Гелиос 40-2 1,5/85 Красногорского завода. Полевые испытания. Ноябрь 2013, часть 1.
 


 Somethings / Полевые испытания /
Гелиос 40-2 1,5/85 Красногорского завода. Часть первая, описательная.

Ноябрь 2013 года


Не прошло и полгода, как я решился обрести новый объектив. На сей раз мой выбор пал на "Гелиос 40-2", объектив, имеющий статус легендарного, любимый и ненавидимый многими. Сие сокровище производится Красногорским заводом и ныне, и я предпочёл новый экземпляр, обнаружив, что такие же, но бывшие в употреблении, продают по цене не намного ниже, а иногда и выше заводской. В новой версии сайта завода интернет-магазин потерял свои замашки следователя и обошёлся краткой информацией, правда мой браузер ухитрился зависнуть в самый ответственный момент - когда сайт пытался продемонстрировать мне квитанцию на оплату. К счастью, вскоре пришло электронное письмо с реквизитами, и мне удалось оплатить покупку с помощью денежного перевода с сайта моего банка.

Теперь завод предлагает два варианта доставки: транспортной компанией и почтой России. Подумав, я решился на почту. Офисы транспортных компаний находятся у чёрта на куличках и работают до 18.00, а по почте я от этого завода посылку уже один раз успешно получил. К тому же, завод выслал мне номер почтового отправления, по которому можно следить за перемещениями посылки через интернет, чем я и занялся. Вначале всё шло по плану: посылка приехала в Москву и стала обрабатываться в различных сортировочных учреждениях. Несколько дней проведя в оных, она покинула их, после чего в трекинг добавилась запись, дата у которой оказалась более ранней, чем у последних записей. Моя посылка путешествовала во времени. Видимо, совершив такой оборот, ей удалось быть отправленной из прошлого, за счёт чего сэкономилось время в пути и ко мне она прибыла в рекордный срок - меньше недели!

Посетив ближайшее отделение в назначенный день, я обрёл большую коробку, со всех сторон оклеенную фирменным скотчем с логотипами "Зенит". Внутри было очень много упаковочной бумаги, среди которой лежала красивая, глянцевая синяя коробка из плотного картона.

Коробочка красиво оформлена, стильна и изящна и содержит основную информацию об объективе и его модификациях. Сообщается, что существуют варианты с классической присоединительной резьбой М42 и с байонетами Н и С, соответственно, совместимыми с современными фотоаппаратами Nikon и Canon (естественно, без каких либо электрических контактов).

Ко всеобщему сожалению, завод КМЗ, некогда выпускавший множество объективов для байонета К (фотоаппараты Pentax и совместимые), ныне вновь вводимые в производство модели им не снабжает.

Я, конечно, выбрал вариант М42, ведь мне нужно установить его на камеру с байонетом К, что возможно через переходник.

КМЗ, видимо, отошёл от традиции вложенных друг в друга коробочек-матрёшек, обойдясь на этот раз одной. Внутри - инструкция (оформленная в том же стиле, что и коробка) в полиэтиленовом пакете и очень приятная тканевая сумочка с регулируемым ремешком для переноски объектива, почти такая же, как у объектива "МС Зенитар-К 2,8/16 Рыбий глаз", только чуть побольше и потвёрже.

В ней, трогательно обёрнутый тонкой бумагой, возлежал "Гелиос 40-2" (бумага не сохранилась).

Объектив оказался огромным. Я представлял его себе несколько более компактным - он только в длину уступает объективу "МС ЗМ-5СА 8/500", но по массе значительно его превосходит: весы показали 850 грамм чистого металла и стекла. Инструкция, кстати, указывает ещё больший вес - 950 грамм. Обвешали?

Объектив имеет очень стильный ретро-облик. Он производится практически без изменений с 1956 года - наверное, рекорд среди объективов. В 1990 году производство было переведено с завода КМЗ на Ростовский оптико-механический завод, где сам "Гелиос 40-2" выпускать не стали, а сделали его упрощенную версию без диафрагмы - "Циклоп 1,5/85", которая устанавливалась на прибор ночного видения, но при этом сохраняла совместимость с фотоаппаратами. В 1995 году РОМЗ разработал свой собственный объектив для приборов ночного видения, уже не пригодный для фотосъёмки, и производство потомка "Гелиоса" прекратилось до 2012 года, когда сам КМЗ вернул его к жизни.

Объектив имеет фигуристую форму и конфигурацию органов управления, в общих чертах повторяющую таковую у его меньшего брата - объектива "Гелиос 44-2 2/58". Ближе всего к фотоаппарату располагается кольцо фокусировки сложной гайкообразной формы, классической для 50-х годов. Кстати, на коробке у объектива кольцо круглой формы, но инструкция гласит, что реальный объектив может отличаться. Видимо, на заводе всё-таки решили вернуться к классическому облику - и правильно: такое кольцо фокусировки проще находить наощупь. Кольцо фокусировки вращается очень плавно, совершая более 3/4 оборота. Вращать его приятно, а объектив при этом удлинняется совсем немного, и передняя линза не вращается. Конечно, никакой автоматической фокусировки нет - мотор бы с такими массами не справился. Минимальная дистанция фокусировки у этого объектива - 80 см, что довольно много, но это обычное дело для телеобъективов.

У старых объективов, изображения которых можно найти в интернете, между кольцом фокусировки и резьбой для присоединения к фотоаппарату имелось ещё кольцо со штативным гнездом. У нового объектива его нет - видимо, завод прочёл и учёл часто встречающиеся в интернете жалобы на то, что это кольцо упирается во встроенную вспышку.

Как и у младшего брата, у "Гелиоса 40-2" два кольца диафрагмы - предварительное и, так сказать, окончательное. Предварительное - на самом конце объектива, значения диафрагмы от 1.5 до 22 переключаются чётко, удобно, с некоторой солидностью. Второе кольцо - самое большое на объективе и находится на самом выпуклом месте, пропустить его невозможно, и оно позволяет открыть диафрагму полностью или закрыть до установленного предварительным кольцом значения лёгким движением руки, что удобно в процессе ручной фокусировки. Втрое кольцо вращается плавно, но не настолько легко, как у "Гелиоса 44-2".

Объектив оформлен крайне аскетично: все надписи и обозначения нанесены белой краской, и только центральная метка на шкале зоны резкости и метка установленной диафрагмы в виде яркого акцента нанесены красным цветом. Этому объективу и без разноцветных шкал хватает выразительности во внешнем виде. На передней части - гордая надпись "Made in Russia".

Передняя линза огромна, очень выпукла и глубоко утоплена в корпус объектива. Она затягивает в свои глубины, как бездонный колодец с тёмной водой. Что же лежит в глубине этих вод? Пылинка, ещё пылинка, какая-то ворсинка, а в самой передней линзе - пузырик. Но инструкция сообщает нам, что это не баг, а фича и что на изображении это никак не скажется. Посмотрим.

На кольце вокруг линзы - обозначение: "Гелиос 40-2 1,5/85" и логотип Красногорского механического завода.

"Гелиос" - марка объектива, "40" - номер модели.

Первоначально, в 50-е годы, этот объектив выпускался неокрашенным и с посадочной резьбой М39. В 60-е годы было выпущено новое поколение зеркальных фотоаппаратов с посадочной резьбой "М42", и тогда многие классические объективы, такие как "Гелиос 40", "Гелиос 44" и "Индустар 50", были выпущены в обновлённой версии, получив резьбу М42, чёрный цвет корпуса и индекс "-2" в названии.

"1,5" - относительное отверстие, очень хороший результат, которому позавидуют многие.

"85" - фокусное расстояние в миллиметрах, благодаря ему "Гелиос" уже считается телеобъективом (а с кроп фактором 1,5 оно и вовсе эквивалентно 127 мм).

Серийный номер начинается на цифру 13 - объектив совсем новый и выпущен в этом году. Инструкция подтверждает и уточняет: в августе.

Насчёт просветляющего покрытия всё несколько туманно: коробка пестрит обозначением "МС", но в инструкции серийный номер объектива вписан в строку для варианта без мультипросветляющего покрытия. Тем или иным видом покрытия линзы снабжены.

Внутри - целых 10 лепестков диафрагмы. Так много бывает либо в старых объективах тех времён, когда лепестков ещё не жалели, либо в очень дорогих новых. При закрывании диафрагмы с ними происходят удивительные метаморфозы, напоминающие кадры из фильма "Звёздные врата", в результате которых получается 10-лучевая звёздочка. Сами лепестки покрыты странными царапинами, как будто долго елозили друг по другу с участием песка, но ведь объектив совершенно новый. Возможно, это следы неких технологических процессов, но раньше я на лепестках диафрагм других объективов подобных следов не замечал.

Объектив снабжён крышками - обычной пластмассовой задней и удивительной комбинированной передней ретрокрышечкой на резьбе: сама крышка пластиковая, резьба металлическая.

В старину к объективу прилагались разноцветные светофильтры для чёрно-белой съёмки, но ныне ничего подобного в комплект поставки не входит.Диаметр передней резьбы объектива - аж 67 мм, ещё одно значение в мой зоопарк.

Для использования со своей фотокамерой Pentax K30 мне потребовалось установить переходник М42-К. Для данного объектива подходит только более дорогая версия переходника, полностью утапливающаяся в байонет, это необходимо для того, чтобы работала фокусировка на очень отдалённые объекты ("на бесконечность"). Такой переходник имеет недостаток: он не снимается вместе с объективом с фотоаппарата, его нужно с помощью специального ключа выкручивать отдельно. Как компромисс, можно изъять из него фиксирующую пружину и проточить в корпусе объектива паз для фикисрующего штыря, но мне пока жалко свой новый объектив.

Во второй части - результаты испытаний объектива на местности с примерами фотографий.


Продолжение обзора: Гелиос 40-2 1.5/85 завода КМЗ. Часть вторая, испытательная. Ноябрь 2013 г.

© 2003—2016 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru