensbaby: the very beginning» / К. Стронг, Официальный сайт фирмы Lensbaby.


© 2003—2018 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru