МС Оберон-11К 2,8/200 производства ВОМЗ. Полевые испытания. Октябрь 2014, часть 1.
 


 Somethings / Полевые испытания /
МС Оберон-11К 2,8/200 производства ВОМЗ. Часть первая, описательная.

Октябрь 2014 года


Маленький автобус, покачиваясь на кочках, отчаянно вилял из ряда в ряд в надежде поскорее проскочить пробку на загруженной вечерней улице, мокрой от прошедшего моросящего дождя, блестящей белыми и красными бликами от света фар. Пытаясь удержаться за поручень во время манёвров, я старался сквозь запотевшие стёкла разглядеть, далеко ли ещё до цели, и вспоминал, как в череде серых, пасмурных, холодных осенних дней я понял, что мне чего-то нехватает. Рассмотрев объявления на местной «виртуальной барахолке», я осознал, что это что-то — объектив «МС Оберон-11К 2,8/200», давно привлекавший меня на страницах описаний, и через несколько дней нерешительности и раздумий я обрёл его, оказавшись на одной из автобусных остановок в глубинах ВИЗа.

МС Оберон-11К

«Оберон-11К» — объектив легендарный. Это светосильный длиннофокусный объектив отечественного — не советского, а уже российского производства, выпускавшийся только с байонетом К, подходящим и для современных камер марки Pentax. Если бы не скромный тираж (по приблизительным подсчётам любителей — чуть более двух тысяч экземпляров), возможно, он стал бы «Гелиосом 40-2» среди длиннофокусной оптики: немногочисленные обсуждения его на форумах среди редких владельцев выявили две непримиримые и кардинально противоположные позиции. Одни превозносят его за уникальный характер даваемого им изображения, другие же ругают за набор оптических и физических несовершенств и недостатков. Впрочем, отставим легенды и рассмотрим внимательнее имеющийся образец.

Как и положено приличному объективу, «Оберон-11К» поставлялся заводом в коробке, с инструкцией и чехлом. Коробок и инструкций мне не досталось, что же касается чехла, то прежний владелец поселил объектив в изящном кофре от «Юпитера-21М», столь же длиннофокусного объектива, производившегося на том же самом Вологодском оптико-механическом заводе, что и «Оберон». Чехол «Юпитера» отличается от обероновского немногим: наличием изящных металлических вставок, отдельного язычка для кнопки, кожанного ремешка и отсека для светофильтров диаметром 58 мм, куда может целиком поместиться какой-нибуть маленький объектив.

Чехол от объектива "Юпитер-21М"

Как и положено светосильному длиннофокусному объективу, «МС Оберон-11К» имеет внушительные габариты и по размерам сопоставим с «МС ЗМ-5СА 8/500». Несмотря на размеры, он не слишком тяжёл, но всё же чуть тяжелее упомянутого.

"МС Оберон-11К 2,8/200" и "МС ЗМ-5СА 8/500"

Объектив оформлен лаконично, стильно, с лёгким оттенком некоего «индастриала». Строгая, лаконичная его форма, почти полностью циллиндрическая, с небольшим сужением возле байонета, дополнена стильными надписями, резиновой отделкой огромного кольца фокусировки и оригинальным прозрачным окошком шкалы дистанций. «Оберон» всегда легко узнать благодаря необычному внешнему виду. Корпус объектива металлический, причём, если приглядеться, то видно, что часть деталей выкрашена в матовый чёрный цвет, а часть — в очень тёмный синий. Синими сделаны малозаметные детали — тонкое кольцо над резиновой вставкой да пара деталей, видимых через хвост объектива внутри. Позже мне довелось рассмотреть конструкцию объектива изнутри, и я обнаружил, что синих деталей довольно много. Для чего это сделано — неизвестно, может быть, чтобы развлечь сотрудников фотомастерских или сборщиков на заводе. В целом, если приглядеться, то видно, что качество обработки отдельных элементов могло быть чуточку лучше.

Экземпляр достался мне в неплохом состоянии, но у него было две проблемы — болтающаяся задняя часть (байонет, кольцо диафрагм и шкала дистанций), а также испорченная смазка. Разболтанность — это, видимо, следствие усердной эксплуатации, а состояние смазки, скорее всего, можно списать на то, что объектив создавался в первой половине 90-х, в условиях череды экономических кризисов и развалов производств, когда хорошую смазку раздобыть было непросто. Вообще, остаётся только гордиться за работников Вологодского завода, решившихся в разгар кризисов выпустить новую, сложную модель объектива, и пожалеть, что эти же кризисы не дали возможности производить «Оберон» долго и счастливо. Тем не менее, я не мог проводить испытания с не вполне исправным объективом, поэтому я разобрал механизм, смазал и затянул винтики. Прочесть об этом опыте можно в Приложении.

Передний торец объектива полностью занимает оромная передняя линза, загадочно переливающаяся бирюзово-розовыми оттенками многослойного просветления. Просветляющее покрытие моего объектива — в идеальном состоянии, зато внутри, между линзами, можно обнаружить неизвестным образом просочившиеся туда пылинки. За ними — глубина, в которой кроются другие линзы и иные неведомые детали. Сообщают, что линз там целых 8 штук.

Диаметр резьбы для фильтра — 72 мм — такой же, как, например, у «МС ЗМ-5СА 8/500». В комплекте с объективом имелся ультрафиолетовый фильтр производства КМЗ. Входил ли фильтр в первоначальную комплектацию — мне неизвестно.

УФ-фильтр

Вокруг передней линзы места для маркировки не осталось, поэтому она нанесена на боковую поверхность, над кольцом фокусировки стильным шрифтом.

Маркировка гласит: «VOMZ MC OBERON-11K 2,8/200» и написана английскими буквами, видимо, на случай внезапной продажи «Оберона» за границу, или же просто чтобы пустить покупателям пыль в глаза.

«VOMZ» — ВОМЗ — аббревиатура изготовителя, Вологодского оптико-механического завода. Некогда он производил массу моделей объективов для фотоаппаратов, таких как популярные Мир-1 и Юпитер-21; объективы выпускались примерно до середины 2000-х, но позже их производство было прекращено. Ныне его продукция — бинокли, подзорные трубы, прицелы и т. п. Увы.

«MC» — «multi-coating», многослойное просветление линз. Должно помогать при съёмке против солнца и повышать контраст.

«OBERON» — Оберон, марка объектива. Эта марка использовавшалась только Вологодским заводом. Кто же такой этот Оберон? Обратимся к Википедии. «Оберон в средневековом западноевропейском фольклоре — король фей и эльфов, повелитель волшебной страны.» Удивительное название для объектива, не так ли? Но второй предлагаемый вариант — «Оберон — второй по размеру и массе спутник Урана», видимо, ближе к замыслу разработчиков, поскольку найденные в сети изображения коробки и инструкции от прибора явно намекают на космическую тематику, да и любили отечественные разработчики называть оптику в честь небесных тел. Однако, «как лодку назовёшь, так она и поплывёт», и объективу, учитывая его репутацию, ближе оказалось первое значение слова. Можно провести параллели с другими объективами, названными в честь небесных тел, в свою очередь, названных в честь персонажей мифологии. Например, «Юпитеры», носящие имя честь главного среди римских богов — широко известные и популярные объективы, множество моделей выпущено большими тиражами и пользуется популярностью по сей день. А вот аэрофотосъёмочные «Ураны» мало кто даже видел — так и самому Урану, древнему богу, мало кто поклонялся. Ну а «Оберону» досталась участь быть единственным в своём роде, ведь король может быть только один, и быть легендарным, как эльфы и феи.

«11» — номер модели объектива. Очень удивительно видеть такой номер, зная, что «Оберон-11» — единственный объектив этой марки. Возможно, мы чего-то не знаем, и Вологодский завод планировал выпускать и другие, но почему он начал отсчёт именно с 11 — останется тайной, видимо, навсегда. «К» — индекс, означающий, что объектив имеет в наличии байонет «К» для соединения с фотоаппаратом. Ни для каких других соединений и байонетов «Оберон» не выпускался.

«2,8/200» — относительное отверстие и фокусное расстояние. Относительное значение имеет одно из лучших значений, которые можно найти для 200-миллиметровых объективов. Для кроп-фактора 1,5 эквивалентное значение фокусного расстояния составит 300 мм — это весьма длиннофокусно и в теории должно давать возможность наблюдения довольно-таки удалённых объектов или получения необычных эффектов перспективы.

На другой стороне корпуса — серийный номер, начинающийся на цифру «95», что намекает на то, что объектив был выпущен в 1995 году. Считается, что он выпускался лишь с 1993 по 1996 годы.

Следом за маркировкой находится кольцо фокусировки. Оно занимает большую часть корпуса, не найти его наощупь просто невозможно. На кольцо надета резиновая трубка, покрытая оригинальным рельефным рисунком в стиле 90-х, напоминающим противоскользящее покрытие с трамвайных подножек. Несмотря на грубоватый облик, функции свои оно выполняет — не проскальзывает под пальцами и обеспечивает объективу уникальный внешний вид. После замены смазки кольцо вращается более-менее плавно (насколько это возможно для применённой конструкции фокусировочного механизма), чуть туже, чем хотелось бы. Из-за дефектов конструкции кольцо подклинивает на дистанциях фокусировки от 1,6 до 1,8 метров, если объектив направлен вверх, а также имеется небольшой, но заметный люфт.

При вращении кольца фокусировки объектив драматическим образом удлиняется, приобретая весьма забавный облик: над широкой частью корпуса возвышается длинная узкая трубка, на конце которой — вновь широкий элемент, включающий переднюю линзу. Кольцо поворачивается примерно на 3/4 оборота. Передняя линза и резьба для фильтра при фокусировке не вращаются. Никакого автофокуса, конечно, не предусмотрено.

Это единственный известный мне объектив отечественного производства, у которого предусмотрено закрытое прозрачным пластиком элегантное окошко для шкалы дистанций фокусировки — производитель явно решил шикануть. Выглядит стильно, как на лучших объективах зарубежных производителей, чуть портит картину только применённый дешёвый сорт прозрачного пластика. Шкалы имеются в футах и метрах. Мой экземпляр объектива невозможно установить на минимальное указанное на шкале значение «1,5 м» (кстати, рекордное для фокусного расстояния 200 мм) — не хватает хода механизма, можно сфокусироваться не ближе примерно 1,58 м. Впрочем, разницу в 8 см по сравнению с полутора метрами я на глаз никогда не замечу. Это проблема только моего экземпляра, насколько это часто встречается, неизвестно. К шкале дистанций прилагается указатель глубины резкости с традиционной меткой фокусировки в инфракрасном диапазоне.

Наконец, после конусообразного сужения, у самого байонета находится кольцо диафрагм, довольно широкое. На кольце — значения от 2,8 до 32. Здесь Вологодский завод тоже не обошёлся без рекорда — так сильно зажать диафрагму на других виденных мной отечественных объективах невозможно. Другой вопрос — для чего это делать?.. Само кольцо вращается со щелчками, несколько туже, чем мне бы хотелось, и его можно установить на некоторые промежуточные значения между указанными.

На хвосте у объектива — как и ожидалось, байонет К, классический, механический, с приводом диафрагмы и рычагом её положения. Этот объектив без проблем установится на любой современный фотоаппарат с байонетом «К» и его нынешними вариациями, только у цифровых фотоаппаратов не будет работать рычаг передачи положения диафрагмы ввиду того, что в их байонетах отсутствует для него ответная часть. Сам же механизм диафрагмы работать будет как положено: во время фокусировки она будет полностью открыта для удобства, а во время съёмки автоматически закроется до выбранного значения. Никаких контактов и привода автофокуса, конечно, нет, объектив будет работать только в мануальных режимах, а выдержку камера подберёт по нажатии на зелёную кнопку.

Отверстие байонета прикрыто элементом роскоши — пластиковой заслонкой, препятствующей попаданию лишних лучей света в фотоаппарат. Размер заслонки, конечно, расчитан на плёночный кадр, а у современных цифровых фотоаппаратов с байонетом «К» сплошь встречаются лишь матрицы с кроп-фактором 1,5, так что ценность этого устройства чуть снижается, но выглядит всё равно эффектно.

Внутри виднеется шестилепестковый механизм диафрагмы, расположенный прямо над задней линзой, то есть не среди линз, как обычно бывает, а снаружи, что делает механизм потенциально уязвимым к попаданию в него мусора. Конечно, к исправному механизму нельзя прикасаться руками. В моём экземпляре механика работает исправно. При выборе значений 4 или 5,6 лепестки формируют нечто среднее между кругом и шестиугольником, а при больших значениях получается просто правильный шестиугольник.

К объективу прилагается байонетная пластиковая крышка и передняя металлическая простая крышка. Судя по описаниям из интернета, обычно к «Оберонам» прилагалась пластиковая разжимная передняя крышка с логотипом ВОМЗ или «Оберона».

После столь подробного внешнего изучения, а также разборки и смазки, самое время перейти ко второй части испытаний.

Также читайте в приложении о том, как разобрать, смазать и собрать обратно объектив «МС Оберон-11К».


© 2003—2015 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru