МС Зенитар-Н 2,8/28 производства КМЗ. Полевые испытания. Июль 2016, часть 2.
 


 Somethings / Полевые испытания /
Объектив МС Зенитар-Н 2,8/28 производства КМЗ. Часть вторая, описательная.

Июль 2016 года


В первой части приведены история и описание объектива, а также описан способ его установки на камеру с байонетом К.

Отчёт о проведении полевых испытаний объектива «МС Зенитар-Н 2,8/28», выпущенного Красногорским механическим заводом, предположительно, в 2013 году. Испытания проводились на фотокамере «Pentax K-30».

Июль преподносил сюрприз за сюрпризом. Прохлада сменялась зноем, жара — ливнями, а под конец наступила и вовсе небывалая погода — всё вокруг заволокло неким полутуманом-полудымом, отчего при ясном, казалось бы, небе, это самое небо было белым вместо голубого, солнце окрасилось красно-оранжевым, а пейзажи приобрели заметный мистический оттенок. Одни говорили — это дым от горящих торфяников на западе, другие — от лесных пожаров в Сибири, третьи указывали на север, как источник дымовой завесы...

Во все времена со мной неразлучно был «Зенитар 2,8/28», с которым мы исследовали сад и его лесные и сельские окрестности.

Удивительно, но мне совсем не хотелось снимать этот объектив с камеры и устанавливать другие. Наверное, поэтому я проводил его испытания так долго — обычно дело обходится одним weekend-ом, а «Зенитар 2,8/28» я брал с собой снова и снова каждые выходные. Чем-то он покорил меня, хотя сразу скажу — этот объектив далеко не идеален.

Первое впечатление, полученное от работы с ним, было удовольствием от его фокусного расстояниея. 28 мм, на камерах с кроп-фактором 1,5 примерно соответствующее 42 мм эквивалентного фокусного расстояния, показалось мне удивительно удобным. Это чуть-чуть шире, чем «нормальное» фокусное расстояние для таких фотоаппаратов, и это «чуть-чуть» делает объектив весьма универсальным, пригодным для самых разных фотографических применений. С одной стороны - легко снимать пейзажи, особенно природные. Никаких заметных искажений, присущих широкоугольникам, не наблюдается. Максимально естественная перспектива. С другой стороны им легко и удобно снимать натюрморты, а также, наверное, и портреты, а в сочетании со следующей особенностью этого объектива — и крупные планы.

Эта самая другая особенность объектива заключается в том, что у него довольно маленькая минимальная дистанция фокусировки — даже с учётом того, что рабочий отрезок фотоаппаратов с байонетом «К» короче, чем для него требуется, что приводит к потере ближних дистанций. Из-за того, что кольцо фокусировки поворачивается за минимальное указанное на шкале значение, равное 0,3 м, удаётся сфокусироваться на дистанциях не менее 20 см — что даже меньше заявленного. Наверное, на фотоаппаратах с родным для этого объектива байонетом «F» можно вообще в упор снимать.

В результате доступно если не макро, то весьма крупный план. Удобно снимать цветы и одиночные небольшие растения, а также натюрморты.

Как и следовало ожидать, другим следствием несовпадения рабочего отрезка стало то, что фокусировка на «бесконечность» происходит не на соответствующем значении шкалы, а гораздо «ближе». С точки зрения возможностей ничего не теряется, можно снимать на любой дальности, а вот с точки зрения удобства есть небольшая проблема — можно провернуть кольцо фокусировки дальше того положения, при котором объектив сфокусирован на самые удалённые объекты, и получить мутный снимок.

В целом же «Зенитар 2,8/28» вполне удобен для использования. Главный его «физический» плюс — это, конечно, маленькие габариты и масса. Фотоаппарат с ним в карман, конечно, не положишь, но вот в небольшую сумочку — вполне. Несмотря на неродной байонет, объектив держится на моей камере прочно и я могу спокойно фокусироваться или менять диафрагму, не боясь того, что случайно выкручу его и уроню. Фокусировочное кольцо довольно удобно — оно широкое, его легко найти на ощупь, вращается с умеренным усилием. Фокусировку выполнять в меру удобно: подтверждение фокусировки хоть и срабатывает, но нередко ошибается, если условия съёмки хоть немного отличаются от идеальных — например, если пасмурно, или много мелких предметов в кадре, или диафрагма зажата сильнее f/4. Резкость приходится подстраивать, пристально вглядываясь в видоискатель. При этом на зажатых зиафрагмах это трудно — видоискатель затемняется. Помогает Live View, но лучшим решением проблемы была бы та или иная система предустановки диафрагмы.

Раз объектив считается широкоугольником, то самым логичным применением для него является съёмка пейзажей. С этого я и начал, посетив берега живописного Гилёвского пруда, а в последствии — и леса в его окрестностях.

В солнечный день логично пользоваться прикрытой диафрагмой, что я и сделал, применяв значения от f/4 до f/8. Объектив повёл себя предсказуемо и весьма неплохо — высокая резкость в сочетании с большой её глубиной, а также хорошей, сочной цветопередачей, позволили получить такие пейзажи, какие и задумывалось. Никаких сюрпризов.

Единственной неприятной неожиданностью стала плохая устойчивость объектива к солнечным лучам, падающим навстречу. Можно наблюдать в разных сочетаниях блики от многочисленных линз объектива, тянущиеся цепочкой через весь кадр по диагонали, «кинематографический» растянутый по горизонтали розоватый блик, а также самое неприятное — расползшуюся на полкадра волнистую радужную «вуаль», похожую на бензиновую плёнку на луже. Что интересно, собственно падение контраста происходит только в последнем случае. Видимо, объективу помогла бы бленда, если бы таковая к нему прилагалась. Наличие резьбы для фильтров позволяет приобрести и использовать при нужде резьбовую бленду.

Резкость, как уже говорилось, весьма хороша — в центре кадра. На краях кадра наблюдается небольшое её падение, выраженное в виде некоего растягивания изображения по направлению к краям кадра на пару пикселей — что-то похожее я наблюдал у объектива «Sigma 10-20mm F4-5.6 EX DC». По мере закрывания диафрагмы, этот эффект уменьшается, достигая минимума где-то на f/8 — f/16, но всё равно едва заметное падение резкости сохраняется и на этих значениях диафрагмы.

Для желающих предлагается традиционный набор кадров с одинаковым сюжетом, снятых на разных значениях диафрагмы.

f/2.8: хорошо заметен эффект смягчения, глубина резкости мала, но объекты в зоне нерезкости легко распознаются.

f/4: эффект смягчения исчез, наблюдается падение резкости к краям кадра.

f/8: края кадра приобрели определённую резкость, глубина резкости возросла, стало видно крупные детали на объектах вдали.

f/16: объекты в зоне нерезкости лишь немногим уступают в детализации объектам в зоне резкости.

Кстати, в целом глубина резкости у объектива, особенно при пейзажной съёмке, довольно большая, при этом имеется эффект, подобный тому, что я наблюдал у «Мира-1В 2,8/37»: на широко раскрытой диафрагме узкая зона резкости окружена большой и продолжительной зоной почти-резкости, от чего, с одной стороны, кажется, что глубина резкости больше, чем она есть на самом деле, а с другой стороны кажется, что объектив «мылит", особенно если ошибся с фокусировкой.

Вращающаяся вместе с кольцом фокусировки передняя линза привносит, конечно, определённые неудобства в процесс съёмки, но они меньше, чем ожидается, ведь при съёмке пейзажей, когда обычно применяются поляризационный и градиентный фильтры, менять положение кольца фокусировки приходится не так часто и не на такой уж большой угол. Да и сама съёмка пейзажей не предполагает спешки, можно и поправить фильтры после фокусировки. Здесь для примера использовался градиентный фильтр.

Виньетирование довольно незаметное, а вот хроматические аберрации присутствуют — они обычные, розово-зелёные, и полностью убираются в графических редакторах, в том числе в автоматическом режиме. На фотографиях, приведённых в данном отчёте, хроматические аберрации не удалялись.

Я попробовал снимать и на открытой диафрагме, и поначалу даже был недоволен результатом. Объектив будто подменили — вместо ожидаемой резкости кадр словно заволокло пеленой, чёткие границы почти растворились в мягком ореоле, окружающем каждый объект на снимке. Но приглядевшись, этот эффект можно научиться применять для получения необычных «акварельных» пейзажей, слегка напоминающих живопись. Такой эффект у «Зенитара 2,8/28» проявляется несколько более выраженно и не так деликатно, как у объектива «Мир-1».

В полной мере эффект смягчения на открытой диафрагме при пейзажной съёмке я оценил позже, когда в туманный день оказался в лесу. Здесь мне потребовалась открытая диафрагма, чтобы получить приемлемые выдержки в сумраке леса, а мягкость картинки, которая неизбежно сопутствует открытой диафрагме у «Зенитара 2,8/28», оказалась очень уместной и подчеркнула мистическое настроение туманного леса.

В этот же день я пронаблюдал также неплохую способность к передаче «воздушной перспективы» у этого объектива — она как-бы усиливается на кадрах, добавляя выразительности в тех случаях, когда присутствует и ближний, и дальний план.

Когда я проводил испытания объектива в саду, он открылся передо мной с неожиданной своей стороны. Словно бы я держал в руках совершенно другой объектив, а точнее два других объектива.

Один — это «Зенитар 2,8/28» на прикрытых диафрагмах. Это удобный, резкий объктив для предметной съёмки не очень мелких предметов, натюрмортов, букетов, соцветий и отдельных растений. Снимаемый объект предстаёт очень резким и чётким на фоне элегантно, аккуратно и ровно размытого заднего плана, в котором, особенно если не слишком зажимать диафрагму, практически не заметны шестиугольники, вызванные формой лепестков диафрагмы.

Меня особенно привлекло это контрастное сочетание чётко выделенного объекта и мягко размытого заднего плана. В отличие от пейзажей, на крупных планах граница между зоной резкости и зоной нерезкости более замента. Глубина резкости, что естественно, снижается при уменьшении дистанции до фотографируемого объекта.

И вот другой - «Зенитар 2,8/28» на открытой диафрагме. Совершенно другой объектив. Глубина резкости сжалась до узкой полоски, но резкая граница её исчезла. Резкость не пропала как таковая, но нет больше жёсткой очерченности контуров, как на прикрытых диафрагмах, все переходы чрезвычайно мягки и деликатны. Эффект смягчения, не всегда уместно смотревшийся на пейзажных кадрах, здесь — словно изысканная приправа, подобранная кулинаром точно к месту. Любые несовершенства изображаемого объекта отходят на второй план, выявляя его красоту.

Цветы на снимках словно сияют внутренним светом даже при отсутстви яркого солнечного света. Размытие заднего плана плавно нарастает по мере увеличения дальности до него, постепенно превращая фон в нежные, лёгкие, будто акварельные мазки с лёгкой, деликатной закруткой, подобной кольцевому размытию объективов марки «Гелиос», но гораздо более нежную и ненавящивую.

Я не мастер портретов, но рискну предположить, что этот объектив нашёл бы своё применение в этом жанре.

Пожалуй, можно сказать, что на открытой диафрагме и на ближних дистанциях этот объектив наибольшим образом проявляет свой характер и свои художественные особенности, позволяя экспериментировать с ними в художественной фотографии.

Размытие заднего плана, как уже сказано, ровное, лёгкими мазками, с небольшим эффектом кольцевой закрутки. Блики на заднем плане превращаются в кружочки правильной формы, чуть приплюснутые, а та их сторона, что обращена к краю кадра, имеет слегка подчёркнутый контур. В целом похоже на небольшие пузырики.

Отдельно хочется отметить цветопередачу: и в ясную погоду, и в пасмурную цвета получаются яркие и сочные, натуральные, а изображение в целом — контрастным и почти не требующим корректировки при обработке.

«МС Зенитар-Н 2,8/28» оказался широкоугольником с сюрпризом. Его фокусное расстояние делает его на камерах с кроп-фактором 1,5 неплохим повседневным универсальным объективом, позволяющим получить хорошие пейзажи и натюрморты, и компактный размер помогает ему быть удобным и необременительным. При этом с точки зрения качества изображения он не провален, но и звёзд не хватает — так чем же он лучше китового объектива с тем же средним качеством изображения и вдобавок с переменным фокусным расстоянием? Ответ — необычным, не побоюсь этого слова, художественным характером изображения, которое получается при использовании этого объектива в казалось бы несвойственной для него ситуации — на открытой диафрагме и на ближних дистанциях.

Перед выводами — ещё несколько примеров.

Вывод.

В ходе проведения июльских полевых испытаний объектива «МС Зенитар-Н 2,8/28» производства Красногорского механического завода получены следующие результаты.

1) Исследован и подтверждён способ установки объективов с байонетом «F» на фотоаппараты с байонетом «К» без использования переходников и замены деталей объектива при условии отсутствия электрических и механических соединений на объективе.

2) При использовании объектива на камере с байонетом «К» шкала дистанций кольца фокусировки не соответствует действительности. Фокусировка, как и управление диафрагмой, осуществляется вручную. Подтверждение фокусировки даёт хорошую точность только при условии хорошей освещённости и несложности сцены.

3) Объектив обладает неплохой светосилой 2,8, что позволяет использовать его в сумерках и в тени деревьев. При этом на открытой диафрагме наблюдается эффект смягчения изображения, что на пейзажах может быть нежелательным, если не входит в задумку. Также высокая светосила позволяет отделять объект от фона не только на открытой, но и на слегка прикрытой дифрагме.

4) Объектив позволяет получать изображения четырёх разных типов. Первый — классический пейзаж на прикрытой диафрагме, с хорошей резкостью и без особых эффектов. Второй — пейзаж на открытой диафрагме с «акварельным» эффектом мягкости, хорошо подходящий для фотографий в туманную погоду. Третий — крупные планы на прикрытой диафрагме, с резко очерченным контуром, хорошей проработкой мелких деталей и плавным размытием заднего плана. Четвёртый — крупный план на открытой диафрагме, с мягким художественным изображением, сочетающимся с высокой детализацией зоны резкости, а также с плавным размытием заднего плана «мазками» и лёгкой его закруткой. Цветопередача во всех случаях хорошая. Фокусное расстояние удобно при использовании на «кропе».

5) Виньетирование малозаметно. На всех значениях диафрагмы в равной степени присутствуют хроматические аберрации, которые можно убрать в графическом редакторе автоматически. При съёмке против света возможно появление различных бликов и радужной «вуали».

6) Небольшие габариты объектива делают его удобным для повседневной эксплуатации. Качество сборки имеет небольшие изъяны. К недостаткам механики объектива можно отнести отсутствие предустановки диафрагмы и вращение резьбы для фильтров вместе с кольцом фокусировки.

7) В комплект поставки объектива входит простой тканевый чехол для переноски, разжимная передняя крышка и байонетная задняя. Светофильтры в комплекте отсутствуют, предусмотрена резьба диаметром 52 мм для их установки.

Начало обзора: Объектив МС Зенитар-Н 2,8/28 производства КМЗ. Часть первая, описательная. Июль 2016 г.

Другие объективы марки «Зенитар»:
МС Зенитар-К 2,8/16 Рыбий глаз,
МС Зенитар-М2s 2/50 производства КМЗ.

Другие объективы марки «Мир»:
Мир-1В 2,8/37 производства ВОМЗ .

Другие объективы с близкими значениями фокусного расстояния:

с переменным фокусным расстоянием:
Tamron SP AF 28-75mm F/2.8 XR Di LD Aspherical (IF) Macro A09P,
Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:3.5-5.6 18-55mm AL производства фирмы Samsung.

Другие объективы производства Красногорского завода:
Гелиос 40-2 1,5/85,
Индустар-50 1:3,5 F=5см П.


© 2003—2016 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru