Издание второе, исправленное и дополненное.
В первой части — описание объектива и макроколец УТЗ.
Отчёт о проведении комплексных полевых испытаний объектива «Гелиос 44-2» производства завода «Юпитер», выпущенного в 1984 году и набора макроколец для резьбы М42 «УТЗ» производства Красногорского механического завода. В ходе проведения испытаний объектив использовался совместно с цифровым фотоаппаратом «Samsung GX-1L», также в отчёте отражён опыт эксплуатации объектива с камерой «Pentax K-30».
Издание 2-е, исправленное и дополненное.
Проведены полевые испытания объектива Helios 44-2 с комплектом удлиннительных колец УТЗ, предназначенных для макросъемки. В испытаниях использовался фотоаппарат Samsung GX1L с переходным кольцом М42-Kaf. Проведены испытания с различными комбинациями удлиннительных колец и без них.
Обретя вожделенный переходник для байонета К, я отправился в сад, чтобы попробовать этот старенький объектив в деле, дать ему шанс на вторую жизнь. Прежде всего я, привыкнув к особенностям китового объектива D-Xenon 18-55, попробовал поснимать с частично закрытой диафрагмой.
Моему удивлению не было предела. Фотографии оказались чёткими и красочными, не требующими практически никакой обработки в фоторедакторах.
Я ожидал, что требования цифрового аппарата к оптическому разрешению объектива выше, чем у «ширпотребного» плёночного «Зенита-ЕТ», но оказалось, что старый объектив без всяких проблем справляется с отображением мелких деталей. С этих пор я и заинтересовался старой оптикой, которую до того считал технически устаревшей.
Дополнительно меня удивил вид размытия фона на фотографиях с этого объектива. Размытие это оказалось необычным и красивым. Про размытие заднего плана, которое получается у моего китового объектива, я не могу сказать «красивое», оно просто... размытое. Кроме того, 8 лепестков диафрагмы позволяют бликам на заднем плане оставаться приблизительно круглыми даже на прикрытых диафрагмах. При выставлении нужного значения диафрагмы может возникнуть проблема — кольцо предварительной установки настолько тугое, что объектив можно случайно выкрутить из переходника.
Единственным затруднением закономерно оказалась фокусировка: подтверждение фокусировки в моей камере хоть и срабатывает, но далеко не всегда точно, давая иногда ошибку в одну сторону, а иногда — в другую. Вообще сигнал подтверждения фокусировки камера выдаёт в некотором диапазоне положений кольца фокусировки, а не в одном конкретном его положении, как хотелось бы. Немного потренировавшись, я научился, пристально вглядываясь в видоискатель подстраивать фокус точно, медленно вращая кольцо фокусировки в районе того значения, на котором фотоаппарат выдал подтверждение. Фокусироваться удобно — кольцо работает очень плавно.
Хроматические аберрации есть, они зелёно-розовые, обычные, довольно небольшие и вполне убираются, скажем, в «CameraRAW». Они становятся заметно меньше, до полного исчезновения, на прикрытых диафрагмах. Виньетирование гораздо меньше, чем у китового объектива.
Фотографии часто получаются с холодными оттенками, это можно исправить коррекцией баланса белого в графических редакторах.
Затем я достал макрокольца и погрузился в микромир.
Фокусироваться стало ещё сложнее, но оно того стоит.
С полностью накрученным комплектом из трёх колец мне удалось заснять крошечные цветки лесной герани так, что они получились размером почти во весь кадр. Фантастика.
Я старался закрывать диафрагму побольше, чтобы увеличить глубину резкости, но мои стремления были ограничены увеличивающейся выдержкой. С макрокольцами она и так увеличилась, а штатива у меня не было. Кстати, при съёмке с макрокольцами удобнее взять переходник, который не утапливается в байонет фотоаппарата. Он обеспечивает более неподвижное соединение, что полезно для длинной конструкции из объектива и макроколец. С макрокольцами съёмка возможна только на очень близких дистанциях, поэтому никаких ограничений этот переходник не внесёт.
Очарованный микромиром, я еще долго исследовал его, используя «Гелиос 44-2» исключительно как макрообъектив, и только много месяцев спустя, когда макросъёмка наконец слегка поднадоела мне, я снова обратился к возможностям объектива в макромире.
Я решил попробовать использовать его на открытой диафрагме, тем более что подобное значение моему китовому объективу совершенно недоступно. Я ожидал уменьшения глубины резкости, усиления размытия заднего плана, но то, что я увидел на снимках, превзошло мои ожидания.
То, как «Гелиос 44-2» изображает окружающий мир, возможно, не совсем реалистично отображает реальное положение дел, зато мир в представлении этого объектива оказывается наполнен волшебством. Не всем, возможно, понравится этот эффект, но для меня он оказался очень привлекательным.
Иногда ничего особенного не происходит — только блики в фоне оказываются в форме сплюснутых кружочков, вытянутых длинной осью вдоль окружностей с центром в середине кадра. Размытие при этом ровное и аккуратное.
А иногда (правда, такое бывает редко) весь мир вокруг фотографируемого объекта закручивается в безумном сюрреалистическом водовороте, будто вы снимаете через гиперпространственный тоннель, или таковой собирается открыться прямо в момент съёмки.
Возможны и любые промежуточные стадии. Можно получить лёгкое и изящное круговое размытие фона, концентрирующее внимание зрителя на центральном объекте. Результат зависит от сочетания многих факторов — расстояния до снимаемого объекта и от него до фона, яркости освещения, его направления и степени рассеянности, а также от множества других неизвестных факторов. Это даёт простор для экспериментов и исследований.
Иногда такие спецэффекты уместны, иногда не очень. Фотограф должен сам решить, нужно ли ему это в той или иной ситуации. Я счёл, что для съёмки растительной жизни в саду это подходит вполне, придаёт необычность и разнообразие. Если же закручивание фона не нужно — достаточно закрыть диафрагму сверх 2,8 — и всё пройдёт.
В общем случае фотографии получаются очень привлекательными — с очень чётко и качественно изображённым объектом, на котором кадр сфокусирован, и при этом с сильно размытым задним и передним планом, что позволяет выделить фотографируемый объект и сконцентрировать на нём внимание зрителя. Степень размытия объектов, оказавшихся на фоне, зависит от расстояния от них до фотографируемого объекта, поэтому на фотографии хорошо передаётся глубина и объёмность происходящего. Сочетание резкого и нерезкого выходит красивым.
Лучше всего получаются кадры при хорошем солнечном освещении. Может, поэтому объектив назван «Гелиос»?..
Несмотря на однослойное просветление, вполне можно снимать и при встречном освещении. Конечно, экстремальные случаи вроде полуденного солнца в середине кадра я не имею в виду. При этом контраст падает, но если его восстановить с помощью редактора (особенно при съёмке в формате RAW) кадры получаются вполне качественными.
«Гелиос 44-2» разрабатывался не как объектив для спецэффектов, а как штатный универсальный объектив для повседневных съёмок, которые на плёночных «Зенитах» предполагают использование средних значений диафрагмы, а на них объектив даёт отличные результаты с чёткими объектами в фокусе и ровно размытыми объектами на заднем плане. Здесь и 8-лепестковая диафрагма помогает. Плёнка с высокой чувствительностью же была не очень доступна — в отличие от современных цифровых фотоаппаратов, у которых повышенную чувствительность матрицы можно включить лёгким движением руки, получив при этом не слишком зашумлённый результат. Поэтому объективы в те времена старались сделать посветосильнее, чтобы и при плохом освещении можно было сделать кадр. Получающиеся при этом «спецэффекты», вроде кругового размытия фона у этого объектива, наверное, рассматривались как плата за светосильность, а теперь считаются ценной особенностью.
Дополнительные примеры фотографий с применением объектива «Гелиос 44-2» и иногда с применением макроколец «УТЗ».
Вывод.
В ходе проведения октябрьских полевых испытаний объектива «Гелиос 44-2» 2/58 с 8-ю лепестками диафрагмы, выпущенного в 1984 году на заводе «Юпитер», а также макроколец «УТЗ» для резьбы М42 производства Красногорского механического завода, выпущенных в 1986 году, были получены следующие результаты:
1) объектив может успешно использоваться с современными цифровыми фотоаппаратами, несмотря на возраст, так как его разрешающая способность удовлетворяет потребности цифровых матриц. При этом необходимо использовать переходник с резьбы М42 на требуемый байонет. Для фотоаппаратов Pentax и совместимых нужен переходник, полностью утапливающийся в байонет.
2) макрокольца «УТ3» полностью выполняют заявленную функцию, обеспечивая макросъёмку в различных масштабах в зависимости от установленного набора колец, при условии использования их с переходником на нужный байонет. Для фотоаппаратов Pentax и совместимых удобнее использовать переходник, не утапливающийся в байонет и имеющий выступающий фланец для дополнительной фиксации.
3) объектив не имеет автофокусировки в силу возраста, в современных камерах можно использовать функцию подтверждения фокусировки, проверяя при этом, правильно ли она сработала.
4) высокая светосила f/2 позволяет получать качественные снимки в условиях плохой и недостаточной освещённости без необходимости поднимать чувствительность фотоаппарата, при этом глубина резкости становится маленькой, что позволяет также концентрировать внимание на изображаемом объекте и размывать фон.
5) объектив даёт качественные, чёткие, контрастные и почти не требующие обработки фотографии с лёгким холодным оттенком, не уступая в качестве современным штатным зум-объективам, а при съёмке на открытой диафрагме, благодаря круговому размытию фона с закручиванием, позволяет добиться особенной выразительности и необычности.
6) имеется небольшое виньетирование и удаляемые в графических редакторах стандартные хроматические аберрации.
7) объектив компактен и удобен в обращении (кроме черезмерно тугого кольца предварительной установки диафрагмы), за годы использования появился небольшой люфт кольца фокусировки.
8) объектив входил в комплект поставки фотоаппарата «Зенит-ЕТ», другие модификации поставлялись с другими фотоаппаратами этой серии. Фильтры в комплект не входят, но предусмотрена резьба диаметром 49 мм для их установки.
P.S.
В 2014 году Красногорский механический завод внезапно объявил о возобновлении производства объектива «Гелиос-44». Конечно, в производство пойдёт более новая модификация с корпусом, внешне похожим на корпус объектива времён конца 80-х — начала 90-х годов. Что сподвигло завод на этот загадочный шаг — неизвестно (особенно если учесть, что завод ныне производит более современный по времени разработки «МС Зенитар-М2s 2/50»), ведь «Гелиос-44» в своё время производился одновременно на 3-х, если не 4-х заводах и считается самым массовым в мире фотографическим объективом; его количество на вторичном рынке огромно, а стоимость мизерна. Как КМЗ собирается в этих условиях конкурировать с продавцами б/у объективов — непонятно. Разве что владельцы камер «Canon» и (в большей степени) «Nikon» обрадуются, ведь новая версия будет выпущена с байонетами для этих двух типов камер.
Список использованной литературы
1. Объектив Гелиос-44 / Мемориальный сайт ZENITcamera;
2. Знаки предприятий оптической промышленности СССР / там же;
3. Серийные номера / там же;
4. Новости ОАО КМЗ. Фотообъективы Красногорского завода им. С.А. Зверева набирают популярность / Официальный сайт Красногорского завода им. С. А. Зверева;
5. Кольца удлинительные. Руководство по эксплуатации / КМЗ, 1986.
Начало обзора: Гелиос 44-2 2/58 завода «Юпитер». Часть первая, описательная. Октябрь 2011 г.
Другие объективы марки «Гелиос»:
Гелиос 40-2 1,5/85 производства КМЗ.
Другие объективы с близкими значениями фокусного расстояния:
Индустар 50У-3,5/50 производства Феодосийского оптического завода,
МС Зенитар-М2s 2/50 производства КМЗ,
SMC Pentax-DA 1:2.8 40mm XS производства Ricoh,
в том числе с переменным фокусным расстоянием:
Tamron SP AF 28-75mm F/2.8 XR Di LD Aspherical (IF) Macro A09P,
Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:3.5-5.6 18-55mm AL производства фирмы Samsung.