МС Мир-20М 3,5/20 производства КМЗ. Полевые испытания. Ноябрь 2016, часть 2.
 


 Somethings / Полевые испытания /
Объектив МС Мир-20М 3,5/20 производства КМЗ. Часть вторая, описательная.

Ноябрь 2016 года


В первой части приведено описание объектива.

Отчёт о проведении полевых испытаний объектива «МС Мир-20М 3,5/20», произведённого Красногорским механическим заводом в 2004 году. Объектив испытывался на камерах «Pentax K-30» и «Samsung GX-1L».

Купив свой новый объектив я, будучи по делам производственной важности в Москве, немедленно отправился испытывать оный на её осенних просторах. Надо понимать, однако, что ноябрь в Москве — это почти постоянная ночь: астрономические источники сообщили, что заход Солнца в эти дни происходит около 4 часов вечера, так что испытания в городе оказались ограниченными. Поэтому дополнительные испытания проводились в зимнем уральском лесу, ведь ноябрь на Урале — это уже глубокая зима.

С «Миром-20» я посетил Белую площадь, Коломенское и Тверскую с окружающими её улочками.Объектив всюду проявил себя как удобное и верное средство для городских пейзажей. Благодаря большому кольцу фокусировки им действительно удобно управлять, а маленькое, но не слишком, фокусное расстояние позволяет без труда формировать интересные композиции даже на тесных городских улицах. Этот объектив не так хорошо подходит для получения эффектных уличных перспектив и съёмки деталей, зато более удобен для архитектурной съёмки и случаев, когда нужно запечатлеть образ в целом.

Размеры и форма колец фокусировки и диафрагмы позволяют легко пользоваться ими и в перчатках.

В вечернем городе удобно пользоваться этим объективом также по двум дополнительным причинам.

Во-первых, у него большая глубина резкости даже на открытой диафрагме, поэтому можно однажды выставить на кольце фокусировки «бесконечность» и спокойно снимать всё, что находится дальше 4х метров. Это быстро: не надо фокусироваться.

Во-вторых, благодаря маленькому фокусному расстоянию, можно использовать довольно длинные выдержки, особенно при наличии в камере системы стабилизации. Это позволяет вести съёмку с рук, конечно, повысив значение чувствительности.

Есть и весьма существенный недостаток у «Мира-20» при использовании его вечерами в городах. Его огромная передняя линза видит все точечные и почти точечные источники света, а оптическая система радостно формирует на их основе небольшие, но яркие и многочисленные сиреневые, синие и цвета индиго блики и «зайчики».

Иногда эти образования выстраиваются на кадре в правильные формации. К счастью, блики не занимают сколь-нибуть большой площади кадра, так что в принципе можно с ними просто смириться.

Если же в кадр попадает непосредственно яркий источник света, он образует вокруг себя яркий ореол с чётким краем, несколько превосходящий по размеру сам источник, а также более крупный, но менее заметный ореол, яркость которого постепенно спадает. Из-за подобных фокусов на кадре с обилием точечных источников света может упасть общий контраст.

Ничего больше выяснить об объективе, снимая на чувствительности в 5000 ISO, невозможно, поэтому для определения особенностей его «рисунка», резкости и прочих вещей я по возвращении из Москвы отправился в лес.

В лесу было пасмурно, поэтому бликостойкость объектива в дневных условиях мне проверить не удалось, но думаю, что можно проэкстраполировать ночной опыт: скорее всего, объектив будет столь же охотно формировать блики, только днём это возможно от единственного источника — Солнца, соответственно для борьбы с ними (или наоборот, намерненного их получения) стоит снимать с учётом направления солнечного света.

Из-за общей пасмурности мне пришлось снимать на открытой или почти открытой диафрагме, зажимая её не более, чем до f/5.6. При этом мне вполне удались лесные пейзажи — как я уже писал, у «Мира-20» очень большая глубина резкости даже на открытой диафрагме при съёмке на пейзажных дальностях.

Резкость объектива также очень неплоха даже на открытой диафрагме, но только в центральной части кадра. Детализация, проработка мелких деталей в этой зоне — выше всяких похвал на любых дистанциях. Ближе к краям резкость, однако, заметно падает, и выглядит это так, словно изображение на краях слегка растянуто. Очень похожий эффект я наблюдал у двух других широкоугольных объективов, при этом один из них — Sigma 10-20mm F4-5.6 EX DC — предназначен для цифровых фотоаппаратов с кроп-фактором 1,5, а другой — МС Зенитар-Н 2,8/28 — для плёночных.

Резкость на краях несколько увеличивается по мере закрытия диафрагмы но, похоже, до идеальной не доходит ни на каких значениях. Для печати на маленьких форматах или для публикации в интернете с небольшими размерами изображения это размытие несущественно, а если планируется использовать фотографию на больших форматах и рассматривать в деталях, то стоит как минимум подумать о композиции, чтобы важные части кадра попали в наиболее резкую его область.

Каких-то особых геометрических искажений я не обнаружил.

При съёмке на открытой диафрагме пейзажа глубины резкости хватает, чтобы чётко отобразить те деревья и кустарники, что пришлись на дальность фокусировки, целиком, но вот стоящие ближе или дальше объекты уже окажутся слегка размытыми. При этом размытие несильное, и особого положительного эффекта в изображение оно не вносит, лишь делая его в целом менее резким, что пейзажу не полезно. В прочем, редко какой объектив позволит снимать пейзажи на открытой диафрагме без проблем.

Интерьерная съёмка вполне подвластна этому объективу. Угла обзора хватает и для не самых больших помещений.

Конечно, мне захотелось испытать объектив и на доступных на нём очень близких дистанциях. Результат получается очень интересным. Получаются этакие портреты небольших предметов в полный рост — например, листочка, веточки, травинки, ягод. При открытой диафрагме и съёмке на минимальных дистанциях объектив размывает задний фон так, словно это не 20, а 85 мм фокусного расстояния. Размытие фона получается ровным, очень мягким и приятным, а источники света в фоне проявляются как приплюснутые кружочки с чуть более светлым краем, развёрнутые длинной стороной к центру кадра, но сам фон при этом кругового размытия или закрутки не получает. Кружочки в размытии получаются заметными, но ненавязчивыми, а в целом размытие напоминает лёгкие мазки кистью.

Фрагмент вышеприведённого кадра:

На близких дистанциях очень хорошо получается отделить объект от фона, если использовать открытую диафрагму. Выраженной границы зоны резкости нет, поэтому важно фокусироваться точно, чтобы резким оказался нужный объект или его часть, а не соседний. Иногда может потребоваться несколько дублей, поскольку система подтверждения фокусировки в фотоаппарате срабатывает в некоторых пределах и не всегда даёт точный результат.

В некоторых случаях, при определённых сочетаниях дальности до объекта и до фона, можно поймать интересный эффект на открытой диафрагме: фон размывается необычным образом, с неким неполным двоением. На следующем кадре в фоне оказались ветки деревьев, и они выглядят так, будто написаны акварелью по мокрой бумаге.

Приведу кадры с одним сюжетом, но на разных значениях диафрагмы. Для наглядности я снимал ветку рябины с довольно близкого расстояния, потому что на пейзажных кадрах разницу между разными значениями диафрагмы уловить трудно. Особых сюрпризов нет: глубина резко изображаемого пространства закономерно увеличивается по мере увеличения степени закрытия диафрагмы. Благодаря удачной форме лепестков диафрагмы (не смотря на то, что ихз всего 6) и маленькому размеру кружков в зоне нерезкости шестиугольные фигуры в зоне размытия не просматриваются.

f/3.5:

f/4:

f/8:

Интересно, что виньетирование, довольно сильное на открытой диафрагме, резко уменьшается, даже если прикрыть диафрагму совсем немного. Это значит, что на пейзажных снимках, где чаще всего используется так или иначе прикрытая диафрагма, виньетирование будет небольшим. Подобная управляемость эффекта виньетирования также полезна для случаев, когда хочется использовать его в художественных целях.

Хроматические аберрации получаются традиционных красно-синих тонов и очень заметны, особенно на контрастных кадрах из зимнего леса. Мне показалось, что наличие аберраций и их размеры слабо зависят от выставленной диафрагмы. К счастью, они практически полностью убираются с помощью автоматической функции удаления хроматических аберраций, которую можно найти в некоторых программах для обработки фотографий. В данном обзоре я аберрации удалил, чтобы они не отвлекали внимание, но на следующих двух кадрах они оставлены специально, для иллюстрации.

Объектив хорошо передаёт и даже, как мне показалось, немного усиливает неявные оттенки зимнего леса. Это видно даже и без всякой обработки, но я применил к кадрам данного обзора небольшую коррекцию: выполнил контрастирование и, изредка, s-образную кривую с малой кривизной. Объектив выявил и тёплые оттенки коры берёз, отличающиеся от дерева к дереву, и сине-зелёный тон в покрытой снегом хвое на верхушках сосен и елей, и холодные тона зимнего уральского неба. Деревья на пейзажных кадрах не сливаются друг с другом, кроме как на самых краях фотографии, где у «Мира-20» проблемы с резкостью.

В некоторых случаях мой фотоаппарат неправильно определял баланс белого. Это произошло в тенистой пихтовой аллее в начинающихся сумерках, а также вечером, когда Солнце почти село. В обоих случаях, как видно, речь идёт о плохих условиях освещения. При этом в тех же начинающихся сумерках, но на относительно открытом месте, фотоаппарат повёл себя правильно.

Также при съёмках в искуственном освещении ночного города кадры получаются с заметным тёплым оттенком.

Обычно в лесу сложно фотографировать пейзажи из-за тесноты: лесной пейзаж получается лучше, если его снимать снаружи леса, а не изнутри. Но широкий угол обзора «Мира-20» позволил мне получить интересные по композиции (надеюсь) кадры даже с небольших полянок и нешироких просек. Должно быть, на полном кадре эффект был бы более впечатляющим.

На средних планах отделить объект от фона уже не получается — даже на открытой диафрагме фон слишком хорошо различим, но при этом ещё и неприятно размыт. Средние планы лучше снимать на прикрытых диафрагмах и компоновать так, чтобы объект был отделён от фона композиционно.

«МС Мир-20М» показался мне приятным, немного старомодным, но очень интеллигентным широкоугольником. Он вполне хорош для пейзажей, особенно в пасмурный день, но ему не очень даются кадры с яркими источниками света, и не стоит ждать идеальных краёв кадра. Зато в центре изображения резкость будет превосходной, а цветопередача — очень чуткой и приятной. Неожиданным бонусом служит его способность получать очень выразительные кадры при работе на минимальных дистанциях. Так приятно взять этот объектив с собой в зимний лес и сделать серию кадров, в которой пейзажные виды будут уместно чередоваться с экспериментально-творческими крупными планами.

В завершение — ещё несколько кадров-примеров и общие выводы.

Вывод.

В ходе проведения ноябрьских полевых испытаний объектива «МС Мир-20М 3,5/20», изготовленного Красногорским механическим заводом в 2004 году, были получены следующие результаты.

1) Объектив удобен для использования с современными цифровыми и плёночными объективами (при условии использования переходника на нужный байонет) благодаря наличию переключателя привода диафрагмы. Также выпущена версия данного объектива для камер с байонетом F и, в малых количествах, с байонетом К.

2) Управление объективом осуществляется вручную. Ввиду больщой глубины резкости могут возникнуть трудности при использовании подтверждения фокусировки от камеры на сложных сюжетах.

3) Светосила объектива невелика, но достаточна для большинства применений. Глубина резкости большая, что удобно для пейзажей, при этом есть возможность снимать на очень маленьких дистанциях и при этом отделять визуально объект от фона на открытой диафрагме.

4) Объектив обладает хорошей, «внимательной» цветопередачей, высокой детализацией изображения в центре кадра, но низкой по краям, а также красивым рисунком размытия при съёмке на ближних дистанциях.

5) На открытой диафрагме и только на ней сильно проявляется виньетирование, а хроматические аберрации примерно одинаковы на всех значениях диафрагмы и неплохо удаляются соответствующими функциями графических редакторов. При попадании яркого источника света в кадр могут образовываться многочисленные блики, а также ореолы вокруг источника.

6) Объектив обладает не очень большими габаритами, удобным размещением управляющих колец, а также высокое качество изготовления.

7) К объективу прилагается сумочка для переноски, простая передняя металлическая крышка и резьбовая задняя. К объективу прилагается комплект цветных фильтров для чёрно-белой съёмки, а также ультрафиолетовый фильтр. Для фильтров предусмотрена наружняя резьба диаметром 28 миллиметров, расположенная над задней линзой объектива.

Начало обзора: Объектив МС Мир-20М 3,5/20 производства КМЗ. Часть первая, описательная. Ноябрь 2016 г.

Другие объективы марки «Мир»:
Мир-1В 2,8/37 производства ВОМЗ .

Другие объективы с близкими значениями фокусного расстояния:

МС Зенитар-К 2,8/16 Рыбий глаз производства КМЗ

в том числе с переменным фокусным расстоянием:
Sigma 10-20mm F4-5.6 EX DC,
Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:3.5-5.6 18-55mm AL производства фирмы Samsung.

Другие объективы производства Красногорского завода:
МС Зенитар-М2s 2/50,
МС Зенитар-Н 2,8/28,
Индустар-50 1:3,5 F=5см П,
Гелиос 40-2 1,5/85,


© 2003—2017 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru