Lensbaby Muse Double Glass. Полевые испытания. Июнь 2015, часть 2.
 


 Somethings / Полевые испытания /
Lensbaby Muse Double Glass. Часть вторая, испытательная.

Июнь 2015 года


В первой части приведено описание объектива.

Отчёт о проведении полевых испытаний комплекта, состоящего из корпуса «Muse» и линзоблока «Double Glass», выпущенного фабрикой Lensbaby. В ходе тестов объектив был установлен на камеру «Pentax K-30».

Солнечные летние дни — лучшее время для проведения полевых испытаний фототехники. Отличная погода позволила мне подробно исследовать возможности этого объектива как в саду, среди цветущей и благоухающей природы, так и в городе, на набережных и плотине Городского пруда. Так как объектив модульный, я заострю отдельное внимание как на особенностях эксплуатации корпуса, так и на оптических особенностях его линзоблока.

Первое впечатление от «Muse» очень необычное. Способ работы с ним не имеет ничего общего с тем, как мы привыкли управляться с обычными объективами, это нечто совершенно иное. Фактически нужно учиться пользоваться объективом заново.

Сначала появляется вопрос — как и что вообще держать? Инструкция предлагает использовать особый хват фотокамеры двумя руками, расположив большие пальцы на ближней к фотографу стороне камеры, указательные — на верхней грани (палец правой руки — на кнопке спуска), а остальные — на ободе объектива. Для меня такой хват оказался неудобным — у «Pentax K-30» сравнительно маленький корпус, и на таких небольших камерах (а тем более на беззеркалках, которые ещё компактнее) для двух рук попросту не хватает места, да и теряется доступ ко многим органам управления. Я предпочёл более традиционный способ: правая рука держит камеру и управляет кнопкой спуска и регулировочными колёсиками, левая — управляет объективом за его обод.

Второй вопрос — как управлять объективом. В теории всё просто, на практике же всплывают нюансы и привычки, доставшиеся от обычных объективах. Если с обычной оптикой достаточно выставить кольцо фокусировки в нужное положение, то здесь, сжав корпус объектива до нужной степени, нужно ещё и удерживать его неподвижно в этом положении до тех пор, пока кадр не будет сделан. Об этом забываешь, за этим на первых порах не следишь, как следствие — из первых кадров большинство — неудачные. Снимать им — целое искусство.

Что ж. К новой технике всегда требуется привыкнуть, нужный навык формируется постепенно. Если первые полчаса съёмка вызывала у меня почти физический дискомфорт, то позже рука чаще сама занимала правильное положение на корпусе объектива и удерживала его сжатым сколько нужно. Так что нельзя сказать, что корпус мешает делать снимки, его конструкция вызывает лишь некоторые затруднения.

Кстати резина корпуса, показавшаяся мне вначале излишне жёсткой, на практике оказалась правильной жёсткости: и достаточно мягкая, чтобы без излишних усилий сжимать или растягивать корпус в нужной степени, и достаточно жёсткая, чтобы помогать удерживать объектив в сфокусированном положении. В любом случае необходимость сделать 2-3 дубля для удачного кадра — обычное дело.

Похожим образом обстоит дело и с наклоном корпуса. Наличие дополнительной степени свободы у и без того неочевидного механизма вызывает ощущение хаотичности происходящего: кажется, что обрести контроль невозможно. Для привыкания требуется временя. Во-первых, глядя в видоискатель, трудно понять, в каком направлении и насколько наклонён объектив. Нужен очень зоркий глаз, ведь изображение довольно маленькое. Тут может помочь режим life-view, но камеру с объективом сложнее удерживать в правильном положении, глядя на экран — сказывается отсутствие дополнительной точки опоры в виде лица. К сожалению, какую-либо индикацию направления оптической оси, которую было бы видно в видоискатель, пока не изобрели. Осложняет ситуацию тот факт, что нужно не просто обеспечить нужный угол наклона, но и сфокусироваться. Подтверждение фокусировки, правильно срабатывающее при отсутствии наклона, становится бесполезным и даже вредным при его наличии, поскольку у камеры Pentax K-30 при использовании объектива без контактов для обмена информацией на байонете доступна только центральная точка фокусировки. При наклоне объектива она начинает срабатывать на какие-то неведомые блики, пятна, находящиеся в зоне размытия и сбивает с толку. Мне пришлось отключить хотя-бы звук подтверждения, чтобы сосредоточиться на фокусировке с наклоном.

Помимо недостатков, связанных с непривычностью и оригинальностью, у корпуса «Muse» есть одно весьма важное преимущество — это оперативность. Если у обычного tilt-объектива для построения нужной композиции требуется отдельно сфокусироваться соответствующим кольцом и отдельно выставить угол наклона с помощью целой системы разных ручек, ползунков и винтов, то здесь (при условии натренированности пользователя) нужная композиция формируется буквально одним движением руки. Но на самом деле торопиться не стоит, «Muse» — объектив для неторопливой съёмки, как и многие другие мануальные объективы.

И если задать угол наклона у традиционного tilt-объектива — целая история, то «Muse» как-бы сам подталкивает фотографа к использованию наклона, к изучению этой необычной его способности. Такой корпус, пожалуй, хорош для тех, кто раньше не пользовался tilt-объективами и не знает, на что они способны. Также не могу не заметить, что у Lensbabies есть и более контроллируемые корпуса с возможностью наклона, их применение в целом, должно быть, удобнее, они не требуют столь усердных тренировок, но и стоят заметно дороже.

Дополнительно сообщу о результатах проведённых мной измерений разных механических параметров корпуса «Muse» при использовании его с линзоблоком «Double Glass». В спокойном состоянии объектив оказывается сфокусирован на расстояние примерно 35 см от переднего края корпуса (с точкой фокусировки в центре кадра). Для достижения бесконечности достаточно сжать корпус всего на 6-8 мм. Растягивается корпус не очень сильно, я не решился растягивать дальше, чем на 5-7 мм, во избежании порчи резины, и в таком виде объектив фокусируется на расстоянии около 15 см от переднего края корпуса — своеобразный макрорежим.

Линзоблок «Double Glass» оказался не менее интересен, чем корпус, в которм он установлен. Это не просто штатный «полтинник», это очень своеобразный и специфический объектив «с характером».

Всё дело в том, что вместо того, чтобы формировать плоское поле изображения, подобно большинству современных объективов, «Doube Glass» делает его, по видимому, полусферическим или подобной выпуклой формы. На практике это выражается в том, что на фотографии в зоне резкости оказывается только небольшая область в центре кадра, это то место, где полусферическое поле изображения соприкасается с матрицей фотоаппарата. За пределами этой области резкость спадает очень быстро, к краям кадра изображение размывается довольно основательно. Так формируется то самое загадочное «Сладкое пятно фокусировки», обещанное сайтом фирмы.

Такое неплоское поле изображения было характерно для самых древних объективов тех времён, когда кривизну поля ещё не умели исправлять. Lensbaby следует своей оригинальной манере реализовывать в современной оптике особенности, присущие фототехнике времён зари фотографии. При этом фирма не является эксклюзивным производителям подобной техники — среди других можно отметить завод КМЗ с его объективами марки Petzval, которые, впрочем, стоят совершенно запредельные суммы денег.

В пятне фокусировки изображение оказывается весьма резким уже на открытой диафрагме, с небольшим, но заметным эффектом свечения, присущим многим светосильным объективам на открытой диафрагме.

При установке даже диафрагменного диска 2,8 эффект свечения исчезает и изображение в пятне фокусировки становится резким без замечаний, что особенно контрастно смотрится по сравнению с размытыми краями кадра: центральная часть кажется подчёркнуто объёмной и высокодетализированной.

Для желающих, по традиции, ряд кадров с разными дисками диафрагмы. Наклон при съёмке не использовался. Видно, что при уменьшении отверстия в диафрагменном диске увеличивается глубина резкости, что благодаря кривому полю изображения приводит к увеличению пятна фокусировки. Впрочем, глубина резкости не слишком сильно зависит от диафрагмы, и даже на f/8, самом «зажатом» доступном значении, пятно резкости не распространяется на всю площадь кадра даже при кроп-факторе 1,5. Все описанные тенденции справедливы и при использовании наклона объектива.

f/2:

f/4:

f/5.6:

f/8:

Таким образом, при любом значении диафрагмы линзоблок «Double Glass» является отличным средством для выделения объекта на размытом фоне, и, собственно, отказаться от этого эффекта невозможно. С одной стороны это ограничивает сферы применения линзоблока, с другой — придаёт ему характер, позволяет занять своё место среди других объективов-«полтинников».

Есть ещё одно интересное свойство линзоблока. Если у обычного объектива требуется сфокусироваться не в центре кадра, а где-либо ближе к краю, фотограф компонует кадр так, чтобы изображаемый объект оказался в нужном месте и вращает кольцо фокусировки до тех пор, пока объект не оказывается резким (или задаёт камере нужную точку фокусировки в случае автофокуса). При этом важным оказывается степень падения резкости от центра кадра к краю. У линзоблока «Double Glass» поле изображения, как уже упоминалось, не прямое, поэтому при попытке повторить этот опыт (то есть не используя наклон оптической оси попытаться сфокусироваться на объекте за пределами центра кадра) получается как-бы сечение полусферического поля зрения плоскостью матрицы, что на снимке выглядит как более резкое кольцо, вписанное в кадр, в центре которого и за пределами которого — зона размытия. Кроме того, обнаруживается, что резкость на таком кольце значительно ниже, чем была в центре кадра, и присутствует сильный эффект, похожий на кольцевое размытие. Результат оказывается похож на работу художника-абстракциониста.

Что же делать? Очень просто — использовать наклон оптической оси! Таким образом резкое пятно смещается в нужную часть кадра и этот недостаток резкости за пределами центра компенсируется. Получается, что линзоблок «Double Glass» и корпус «Muse» отлично дополняют друг друга.

При этом чем сильнее наклонить оптическую ось, тем меньше становится поле фокусировки. На открытой диафрагме это приводит к тому, что резкость даже чуть-чуть падает. Это легко понять — полусферическое поле касается плоскости матрицы не самым резким своим местом. Впрочем, в большинстве случаев этот эффект не бросается в глаза.

Кстати, кольцевое поле резкости тоже можно использовать как выразительный эффект, если скомпоновать кадр так, что объект, расположенный в центральном поле фокусировки, будет окружён какими-нибуть объектами, попадающими в кольцевое поле фокусировки, образуя как-бы рамку. Тут есть большой простор для экспериментов.

Конечно, при таком характере изображения становится очень важным то, как выглядит на кадре зона размытия. У «Double Glass» она довольно своеобразна: кружочки от источников света, каждый из которых имеет заметный край, растягиваются радиально, от точки фокусировки — к краям, и растягиваются тем сильнее, чем ближе к краю они оказываются.

Выглядит впечатляюще — словно весь мир смотрит на то, что в центре кадра. Это придаёт кадру очень сильную динамику, особенно если с помощью наклона пятно фокусировки смещено к краю. Получаются очень живые, эффектные фотографии.

Начиная с диафрагмы 2,8 кружочки в фоне теряют свои яркие края и размытие в фоне приобретает более мягкий, нежный характер. Чем сильнее зажата диафрагма, тем, естественно, меньше выражены все особые эффекты, но до конца они не исчезают и на максимальном доступном значении — f/8.

В некоторых случаях определённым образом построив композицию можно вообще свести на нет растягивание краёв, и тогда объект в центре будет окружён мягким размытием. Фон размывается ровно, плавно, как-бы мазками, размытие постепенно нарастает от центра к краю.

Благодаря идеально круглым отверстиям в дисках диафрагмы кружочки размытия в фоне всегда получаются округлыми. Для желающих выпускаются дополнительные диафрагменные диски, призванные обеспечить определённую, заданную форму кружочков размытия. Есть наборы готовых форм, а есть и цельные диски, в которых отверстия надо вырезать самостоятельно.

Кстати, сама процедура замены диафрагмы — это целая история. Насколько «Muse» при должной тренировке выигрывал в оперативности, настолько «Double Glass» со своими сменными дисками в ней уступает. Вместо того, чтобы просто повернуть кольцо диафрагмы, фотограф должен:

— найти инструмент для замены диафрагм и снять колпачок с магнита,

— вынуть магнитом установленную диафрагму,

— открыв неподатливую крышку, уложить диафрагму в хранилище, достав при этом от туда нужный диск, и не рассыпав при этом их все по полу или по земле, а затем закрыть крышку,

— установить диск с помощью инструмента,

— надеть колпачок и убрать инструмент.

Теперь вы можете представить, каких трудов мне стоило снять ту серию кадров с разными диафрагмами.

В результате возникает желание установить один диск и как можно реже его менять. Я для себя подобрал несколько ситуаций — например, f/2 и f/2.8 хорошо подходят для съёмки растений в саду, а f/4 — для эффектных городских пейзажей.

Кстати, о городских пейзажах. Иногда можно наткнуться в сети или на телевидении на кадры, снятые таким образом, что снятые на них реальные пейзажи кажутся игрушечными. Такие кадры получаются как раз при использовании tilt-объективов. У рассматриваемого объектива, конечно, очень специфический линзоблок, но и с его помощью, как мне показалось, получаются похожие кадры.

Такие фотографии выглядят наиболее выигрышно, если сняты с высокой точки — с обзорной площадки, выского здания, с вертолёта или с моста.

Обычные пейзажи — городские или природные — тоже получаются необычными. Мир на снимках предстаёт незнакомым, необычным, не подчиняющимся привычным законам перспективы и геометрии.

Каждый день так снимать не будешь, но под настроение — самое то.

При съёмке дальних объектов какие-то из них могут попасть в близкую к пятну фокусировки зону нерезкости и получить не очень приятный эффект двоения.

При растягивании корпуса можно снимать довольно маленькие объекты, подобно этим цветкам спаржи. При этом эффект свечения ярких объектов, имеющийся на открытой диафрагме, значительно усиливается. Макросъёмка в результате тоже получается необычная.

С помощью Lensbaby можно кусок ржавого железа превратить в абстрактное произведение искусства.

При съёмке природы, особенно отдельных небольших растений, картинка получается очень нежная и лирическая. Эффекты линзоблока как-то удачно подходят к природно-растительным сюжетам, ненавязчиво скрывая фоновые объекты, но не удаляя их совсем, а превращая в изысканный фон.

Степень обработки, которую мне потребовалось применить к полученным фотографиям, напрямую зависит от качества освещения. Яркое летнее солнце позволяет при минимальных усилиях получить удачный с точки зрения насыщенности цвета и контрастности кадр.

Тенистые уголки или съёмка при облачности дают менее насыщенную картинку, но какого-то драматического падения контраста и цветности не происходит.

Вечернее освещение особенно хорошо подходит для этого объектива: в сочетании с красивыми закатными оттенками объектив формирует очень романтичную, изящную, «сказочную» картинку. В общем, в отношении освещения этот объектив ведёт себя (редкий случай) как обычно.

Стойкость к встречному свету неоднозначная. Пока я специально пытался поймать блики, у меня ничего не получалось, зато потом засветка сама настигла меня. В одном случае она выглядит как неожиданная не очень явная радужная полоса, в другом — половина кадра оказалась покрыта вуалью засветки.

Обычных двуцветных хроматических аберраций я не заметил, зато при съёмке силуэтов на ярком фоне может проявиться некая синяя окантовка.

Виньетирование присутствует, но не бросается в глаза благодаря тому, что совпадает по положению на снимке с зоной нерезкости.

В некоторых случаях камера сильно ошибается с балансом белого, сдвигая его в розовые тона. У других объективов я такого эффекта не замечал.

Lensbaby не пытается конкурировать с фирменными объективами известных производителей, ему не победить их ни по одному стандартно-оцениваемому параметру. Даже среди родственных tilt-объективов «Muse» — словно белая ворона, настолько принцип его управления отличается от традиционных. Столь же сильно «Double Glass» со своим изогнутым полем резкости и радиально-растянутым боке выпадает из череды своих одноклассников-«полтинников». Тем не менее, Lensbaby Muse Double Glass — это не игрушка-безделушка, а вполне себе продуманный рабочий инструмент, занимающий свою, особую нишу. Этот объектив сам по себе является средством выразительности, спецэффектом, и к нему не стоит применять общепринятые критерии оценки. Для таких инструментов главным критерием является то, насколько качественно реализуется тот эффект, который был задуман разработчиком. Такая оценка, конечно, гораздо более субъективна, но на мой взгляд у Lensbabies всё получилось вполне пристойно: зона резкости достаточно чёткая, зона размытия — оригинальна и, за редкими исключениями, красива, управление своеобразно, но поддаётся освоению, так что общее впечатление получилось хорошим. Этакий объектив-эксперимент, с потенциальной возможностью продолжить эксперименты, заменив линзоблок.

Теперь — ещё несколько примеров фотографий, а затем будут выводы.

Вывод.

В ходе проведения июньских полевых испытаний комплекта, состоящего из корпуса «Muse» и линзоблока «Double Glass» производства фирмы Lensbaby, получены следующие результаты.

1) Комплект представляет собой модульный объектив марки Lensbaby системы «Optic swap system» и поставляется в собранном виде, предусмотрена возможность замены линзоблока на любой совместимый. Корпус «Muse», входящий в комплект, обладает возможностью регулировки угла наклона оптической оси объектива, называемой также «tilt».

2) Объектив предназначен для использования с любыми современными цифровыми и плёночными фотоаппаратами со сменной оптикой при условии выбора версии с подходящим байонетом. Информационный обмен между объективом и камерой отсутствует.

3) Корпус «Muse» обладает оригинальной конструкцией: фокусировка и изменение угла наклона осуществляется путём сжатия, растяжения и наклона гибкого резинового корпуса. Управляющие кольца отсутствуют. К такому необычному способу управления нужно привыкнуть, он не всегда даёт предсказуемый результат и требует аккуратности, но при этом угол наклона менять легко и просто. Подтверждение фокусировки камеры работает только при отсутствии угла наклона.

4) Высокая светосила (2) линзоблока «Double Glass» в сочетании с необычным полусферическим полем резкости позволяет выделить снимаемый объект в любой ситуации. Резкость в центре поля высока уже со значения диафрагмы 2,8. На любом значении диафрагмы поле резкости занимает только часть кадра. Механизм смены диафрагм не очень удобен и оперативен, требует выполнения множества действий.

5) Линзоблок «Double Glass» формирует необычное, эффектное изображение, характеризующееся небольшим полем резкости, окружённым нежным, усиливающимся к краю кадра размытием с эффектом «растягивания» к краям, что в сочетании с наклоном оптической оси позволяет сконцентрировать внимание на изображаемом объекте и подчеркнуть его объём, а также придать кадру динамичность. Это даёт большой простор для творчества и экспериментов в разных жанрах.

6) Виньетирование присутствует, но не очень заметно, а хроматические аберрации проявляются только при съёмке тёмных силуэтов на фоне источника света.

7) Объектив непрост в обращении, обладает довольно небольшими габаритами и весом и изготовлен весьма качественно. Байонет линзоблока надёжно фиксирует его в корпусе.

8) В комплект поставки объектива входят крышки (в том числе удобная разжимная передняя), инструмент для смены диафрагменных дисков с комплектом таковых (от 2,8 до 8) и тканевый мешок для переноски. Предусмотрена резьба для светофильтров диаметром 37 мм.

Начало обзора: Lensbaby Muse Double Glass. Часть первая, описательная.

Другие объективы с близкими значениями фокусного расстояния:
Индустар-50 1:3,5 F=5см П производства КМЗ,
Гелиос 44-2 2/58 производства завода «Юпитер»,
Индустар 50У-3,5/50 производства Феодосийского оптического завода,
МС Зенитар-М2s 2/50 производства КМЗ,
SMC Pentax-DA 1:2.8 40mm XS производства Ricoh,

в том числе с переменным фокусным расстоянием:
Tamron SP AF 28-75mm F/2.8 XR Di LD Aspherical (IF) Macro A09P,
Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:3.5-5.6 18-55mm AL производства фирмы Samsung.



© 2003—2015 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru