МС Оберон-11К 2,8/200 производства ВОМЗ. Полевые испытания. Октябрь 2014, часть 2.
 


 Somethings / Полевые испытания /
МС Оберон-11К 2,8/200 производства ВОМЗ. Часть вторая, испытательная.

Октябрь 2014 года


В первой части — описание объектива.

В приложении — о том, как разобрать, смазать и собрать обратно этот объектив.

Отчёт о проведении полевых испытаний объектива «МС Оберон-11К 2,8/200», выпущенного Вологодским оптико-механическим заводом в 1995 году. В испытаниях использовался цифровой фотоаппарат «Pentax K-30».

Осень достигла самых мрачных своих проявлений — тяжёлые облака, источающие мелкий моросящий дождик, то прекращающийся, то начинающийся вновь, низко повисли над городом и садом, где ещё пытаются успеть дорасти и доцвести многие растения; иные же уже отчаялись и, сбросив листву, покорно ждут снега. В один из таких октябрьских дней я отправился в сад, чтобы провести испытания своего недавно обретённого объектива «МС Оберон-11К 2,8/200».

Конечно, такая погода — не лучшие условия для фотосъёмки, но ждать лучшего уже не приходилось. Кроме того, весьма неплохая светосила «Оберона-11К» позволила мне снимать любые сюжеты на комфортных выдержках, несмотря на плохое освещение.

Я использовал объектив, в основном, на открытой диафрагме, то есть на 2,8, изредка закрывая до 4, и совсем редко — сильнее.

Первое, что бросается в глаза — это то, что особо высокой резкостью на открытой диафрагме объектив не обладает. Не слишком заметно помогает прикрытие диафрагмы, хотя во всех случаях проработка мелких деталей вполне неплоха, пусть и недотягивает до высоких стандартов, скажем, «Юпитера-37А». Не за резкость любят «Оберон», за неё его скорее ненавидят. Я подозреваю, что такая не самая высокая резкость может быть следствием не вполне точной сборки и меняться от экземпляра к экземпляру.

Тем не менее, резкости вполне достаточно для многих обычных применений, например, для публикации снимков в интернете. Интересно, что на дальних дистанциях ситуация с резкостью лучше, чем на ближних.

Резкость на открытых диафрагмах довольно заметно падает к краям кадра. По мере закрытия диафрагмы этот эффект уменьшается, но окончательно так и не исчезает.

На открытой диафрагме наблюдается интересный эффект: вокруг контрастных объектов появляется лёгкий ореол, при этом чёткость как таковая сохраняется на нормальном уровне. Этот эффект смягчения придаёт любому сюжету мягкость, может, даже нежность. Если закрыть диафрагму до 4, смягчение практически пропадает.

Для светлых контрастных объектов смягчение превращается в свечение.

Глубина резкости очень маленькая, что приводит к тому, что фокусироваться иногда бывает сложно. Благодаря механизму прыгающей диафрагмы, наводка на резкость всегда происходит на открытой, так что нужно быть очень внимательным. Из-за того, что поверхность байонета непокрашена и замыкает контакты фотоаппарата, становится возможным использовать режим «ловушки фокуса», в котором при нажатой кнопке спуска фотографирование произойдёт только в том случае, когда камера посчитает, что что-то попало в фокус. Это удобно, так как подтверждение фокусировки в целом даёт довольно точный результат. Камера распознаёт объектив как «K or M lens», что и записывается в EXIF-данные кадра.

Маленькая глубина резкости позволяет выделить объект на фоне, но благодаря эффекту смягчения это получается не грубо, а очень деликатно.

У «Оберона» очень яркий и самобытный характер. То, что получается на фотографиях, напомнило мне старые советские фотооткрытки — есть что-то неуловимо похожее, может быть это цветовые переходы, оттенки, какая-то особая структура кадра и настроение.

Объектив довольно хорошо передаёт объём. Иногда говорят, что тот или иной объектив даёт хороший микроконтраст. Хорошего микроконтраста у «Оберона», может быть, и нет, зато есть отличный микрообъём, то есть передача мелких деталей объёмными и почти осязаемыми.

С фоном «Оберон-11К» творит настоящие чудеса. Это не кажущаяся теперь, после увиденного, почти банальной закрутка фона, как у «Гелиосов», это нечто совершенно особенное.

У «Оберона» ничего не пропадает даром, несмотря на то, что размытие фона очень сильное на открытой диафрагме, а глубина резкости мала. Так, например, проявились сосновые иголки, оказавшиеся далеко позади фотографируемой веточки. Получилась настоящая картина, как будто художник поработал кистью и красками.

Каждая деталь на фоне преображается и складывается в общую картину. Если там был хаос — хаос и получится, «Оберон» не прячет фон, а перерабатывает его. Объекты, оказавшиеся в зоне нерезкости, но недалеко от фокуса, могут получить небольшой эффект двоения контуров.

Иногда происходят такие вещи, что кажется, будто прямо перед нами в самом деле открылись врата в Страну Эльфов.

В целом, размытие заднего плана сильное, но сохраняющее общие черты объектов, состоит из кружочков правильной формы, с яркой кромкой, с лёгким, едва заметным эффектом закручивания. В сочетании с эффектом смягчения-свечения, характерным для открытой диафрагмы, позволяет достичь особой выразительности и необычности кадра.

Цветопередача у объектива имеет очень большой потенциал. В пасмурный день необработанные кадры выглядят на мой вкус недостаточно контрастно, но стоит применить к ним самые обыкновенные, стандартные преобразования — контрастирование и S-образную кривую, как проявляются такие яркие и разнообразные цвета, о которых некоторым остаётся только мечтать.

В некоторых случаях создаётся полная иллюзия, будто светит солнце, хотя в целом цветопередача «Оберона» чуть-чуть уходит в холодные тона.

Значительная длиннофокусность позволяет наблюдать довольно-таки удалённые объекты так, будто они находятся в двух шагах, сжимая при этом перспективу.

Эффект сжатия перспективы в сочетании с маленькой глубиной резкости даёт интересный результат.

Для желающих — демонстрация съёмки на разных диафрагмах.

f/2.8:

f/4:

f/8:

f/16:

f/32:

Интересно, что глубина резкости слабо увеличивается по мере прикрывания диафрагмы. Должно быть, поэтому и понадобилось значение «32». Также интересно, что в случаях, когда диафрагма прикрыта немного, блики на фоне сохраняют правильную круглую форму благодаря удачной форме лепестков, и только при значительном зажатии блики становятся шестиугольными.

На цифровых фотоаппаратах с байонетом «К» (а это все зеркальные «Пентаксы» и «Самсунги») можно использовать этот объектив в режиме «М». При этом наведение на фокус будет происходить на открытой диафрагме, какое бы значение ни было выбрано на объективе. Для автоматического подбора выдержки перед фотографированием нужно нажать зелёную кнопку на камере, тогда она на мгновение прикроет диафрагму до выбранного значения и произведёт замер. Если же съёмка происходит на открытой диафрагме, можно воспользоваться и режимом Av, в этом случае камера подбирает выдержку непрерывно и нажимать зелёную кнопку не нужно.

Что касается хроматических аберраций, то они есть и довольно сильные, особенно на открытой диафрагме, и в основном состоят из каемок синего и жёлтого цвета, как у «РО 504-1 2/130». Их можно частично удалить, но в целом это такая особенность — «Оберон» может видеть цвета, которых нет.

Виньетирование тоже присутствует, порой весьма заметное, и вполне может быть удалено в графических редакторах.

Минимальная дистанция фокусировки — примерно 1,5 м — довольно невелика для столь длиннофокусного объектива, что позволяет снимать мелкие объекты довольно-таки крупным планом. Это не макро, но в целом снимать достаточно комфортно.

Ультрафиолетовый фильтр, доставшийся мне в комплекте с объективом, не вносит абсолютно никакой разницы на доступных сюжетах. Возможно, разница была бы высоко в горах, на дальних дистанциях и если бы я снимал на плёнку. УФ-фильтр смело можно использовать в качестве простого защитного фильтра.

Под вечер вышло солнце, и мне выпал редкий шанс испытать объектив на стойкость к встречному свету.

Объектив это испытание выдержал с лёгким снижением контраста, явив дополнительно на кадре неземное сияние. Интересно, что в некоторых случаях оно получается квадратным.

Способности «Оберона» в полной мере проявляются, конечно, при хорошем солнечном освещении, в чём я убедился через неделю, когда погода напоследок выделила немного солнечного света.

Объектив «МС Оберон-11К» — очень интересный образец нестандартного подхода к созданию фотографических изображений. Благодаря своим выдающимся параметрам — высокой светосиле при большом фокусном расстоянии, довольно небольшой минимальной дистанции фокусировки и широкому диапазону доступных значений диафрагмы — объектив претендует на определённую универсальность. Вместе с тем, объектив обладает уникальной манерой изображения, «рисунком», складывающимся как из особого характера размытия заднего плана, присущего только этому прибору, так и из некоторых оптических недостатков, таких как сильный софт-эффект на открытой диафрагме. Кроме того, стоит отметить особенную, выразительную передачу объёма даже при рассеянном освещении пасмурного дня. Эти особенности позволяют создавать эффектные кадры, например, выразительные портреты, или художественные натюрморты, или «волшебные» пейзажи — при должной сноровке. Объектив видит свой собственный зачарованный мир, но ему с некоторым заметным трудом даётся изображение нашего, обычного мира, то есть закрытие диафрагмы не позволит полностью избавиться от всех его «спецэффектов». Это снижает его универсальность, делая его в большей степени инструментом творческого поиска. Да, «Оберон» — объектив не для всех. Но тех, кому он подходит, он не оставит равнодушным и не разочарует. Во всяком случае, меня не разочаровал.

Прежде, чем огласить выводы, приведу ещё несколько примеров кадров в солнечную погоду.

Вывод.

В ходе проведения октябрьских полевых испытаний объектива «МС Оберон-11К 2,8/200», выпущенного в 1995 году Вологодским оптико-механическим заводом, получены следующие результаты.

1) Объектив может быть использован с любым плёночным или цифровым фотоаппаратом с байонетом К, в том числе и с современными цифровыми зеркальными фотоаппаратами Pentax и Samsung, обеспечивая работу режима «ловушка фокуса» и автоматический подбор выдержки по нажатию на зелёную кнопку в режиме «М». Из-за плохого состояния смазки, деградировавшей с 1995 года, может потребоваться разборка и смазка трущихся поверхностей фокусировочного механизма.

2) Подтверждение фокусировки на современных фотоаппаратах с этим объективом работает достаточно точно.

3) Объектив обладает высокой светосилой f2.8, что позволяет проводить фотосъёмку в пасмурную погоду на минимальной чувствительности и комфортных выдержках, а также визуально выделять изображаемый объект на размытом фоне.

4) У объектива есть яркий характер и оригинальный «рисунок», благодаря чему фотографии получаются необычными и эффектными при должном старании. Это обусловлено набором особенностей: софт-эффект, снижение резкости к краям кадра, своеобразие и красота размытого заднего плана, малая глубина резкости. Наличие этих особенностей зависит от степени закрытия диафрагмы и в наибольшей степени, конечно, проявляется на полностью открытой диафрагме. Объектив требователен к фотографу, так как нужно тщательное построение кадра, выбор фона, ракурса, композиции. Объектив очень способствует творческой, художественной фотографии, в повседневной же съёмке его особенности могут несколько помешать.

5) Наблюдается заметное виньетирование, подлежащее устранению в графических редакторах и сильные хроматические аберрации синего и жёлтого цвета, удаляемые в ряде случаев лишь частично.

6) Наличие на внутренних поверхностях линз небольших пылинок не сказывается на изображениях при использовании значений диафрагм примерно до f8.

7) К рассматриваемому экземпляру прилагался ультрафиолетовый фильтр. Конструкция объектива предусматривает применение фильтров диаметром 72 мм, при этом благодаря тому, что резьба для фильтров при фокусировке не вращается, можно без неудобств использовать поляризационные и градиентные фильтры. Бленда в комплект не входит. В заводской комплект поставки входит чехол и две крышки.

Также читайте в приложении о том, как разобрать, смазать и собрать обратно объектив «МС Оберон-11К».


© 2003—2014 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru