ABC Dirkor 1:130 f = 50 mm. Полевые испытания. Сентябрь 2015, часть 2.
 


 Somethings / Полевые испытания /
ABC Dirkor 1:130 f = 50 mm. Часть вторая, испытательная.

Сентябрь 2015 года


В первой части — описание объективов типа «пинхол» и способа изготовления рассматриваемого экземпляра.

Отчёт о проведении полевых испытаний объектива «ABC Dirkor 1:130 f = 50 mm», собранного по выкройкам и инструкциям, опубликованным в журнале «ABC mladých techniků a přírodovědců» в 1979 году.

Во время испытаний объектив был установлен на камерах «Pentax K-30» и «Samsung GX-1L».

Когда я начал проводить испытания этого пинхола, осень на Урале наступила окончательно. В саду ещё цвели многие растения, но воздухе стояла сырость, с неба падали редкие крошечные капельки воды, так что желтеющая листва и последние цветы намокли, чего я никак не мог допустить в отношении бумажного объектива. Приходилось постоянно прикрывать объектив сверху рукой наподобие зонтика. Также испытания проводились в парке «Зелёная Роща» и дома.

Фотографирование с пинхолом — процесс медитативный, в чём-то похожий на ритуал. В пасмурную погоду выдержки составляют от 10 до 25 секунд, поэтому можно даже не вспоминать про съёмку с рук — штатив или иная опора для камеры необходимы, если перед фотографом не стоит задача запечатлеть абстрактную композицию из размазанных цветных пятен. Возникает странное ощущение, будто снимаешь глубокой ночью, хотя вокруг хоть и пасмурный, но всё же день.

Из-за очень низкой светосилы пинхола в видоискатель ничего не видно. Только если навести камеру на включенный светильник становятся видны его очертания. Помогает режим Life-view, если таковой предусмотрен на камере: фотоаппарат ухитряется, временно подняв чувствительность на максимум, выдать на экран сильно зашумлённое, но хорошо различимое изображение, что позволяет построить композицию. Если же у фотоаппарата такого режима нет, то приходится снимать «наощупь», что в сочетании с длинными выдержками делает процесс съёмки ещё более неспешным, включающим проверку после каждого кадра, попало ли на него хоть что-нибуть.

Кроме того, что сам объектив, сделанный из бумаги, боится воды, он делает и фотоаппарат более уязвимым, потому что через отверстие, из которого состоит вся оптическая схема объектива, пыль и грязь легко может попасть на фоточувствительные элементы. Сам объектив можно изготовить, например, из пластика, и он не будет бояться воды, а камеру защитить сложнее. Можно снимать в заведомо чистом месте — например, там, где повышена влажность (и здесь мне хорошо подошли осенние сады и парки), или же снимать на плёночный фотоаппарат.

Крошечная «диафрагма» приводит к тому, что на фотографиях видны все, даже самые мельчайшие частички, имеющиеся на матрице фотоаппарата. В плёночных стенопах такой проблемы нет — для каждого кадра там используется новый фоточувствительный элемент, а на цифровых камерах пинхол можно даже применять для определения степени замусоренности матрицы.

Фотографии на пинхол удивляют, получаются очень необычными и невольно заставляют задуматься. У них мало общего с обычными цифровыми фотографиями: изображения получаются нерезкими, неконтрастными, как-бы покрыты вуалью и представляют собой скорее неясные образы и смутные видения, чем отпечатки реальности, к которым мы привыкли, имея дело с современной фототехникой. При внимательном рассмотрении обнаруживаются разные интересные особенности.

Разрешения такого объектива недостаточно, чтобы получить чёткое изображение на матрице современного фотоаппарата. При этом детали объектов всё же остаются различимыми на изображении — правда, не самые мелкие, то есть изображение не выглядит расфокусированным. Кроме того, все объекты получаются окружёнными лёгким полупрозрачным ореолом, как будто наблюдаются сквозь туман. Всё это делает фотографию похожей на что-то типа акварели, написанной на мокрой бумаге. Кажется, будто изображение состоит из тонких штрихов.

Несмотря на отсутствие явной резкости, отсутствует и явная нерезкость: глубина резко изображаемого пространства у объектива огромна, что позволяет без использования фокусировки фотографировать объекты на самых разных дальностях, при этом и дальний план, и ближний получаются проработанными одинаково. Это ещё больше сближает получающиеся кадры с работами художников.

Всё же я заметил, что снимать совсем в упор не следует — объект явно оказывается за пределами фокуса.

Не смотря на бльшую глубину резкости, кадры не получаются «плоскими». Объём передаётся за счёт плавных переходов светлых и тёмных оттенков друг в друга, а также за счёт правильной передачи форм и пропорций объектов — ведь отсутствующие линзы не вносят никаких искажений в геометрию сюжета. И это — ещё одна черта, роднящая фотографии пинхолом с живописными полотнами.

Выдержку камера самостоятельно выбрать практически не в состоянии — следует пользоваться ручным режимом и подбирать выдержку опытным путём. Фотографии в общем случае получаются недостаточно контрастными. При съёмке в формате RAW это небольшая проблема — контраст можно без особых потерь поднять при обработке в графических редакторах. Даже и после повышения контраста (в этом обзоре оно выполнено для всех кадров) сохраняется мягкость переходов светлых и тёмных тонов, которая визуально выглядит как слегка недостаточная контрастность — но на мой вкус более сильное её увеличение делает кадры некрасивыми.

Из-за отсутствия линз цветопередача снимков полностью обеспечивается работой камеры, которая работала в режиме автоматического баланса белого. При съёмке с естественным освещением цвета получились такими, какими они были — снимки отлично передают мрачную атмосферу уральской осени. При съёмке с искуственным освещением камера повела себя странным, непредсказуемым образом, и даже попытки исправить баланс белого в графических редакторах не очень помогли.

О работе со встречным освещением судить сложно из-за полного отсутствия ясной погоды. Возможно, все проблемы с балансом белого в помещении и заметное на снимке выше сильное падение контраста связано как раз с тем, что при встречном свете камера «засвечивается». При этом если снимать светильник непосредственно, то и баланс белого, и контраст приходят в относительную норму.

В некоторых случаях почему-то возникает двоение контуров.

Хроматические аберрации по причине отсутствия стёкол невозможны, а виньетирование есть, но хорошо заметно оно только при съёмке в помещении с искуственным освещением.

Пинхол — очень своеобразная вещь. Вокруг его плёночных применений с камерами-стенопами практически сложилась своя фотографическая субкультура, достаточно далеко ушедшая как от традиционной фотографии, так и от новомодной ломографии, хотя результаты работы стенопов в чём-то близки к произведениям последней. Однако при съёмке стенопом результат — это не главное. При использовании с цифровым фотоаппаратом пинхол не теряет своеобразия, в том числе и в процессе получения фотографий, который с таким объективом становится похож на те сложные и долгие фоторитуалы, которые проводили фотографы позапрошлого века. Съёмка с пинхолом максимально уравнивает в возможностях владельцев сложных современных фотоприборов и простых картонных коробок с фотоплёнкой внутри. Единственная разница — возможность на цифровом фотоаппарате сразу увидеть результат, а есть предусмотрен режим Life-View, то есть и возможность выстроить композицию. При желании почувствовать наибольшую аутентичность процесса обе эти функции можно отключить добровольно. Но не процессом единым — результат съёмки с пинхолом едва-ли можно повторить другими средствами: сочетание низкой резкости, плавных переходов между контрастными оттенками, туманной вуали и огромной глубины резкости делают фотографии с пинхолом больше похожими на картины художников-импрессионистов, нарисованные акварелью на мокрой бумаге. Инструментом художественной выразительность пинхол является безусловно, хотя этот инструмент, хоть и прост с виду и доступен для изготовления вручную, довольно сложен и капризен в применении.

Прежде, чем сформулировать выводы, рассмотрим ещё несколько примеров фотографий.

Вывод.

В ходе проведения юбилейных двадцатых полевых испытаний объектива «ABC Dirkor 1:130 f = 50 mm», изготовленного из бумаги согласно выкройкам и инструкции, изданным журналом «ABC mladých techniků a přírodovědců» в 1979 году, получены следующие результаты.

1. Рассмотрено устройство и способы изготовления объектива типа «пинхол». Принцип работы объектива-пинхола позволяет легко изготовить такой объектив самостоятельно из подручных средств. В качестве крепления к фотоаппарату может быть использован любой переходник на требуемый байонет, что позволяет изготовить пинхол для любой камеры.

2. Огромная глубина резкости объектива-пинхола позволяет обойтись без фокусирования. Объекты получаются резкими на любых расстояниях, кроме макро и очень крупных планов.

3. Чрезвычайно низкая светосила объектива делает невозможной съёмку без штатива, а также съёмку движущихся объектов. Кроме того, невозможно визирование через окуляр фотоаппарата. Наблюдение будущего кадра возможно только в режиме Life-View.

4. Разрешающая способность низкая, что в сочетании с эффектом «тумана» или «вуали», большой глубиной резкости и пониженным контрастом придаёт кадрам необычный облик, мало похожий на привычные цифровые фотографии и больше похожий на своеобразные картины. Всё это делает объектив исключительно инструментом творческого поиска.

5. Резкость на фотографиях получается одинаково низкой по всему кадру и на всех дистанциях до объектов. Присутствует заметный «софт-эффект». Хроматические аберрации отсутствуют. Виньетирование есть, и оно мало заметно при рассеянном освещении пасмурного дня.

6. Конструкция объектива зависит от способа его изготовления. Рассмотренный экземпляр не имеет возможности установки дополнительных аксессуаров. Объективы-пинхолы делают цифровой фотоаппарат уязвимым к пыли.

Начало обзора: ABC Dirkor 1:130 f = 50 mm. Часть первая, описательная. Сентябрь 2015 г.

Другие объективы с близкими значениями фокусного расстояния:
Гелиос 44-2 2/58 производства завода «Юпитер»,
Индустар 50У-3,5/50 производства Феодосийского оптического завода,
МС Зенитар-М2s 2/50 производства КМЗ,
SMC Pentax-DA 1:2.8 40mm XS производства Ricoh,
Индустар-50 1:3,5 F=5см П производства КМЗ,
Lensbaby Muse Double Glass,

в том числе с переменным фокусным расстоянием:
Tamron SP AF 28-75mm F/2.8 XR Di LD Aspherical (IF) Macro A09P,
Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:3.5-5.6 18-55mm AL производства фирмы Samsung.


© 2003—2015 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru