Lensbaby Scout with Fisheye Optic (12/4). Полевые испытания. Март 2018, часть 2.
 


 Somethings / Полевые испытания /
Объектив Lensbaby Scout with Fisheye Optic (12/4). Часть вторая, испытательная.

Март 2018 года


Проведены натурные испытания объектива Lensbaby Scout with Fisheye Optic, выпущенного не позднее 2013 года, с использованием фотоаппарата Pentax K-30 (кроп-фактор 1,5). Линзоблок из состава объектива также испытан совместно с корпусом Lensbaby Muse. Испытания проводились в условиях ночной и дневной съёмки городской архитектуры, городских пейзажей, природных пейзажей и в макросъёмке.

Получив новый объектив в одном из московских магазинов я, конечно, сразу решил опробовать его на улицах города. Так как в Москве была зима, а свободное время у меня было только по вечерам, после работы, у меня получился довольно обширным этап испытаний именно в условиях ночной съёмки. Объектив этот этап прошёл вполне успешно.

Так как конструкция объектива не способствует смене диафрагмы на ходу, ночные съёмки я проводил при открытой диафрагме, то есть f/4. Выдержки, в зависимости от условий освещённости и выбранной чувтствительности, конечно, получались разными, но мне вполне удавалось снимать на выдержках вплоть до 1/6 секунды без использования штатива.

Объектив, за исключением невозможности смены диафрагмы, оказался достаточно удобен в работе. Кольцо фокусировки легко найти и использовать в перчатках, крышка объектива надёжно держится на нём, когда он не нужен. В плохих условиях освещённости фокусироваться, конечно, трудно, пользуясь лишь оптическим видоискателем. Подтверждение фокусировки, которое в моей камере можно включить и для мануальных объективов, помогает, но не в ста процентах случаев — автоматике тоже тяжело справиться с незначительными различиями при плохой освещённости. Лучше всего использовать режим live view с подчёркнутыми границами объектов и максимальным увеличением, но в таком режиме сложно уследить за композицией.

Fisheye Optic на полнокадровых фотоаппаратах, видимо, работает как циркулярный фишай, то есть даёт изображение, вписанное в круг, который, в свою очередь, вписан в кадр. На фотоаппаратах с кроп-фактором 1,5 этот объектив служит скорее диагональным фишаем: границы круглого изображения видны только в углах кадра. Точно так же работает, например, BelOMO EWP Fisheye Lens 8/3.5A MC.

Фокусное расстояние, равное 12 мм, встречается не только у фишаев, но и у обычных сверхширокоугольных объективов, сохраняющих прямые линии на кадре прямыми. Это, конечно, очень широкий угол обзора — заранее можно сказать, что подобный объектив найдёт своё применение в стеснённых условиях, таких как узкие улицы или интерьеры. Но в каких ситуациях в городе будет полезен именно фишай?

Если поместить изображаемый объект в центре кадра, то можно продемонстрировать его, буквально, выпукло, то есть отделить его от фона не за счёт глубины резкости, как обычно, а за счёт того, что этот объект, будучи помещённым в центр кадра, исказится наименьшим образом, в отличие от всего, что его окружает.

Если подойти к крупному зданию очень близко, то можно получить интересный, необычный ракурс и впечатляющий кадр.

Можно подчеркнуть скруглённые углы зданий и изгибы улиц.

Можно погрузиться в атмосферу улицы, подобрав ракурс так, чтобы городской пейзаж как-бы охватывал зрителя.

Можно превратить проездную арку в доме в глубокий и загадочный тоннель.

Придать больше загадочности загадочным городским деталям.

Изогнуть прямые линии и распрямить изогнутые.

Если здание имеет эффектное окружение, то имеет смысл отойти чуть подальше, чтобы продемонстрировать интересное сочетание.

Простые фасадные снимки «в упор» приобретают неожиданные черты.

Можно сделать и такой кадр, где особенности фишая проявятся минимально, в качестве лишь необычного обрамления.

Во всех случаях фишай подчёркивает в первую очередь эмоциональную составляющую кадра. Он отвергает одну из базовых черт фотографии как изобразительного средства — реалистичность — через геометрические искажения, что автоматически превращает его из беспристрастного средства фиксирования реальности в инструмент для создания художественной интерпретации окружающего мира, и, таким образом, в инструмент для того фотографа, который считает себя немного художником.

Казалось бы, всё, что я написал выше про съёмку в ночном городе, можно применить к любому сверхширокоугольному фишаю. Однако у Fisheye Optic есть и другие свойства, придающие ему и получаемым с его помощью фотографиям свой, узнаваемый характер. Это его оптические свойства и особенности. Недостатки, если называть вещи своими именами, и если бы мы говорили об обычном объективе. Но в художественной и околохудожественной фотографии оптические недостатки объективов довольно часто используются как средство выразительности. Если уж сама суть объектива-фишая, неисправленные геометрические искажения, является с точки зрения среднестатистических объективов недостатком, то и другие недостатки можно рассматривать как часть образа.

Оптические характеристики объектива ночью оценивать, конечно, не так удобно, но кое что сказать можно. Резкость на открытой диафрагме присутствует только в центральной зоне кадра. Ближе к краям изображение становится значительно мягче, а у самого края, где геометрические искажения наиболее значительны, о резкости говорить уже совсем не приходится. С точки зрения резкости этот объектив проигрывает BelOMO EWP Fisheye Lens.

Глубина резкости довольно велика, что помогает фокусироваться на открытой диафрагме, но есть и подводный камень — кроме зоны резкости есть очень большая зона почти-резкости, которую в оптический видоискатель очень трудно отличить. Если случайно поместить важный объект не в ту зону, он будет выглядеть слишком смягчённым на фотографии.

Устойчивость к бликам — выше всяких похвал! Даже размещая источник света в таких коварных местах, как край кадра, можно не опасаться появления на фотографии неприятных пятен и зон пониженной контрастности. В этом отношении Lensbaby Fisheye Optic однозначно опережает BelOMO EWP Fisheye Lens.

Единственное, чего мне удалось добиться — это странных радужных разводов по самым краям одного из кадров.

С яркими источниками света связано ещё два интересных момента.

Во-первых, на открытой диафрагме все яркие источники света приобретают синюю окантовку.

Во-вторых, в редких случаях точечные источники света, преломляясь в линзах, освещают внутреннее устройство объектива, которое оказывается видимым на кадре в углах, то есть за пределами формируемого круглого изображения. Интересно, что данная особенность преподносится инструкцией к объективу как преимущество, но для преимущества этот эффект проявляется слишком уж непредсказуемо и редко.

Поскольку проведение полевых испытаний предусматривает всестороннее изучение объектива, я попробовал использовать линзоблок Fisheye Optic с корпусом Muse. Корпус Muse, в отличие от «родного» для этого линзоблока корпуса Scout, имеет возможность наклона оптической оси. Инструкция к линзоблоку, конечно, всячески предостерегает от использования этой функции.

Фокусироваться с использованием корпуса Muse на порядок сложнее, чем с корпусом Scout: мало того, что на глаз сложно отличить в видоискателе резкую картинку от нерезкой, ещё сложнее удержать какое-то положение, а ещё сложнее — определить направление оптической оси.

Наклон оптической оси работатет с фишаем не так, как с обычными линзоблоками. Фактически, перемещается не только оптическая ось, но и всё изображение, вписанное в круг, целиком. Таким образом становится возможным вывести на кадр какой-либо край этого круга.

В сочетании с геометрическими искажениями наклон оптической оси вполне можно использовать для получения необычной, оригинальной композиции.

Следует учитывать, что точка фокусировки тоже перемещается вслед за центром изображения. Это делает использование функции наклона оптической оси более трудным, зато позволяет сфокусировать внимание на чём-то, что расположено не в центре кадра и получить необычную для фишая композицию со смещённым от центра ключевым объектом.

Наступили выходные, и я выбрался в подмосковье, а именно в прекрасный древний город Дмитров вместе со своим новым объективом Lensbaby Scout with Fisheye Lens. С точки зрения полевых испытаний, главным отличием с Москвой было то, что в Дмитрове был день. Но день этот был пасмурным.

В пасмурный день фотографии с этим объективом получаются, на мой вкус, мрачноватыми.

При дневной съёмке становится заметна ещё одна особенность этого объектива: вдоль края круглого изображения образуется полоска синеватого оттенка. Эта особенность характерна и для объектива BelOMO EWP Fisheye lens.

Продолжить и завершить испытания мне удалось уже по возвращению на Урал, посетив заснеженные вершины гор Воробей и Балабан, а также садовый участок.

Погода наконец порадовала ясным небом и ярким солнечным освещением. Оказалось, что в хорошую погоду Fisheye Lens даёт очень сочную, живую цветопередачу и высокий контраст.

Но самым интересным открытием стала беспримерная способность этого фишая к макросъёмке. Казалось бы, какая может быть макросъёмка у сверхширокоугольного объектива? Но Fisheye Lens с корпусом Scout позволяет фокусироваться на расстоянии в считанные сантиметры от переднего края объектива, позволяя получать очень необычные крупные планы и даже подробности из жизни микромира.

На таких дистанциях объект, находящийся в зоне резкости, очень хорошо отделяется от фона и становится виден характер размытия заднего плана. Он состоит из небольших кружочков с нерезким краем, середина которых имеет чуть меньшую яркость. Кружочки имеют правильную форму практически по всему полю кадра без каких-либо эффектов закручивания, разве что у самого края круглого изображения слегка приплющиваются. При этом благодаря тому, что диафрагма выполнена в виде круглых отверстий, вырезанных в пластинках, кружочки имеют правильную круглую форму на любом значении диафрагмы.

Изучать микромир при помощи фишая очень любопытно. Можно заметить, что на ближних дистанциях размер круглого изображения как-бы увеличивается, и его круглые края уже почти не попадают в габариты кадра.

Долг обязал меня провести серию кадров с разными значениями диафрагмы. Читатель может себе представить, скольких трудов мне это стоило: каждый раз нужно было выкрутить передний кусок линзоблока, куда-то положить его, чтобы не испортить и не испачкать, достать прибор для смены диафрагм, изъять его магнитным наконечником установленный диск, открыть отсек с диафрагменными дисками с тугой крышкой, не рассыпав их все по снегу, положить туда вынутый диск, взять следующий, закрыть отсек с диафрагмами, установить диафрагму в линзоблок, вкрутить переднюю половину линзоблока. Поэтому я сделал по одному кадру с каждым из прилагавшихся дисков и привожу их все здесь.

На открытой диафрагме (f/4) изображение получается очень мягким, как уже было подмечено в ночном этапе испытаний. Зона резкости мала и находится в центре, и даже в ней имеются небольшие светящиеся «ореолы» вокруг светлых и ярких объектов. Ближе к краю возникает эффект, напоминающий закрутку. Круглый край кадра максимально размыт, почти до степени сходства с сильным виньетированием. Весь кадр в целом приобретает черты лирические, мечтательные.

f/4

Уже при установке диафрагменного диска со значением 5.6 зона резко изображаемого пространства значительно увеличивается, занимая уже существенную часть кадра. Эффект закрутки на краю кадра сохраняется. «Светящиеся ореолы» исчезают вместе с повышенной лиричностью.

f/5.6

На диафрагме 8 достигается максимальная резкость объектива. Зона резкости занимает большую часть круглого изображения. При этом наводиться на резкость хоть и чуть менее удобно, чем на 5.6, но пока ещё достаточно комфортно. Круглый край кадра приобретает более резкую границу.

f/8

На диафрагмах 11, 16 и 22 наводиться на резкость, глядя в оптический видоискатель, становится некомфортно, а функция подтверждения фокусировки фотоаппарата перестаёт работать. Слишком темно, и это даже снежной зимой в солнечный день. Начиная со значения 16 резкость слегка падает. Зона резкости достигает края круглого изображения только на значении 22, но и на 11 и 16 зона размытия уже несуществена.

f/11

f/16

f/22

Хроматические аберрации в виде обычных розово-бирюзовых контуров присутствуют на всех значениях диафрагмы, причём не только на краях кадра, но и в его центре.

Виньетирование не наблюдается. На открытой диафрагме за виньетирование можно принять размытые края круглого изображения.

Опробовал я и съёмку только одной задней половинкой от линзоблока. Дело в том, что если выкрутить переднюю половину (что происходит всякий раз при смене диафрагм, например), оставшаяся в корпусе задняя сохраняет работоспособность и работает как объектив с фокусным расстоянием примерно 30—35 мм, не имеющий характерных «фишайных» искажений. К сожалению, диафрагменные диски в этом случае использовать невозможно, так как нет магнитов, на которые они крепились бы.

Картинка с этого полуобъектива сразу напомнила мне монокль.

Возможно, что так оно и есть: мне неизвестна оптическая схема линзоблока Fisheye Lens и тем более его половины. Фото на «половинку» линзоблока тоже получаются очень мягкими, с сильным эффектом «свечения» вокруг контрастных объектов и общей атмосферой нереальности происходящего.

Вокруг всех более-менее ярких и светлых объектов образуются синие кромки — вроде тех, что целый линзоблок даёт на открытой диафрагме с яркими источниками света в кадре.

При использовании корпуса Scout весь диапазон дальностей от минимума до бесконечностей укладывается в довольно небольшой угол поворота кольца фокусировки. Как следствие — легко повернуть кольцо за «бесконечность». Ближняя же дистанция фокусировки составляет где-то 35—40 см от переднего края объектива.

В целом резкость получившегося полуобъектива невысокая, но одинаковая по всему кадру. Виньетирования не наблюдается.

При съёмке на ближней дистанции задний план размывается равномерными кружочками, но главное изменение происходит с его цветом. Почему-то задний план оказывается разложен на сюрреалистические яркие синие и жёлтые пятна — видимо, это некий экстремальный случай хроматических аберраций.

Если же снимать на ближней дистанции так, чтобы избегать образования на заднем плане цветных пятен (что возможно, если задний план однородный или расположен близко), то сюрреалистический эффект тоже возникает, но другой: тонкие и небольшие объекты в кадре оказываются какими-то полупрозрачными и плоскими, словно вырезанными из разноцветной полиэтиленовой плёнки. Очень необычный эффект.

Можно сочетать эти два эффекта, получая совсем уж психоделические фотографии.

В общем, половина линзоблока Fisheye Optics работает как спецэффект для очень глубоких стилизаций. Иногда это может быть полезно. Можно строить композиции и таким образом, чтобы необычный характер устройства проявлялся не так сильно, получая стилизованные дымчатые ретро-кадры.

Lensbaby Scout with Fisheye Lens — комплект, состоящий из удобного, хоть и кажущегося не слишком надёжным корпуса и линзоблока-фишая, дающего снимки довольно высокого качества и позволяющего с помощью диафрагмы регулировать характер изображения. Иногда хочется получить на кадрах больше мягкости, таинственности или сильнее сконцентрировать внимание на том, что находится в центре композиции — тогда подойдёт открытая диафрагма, а для более документального стиля можно взять диафрагменный диск с отверстием поменьше. Лучше определиться заранее — механизм замены диафрагмы с необходимостью разбирать объектив на две половины предполагает, что диафрагма устанавливается до начала съёмок, а не на ходу. Объектив-фишай требователен к фотографу, потому что от удачности выбора ракурса и композиции сильно зависит результат — то, насколько интересным будет кадр. Модульная сущность объектива даёт большое пространство для экспериментов — можно установить линзоблок на корпус с функцией наклона оптической оси и исследовать неожиданные эффекты перспективы, а можно и вовсе отвинтить переднюю половину линзоблока и погрузиться в глубоко экспериментальную и сильно стилизованную фотографию. В любом случае, этот объектив скорее предназначен энтузиастам и исследователям, чем фотографам-профессионалам.

Ещё немного примеров кадров, а затем — выводы.

Вывод.

В ходе проведения мартовских полевых испытаний комплекта Lensbaby Scout with Fisheye Optic, выпущенного не позднее 2013 г., получены следующие результаты.

1) Линзоблок Fisheye Optic предназначен для использования вместе с корпусом, снабжённым байонетом для линзоблока типа Optic Swipe Systems и продаётся в комплекте с корпусом Scout, либо отдельно.

2) Корпус Scout выпускался в вариантах с различными байонетными соединениями с фотоаппаратом. Корпус имеет механизм фокусировки, но не имеет возможности наклона оптической оси. Электрические и механические связи с фотоаппаратами не предусмотрены. Корпус продаётся только вместе с линзоблоком Fisheye Optic и в настоящее время снят с производства (его аналогом является корпус Twist)

3) Для использования линзоблока Fisheye Optic с иными корпусами, кроме Scout, Twist и Composer, требуется приобретение дополнительного сменного байонетного кольца, не входящего в комплект поставки. При использовании с корпусом, имеющим функцию регулировки угла наклона оптической оси, можно получать кадры с необычным образом искажённой перспективой и сдвигать круглое изображение от центра кадра.

4) Линзоблок обладает средней светосилой 4, что не влияет на его эксплуатационные характеристики в связи с очень маленьким фокусным расстоянием. Благодаря особенностям оптической схемы объектив формирует сверхширокоугольное изображение, заключённое в круг и имеющее соответствующие геометрические искажения. Размеры зоны резкости на кадре регулируются от небольшого поля в центре до полного круга изображения с помощью установки соответствующего диафрагменного диска. Механизм установки диафрагмы неудобен, требует разборки объектива и предполагает выбор диафрагмы заранее, до начала съёмки.

5) Линзоблок типа «Рыбий глаз» позволяет экспериментировать с ракурсами и получать необычные, образные фотографии архитектуры и городских пейзажей, а также интересные природные виды. Наилучшие результаты достигаются при солнечной погоде, а также ночью при хорошей архитектурной подсветке или уличном освещении. Линзоблок Fisheye Optic, кроме этого, обладает рекордно маленькой минимальной дистанцией фокусировки, что позволяет получать необычные кадры крупным планом и экспериментировать с макросъёмкой. Линзоблок с выкрученной передней половиной также может быть использован как объектив с фокусным расстоянием примерно 30—35 мм, без геометрических искажений, дающий очень мягкие и своеобразные изображения, напоминающие кадры с объектива-монокля.

6) Виньетирование отсутствует, а хроматические аберрации присутствуют на любых значениях диафрагмы и могут быть убраны при помощи автоматических функций графических редакторов. У линзоблока без передней половины хроматические аберрации очень сильны и проявляются в основном на заднем плане, вне зоны резкости. Устойчивость к бликам довольно высока.

7) Линзоблок Fisheye Optic выполнен качественно и надёжно фиксируется в байонете корпуса. Линзоблок имеет модульную конструкцию: байонетное кольцо может быть заменено для установки на некоторые модели корпусов, передняя часть линзоблока может быть снята для установки диафрагменного диска. Линзоблок не предполагает оперативной смены диафрагмы. Корпус Scout удобен в эксплуатации, но, возможно, имеет проблемы с надёжностью в части механизма фокусировки.

8) В комплект «Lensbaby Scout with Fisheye Optic» входит корпус Scout, линзоблок Fisheye Optic, байонетная крышка и простая передняя крышка, а также комплект диафрагменных дисков и инструмент для их замены. Резьба для светофильтров не предусмотрена. Дополнительное байонетное кольцо для установки линзоблока на некоторые другие модели корпусов в коплект поставки не входит.

Начало обзора: Объектив Lensbaby Scout with Fisheye Optic (12/4). Март 2018 г.

Другие объективы с близкими значениями фокусного расстояния:

EWP Fisheye Lens MC 3.5/8 A производства ММЗ — БелОМО,
МС Зенитар-К 2,8/16 Рыбий глаз производства КМЗ,

в том числе с переменным фокусным расстоянием:
Sigma 10-20mm F4-5.6 EX DC

Другие объективы производства Lensbaby:
Lensbaby Muse Double Glass (2/50, тилт).
Lensbaby Sweet 35 (2,5/35).

Список использованной литературы

1. «FAQS», Официальный сайт фирмы Lensbaby.

2. «Lensbaby: the very beginning» / К. Стронг, Официальный сайт фирмы Lensbaby.


© 2003—2019 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru