МС Мир-20М 3,5/20 производства КМЗ. Полевые испытания. Ноябрь 2016, часть 1.
 


 Somethings / Полевые испытания /
Объектив МС Мир-20М 3,5/20 производства КМЗ. Часть первая, описательная.

Ноябрь 2016 года


Я спешил. До закрытия оставалось 12 минут, а мне ещё предстояло пересечь площадь, больше напоминающую полосу препятствий, проехать две остановки на троллейбусе и дойти до нужного здания и нужной двери. Наконец, преодолев различные преграды, лестницы и обледенелые тротуары и догнав уже почти ушедший было троллейбус, я добрался до дома. Вход — со двора, мрачного двора сталинской многоэтажки, освещаемого трубами стоящей рядом котельной, которые кто-то в приступе эстетства решил снабдить мощной архитектурной подсветкой. Получилось очень антиутопично, зато нужная дверь нашлась быстро. Ни вывески, ни часов работы магазина — скрываются они здесь что-ли? Помогла табличка с названием здесь же обитающей фотошколы. Внутри — узкий, тесный спуск в подвал и лабиринт каких-то низких, разномастных, частично находящихся в стадии ремонта помещений и коридоров. Сюрреализм. Непонятно, куда идти. В каморке нашёлся человек, не обрадовавшийся моему позднему приходу, но согласившийся проводить меня до продавца, который, в свою очередь, проводил меня до магазина. Вот где простор и раздолье! Залы, наполненные новой и не новой фототехникой до краёв, уходят в темноту, и кажется, что им нет числа. Настоящая сокровищница, надёжно укрытая от врагов в лабиринтах подвала. Здесь я обрёл свой новый объектив, «МС Мир-20М 3,5/20».

Почему именно его? Не знаю точно, но на самом деле он приглянулся мне уже давно, ещё в виде объявления в интернет-магазине Красногорского механического завода, его выпускавшего. Он выглядел логичным дополнением к «МС Зенитару-К 2,8/16 Fisheye», который является, как можно заметить из названия, фишаем, а «Мир-20», в свою очередь, является широкоугольником, сохраняющим прямизну прямых линий, и у этих двух объективов близкое друг к другу и довольно маленькое значение фокусного расстояния. Однако, пока я раздумывал, не обрести ли его в свой набор, из каталога интернет-магазина он исчез и на несколько лет вообще пропал из поля зрения. Поэтому, увидев его теперь в каталоге этого чудесного московского магазина, я наконец решился.

Я так и не понял — достался мне новый объектив или же слегка подержанный: упаковка была вскрыта, но сам прибор выглядел нетронутым. Рассмотрим же моё приобретение повнимательнее.

Коробка «Мира-20» очень похожа на таковую от уже упоминавшегося «Зенитара 2,8/16 Fisheye», разве что оформлена более аскетично: на лаконичном белом фоне — лишь неброская маркировка, выполненная красным шрифтом.

Из коробки выдвигается ещё одна.

Вскрыв бумажные пломбы (что на моём экземпляре уже было проделано кем-то), можно открыть внутреннюю коробку и извлечь содержащиеся в ней сокровища: сам объектив в традиционном для продукции этого завода тканевом чехле с наплечным ремешком, а также набор фильтров в маленьком футляре и набор инструкций: на русском и английском языках и гарантийный талон.

Объектив помимо чехла оказался упакован в тонкую обёрточную бумагу. Я развернул её, и предо мной предстал довольно увесистый, коренастый прибор, неожиданно крупный и широкий. Объектив привлекает взгляд необычной, какой-то авангардной формой, как-бы расширяющейся ступенчато от задней линзы к передней, а также рядом удивительных конструктивных и дизайнерских особенностей.

Почти вся передняя поверхность объектива, поначалу закрытая крышкой, оказалась занята, естественно, передней линзой. Да какой! Передняя линза «Мира-20» огромна, очень выпукла, переливается зеленовато-желтоватыми оттенками покрытий и затягивает взгляд внутрь, в неведомые глубины. Под некоторыми углами зрения линза выглядит очень необычно — словно бы выточенная изо льда.

Резьбы для фильтров не предусмотрено — линзу обрамляют лишь два коротких лепестка, как у «МС Зенитара-К 2,8/16 Fisheye».

На одном из этих лепестков имеется логотип завода-изготовителя (КМЗ) и серийный номер, начинающийся на цифру 04, что как-бы намекает на то, что этот объектив выпущен в 2004 году. Инструкция подтверждает этот факт, но вот ясность в точную дату изготовления не вносит: упаковщик в спешке обозначил месяц как «010» — то-ли январь, то-ли октябрь. Объектив «Мир-20» выпускался с начала 1970-х по, видимо, начало 2010-х. В конце 80-х произошла его модернизация, так что мне досталась более новая версия.

Кроме Красногорского завода такой объектив производился также заводом «Арсенал» для других байонетов.

Боковая сторона широкой передней части корпуса объектива оказалась кольцом фокусировки. Оно покрыто квадратной насечкой и вращается очень плавно и приятно, примерно на 3/4 полного оборота. Благодаря размерам и расположению его всегда легко найти наощупь, что очень удобно.

При фокусировке на минимальную дальность объектив удлинняется совсем чуть чуть — менее, чем на 1 сантиметр. При этом удлиннение происходит в неожиданном месте: из кольца фокусировки как-бы выдвигается деталь с передней линзой. При этом в хвостовой части объектива, напротив, некоторая часть вдвигается внурть корпуса.

На конически сужающейся части корпуса — шкала дальностей. Из интересного — минимальная дистанция фокусировки: всего 18 сантиметров! Учитывая, что этот параметр исчисляется от плоскости плёнки или, в нашем случае, от плоскости матрицы, получается, что объективом можно снимать практически в упор, что даёт простор для интересных фотографических опытов. При этом последнее значение дистанции, отмеченное на шкале перед знаком бесконечности, составляет всего 4 метра, что означает, что при пейзажной или городской съёмке в большинстве случаев вращать кольцо, видимо, даже и не придётся.

Далее следует шкала глубин резкости с метками для обычной и инфракрасной съёмки, по которой видно, что уже на открытой диафрагме в зону резкости может попасть при желании всё от 3х метров до бесконечности.

Примерно посередине корпуса располагается кольцо диафрагм. Оно меньшего диаметра, чем кольцо фокусировки и имеет другую насечку, а также, по ощущениям, выполнено из пластика, в отличие от остальных деталей корпуса, большинство из которых — металлические. При съёмке перепутать управляющие кольца вслепую невозможно. Кольцо переключается щелчками от f/3.5 до f/16, при этом между отмеченными на кольце значениями имеются дополнительные промежуточные.

Так как ободок вокруг передней линзы слишком тонкий, разместить там маркировку объектива производителю не удалось, и она оказалась на кольце диафрагм. Маркировка гласит: «МС Мир-20М 3,5/20» и написана латиницей.

МС — «multicoating», обозначает, что на линзы нанесено многослойное просветляющее покрытие для борьбы с бликами и падением контраста при встречном освещении.

Мир — марка отечественных широкоугольных объективов. Интересно, что данный конкретный тип объектива сохранил свою марку несмотря на то, что с конца 80-х Красногорский завод старался всем своим объективам давать единую марку «Зенитар» с небольшими вариациями.

20 — номер модели. Объективов марки «Мир» достаточно много, я в своих обзорах описывал «Мир-1В 2,8/37» и «МС Зенитар-Н 2,8/28», который на этапе разработки носил название «Мир-61».

М — в данном случае обозначает тип соединения с фотоаппаратом: резьбу диаметром 42 мм, дополнительно оборудованную приводом автоматической диафрагмы в виде подпружиненного штырька на задней стороне объектива. В природе также существуют версии объектива с байонетом К (выпускался, как сообщают, лишь один год и поэтому на воле не встречается), с байонетом F (маркируется буквой «Н») и с байонетом «Автомат» завода «Арсенал».

3,5 — относительное отверстие. Величина светосилы по нынешним меркам звёзд с неба не хватает, но для широкоугольного объектива этого, в общем-то, достаточно. При этом «Мир-20» выигрывает у объектива «D-Xenon 1:3.5-5.6 18-55mm AL» (аналог китового объектива Пентакса): на фокусном расстоянии 20 мм «D-Xenon» обеспечивает максимально открытую диафрагму только 1:4.

20 — фокусное расстояние. Объектив рассчитан для плёночных фотоаппаратов, и может также использоваться и с полнокадровыми цифровыми, и для этих двух категорий такое фокусное расстояние соответствует классу сверхширокоугольных объективов. Для фотоаппаратов с кроп-фактором 1,5 эквивалентное фокусное расстояние составляет 30 мм, что позволяет объективу сохранить статус широкоугольного, но уже без приставки «сверх-».

На самой ближней к фотоаппарату и самой маленькой по диаметру части корпуса объектива нашёлся ещё один неожиданный орган управления — рычажок с двумя положениями — «А» и «М». Это — предмет роскоши для объективов с присоединительной резьбой 42 мм и приводом автоматической диафрагмы, позволяющий этот самый привод отключить путём перевода рычажка в положение «М» («Мануальный»). Такой рычажок спасает пользователей от необходимости придумывать разные ухищрения, чтобы пользоваться объективом с теми фотоаппаратами, у которых нет ответной части механизма автоматической диафрагмы такого типа. Например, всех пользователей цифровых зеркальных фотоаппаратов. Мне подобную пришлось в своё время блокировать привод диафрагмы у объектива «МС Зенитар-М2s 2/50».

По другую сторону от рычажка режима диафрагмы — надпись «Made in Russia».

На «хвостовой» стороне объектива — как и ожидалось — присоединительная резьба диаметром 42 мм, штырёк привода автоматической диафрагмы, а также кое что интересное: маленький светофильтр. Как и у двух имеющихся у меня фишаев, «Зенитара 2,8/16 Fisheye» и «EWP Fisheye Lens MC 3.5/8 A» («Пеленг 3,5/8»), передняя линза оказалась слишком выпуклой, и резьбу для фильтров пришлось разместить сзади. Резьба для фильтров имеет диаметр 28 мм, при этом она «внешняя», то есть фильтр не вкручивается в неё, как обычно, а накручивается на неё, и, конечно, она не совместима с фильтрами ни от «Зенитара 2,8/16», ни от «Пеленга 3,5/8».

В комплект поставки входят три фильтра: ультрафиолетовый, жёлто-зелёный и оранжевый, упакованные в элегантный пластиковый футляр, а изначально также в какие-то промасленные бумажки. Цветные предназначены для улучшения качества фотографий в определённых ситуациях при съёмке на чёрно-белую плёнку, о чём можно прочесть в инструкции, а ультрафиолетовый вполне можно установить на постоянной основе в качестве защитного, что я и сделал.

Интересно, что, в отличие от упомянутых фишаев, у «Мира-20» использование фильтра не является обязательным. По крайней мере, в инструкции об этом не сказано.

Сквозь заднюю линзу можно разглядеть шестилепестковую диафрагму. Ничего необычного, особенно для объективов с автоматическим приводом диафрагмы.

Наличие резьбы 42 мм вынуждает использовать переходники для установки такого объектива на цифровой фотоаппарат. Для «Пентакса» мне потребовался переходник на байонет К, причём в данном случае необходим переходник, полностью утапливающийся в байонет и не имеющий выступающего наружу фланца, поскольку только такой переходник обеспечивает совпадение рабочих отрезков. Такой переходник чуть менее удобен, так как для снятия объектива с фотоаппарата нужно сначала выкрутить его из переходника, а затем, с помощью прочных ногтей или специального инструмента изъять переходник из байонета камеры.

Также к объективу прилагается простая передняя металлическая крышка и резьбовая пластиковая задняя. Передняя крышка надевается на два лепестка, выступающие из передней части объектива, и не сваливается с них благодаря тому, что оклеена изнутри бархатистым материалом. Почему-то разжимной крышки, которая цеплялась бы за эти лепестки, как у «Зенитара-фишая», «Миру-20» не досталось.

На этом рассмотрение объектива снаружи закончим и перейдём к испытаниям его оптических свойств на местности.

Продолжение обзора: Объектив МС Мир-20М 3,5/20 производства КМЗ. Часть вторая, испытательная. Ноябрь 2016 г.

Другие объективы марки «Мир»:
Мир-1В 2,8/37 производства ВОМЗ .

Другие объективы с близкими значениями фокусного расстояния:

МС Зенитар-К 2,8/16 Рыбий глаз производства КМЗ

в том числе с переменным фокусным расстоянием:
Sigma 10-20mm F4-5.6 EX DC,
Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:3.5-5.6 18-55mm AL производства фирмы Samsung.

Другие объективы производства Красногорского завода:
МС Зенитар-М2s 2/50,
МС Зенитар-Н 2,8/28,
Индустар-50 1:3,5 F=5см П,
Гелиос 40-2 1,5/85,

Список использованной литературы

1. Объектив Мир-20 / Мемориальный сайт ZENITcamera;

2. Серийные номера / там же;

3. «Мир-20», 3,5/20 / Г. Абрамов, «Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения»;


© 2003—2017 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru