Индустар-50 1:3,5 F=5см П производства КМЗ. Полевые испытания. Апрель 2015, часть 2.
 


 Somethings / Полевые испытания /
Индустар-50 1:3,5 F=5см П производства КМЗ. Часть вторая, испытательная.

Апрель 2015 года


В первой части приведено описание объектива и информация о том, как привести его рабочий отрезок в соответствие с таковым для зеркальных фотоаппаратов.

Отчёт о проведении полевых испытаний объектива «Индустар-50 1:3,5 F=5см П», изготовленного в 1960 году на Красногорском механическом заводе. В ходе испытаний объектив был установлен на камеру «Samsung GX-10».

Неподалёку находится большой, старый, запущенный парк. Огромные тополя, никогда не знавшие стрижки, обступают посетителя, желающего пройтись по его дорожкам. Медленно, но верно наступающая весна ещё практически не начала пробуждать местные травы, не говоря уже о деревьях, зато растаявшие снега и прошедшие дожди наполнили пруды и каналы, созданные давным-давно на месте заболоченных истоков реки Монастырки. В результате скопившийся в прудах мусор частично затопило и он стал не столь заметен, прилетели из далёких краёв уточки, берёзовые аллеи вдоль берегов стали эффектно отражаться в воде, а дорожки на этих аллеях, возомнив себя прудами, покрылись слоем полужидкой грязи. Окончательно утвердились на своих землях владельцы вновь отрезанных от парка участков. И всё равно парк красив какой-то особой, полудикой, неприручаемой красотой. Куда же ещё было мне отправиться, чтобы испробовать в деле «Индустар-50»?

Несмотря на замеченные при внешнем осмотре недостатки эргономики, пользоваться объективом оказалось не настолько неудобно, как ожидалось. Главное — выполнять нехитрое правило: выставлять диафрагму прежде, чем наводиться на резкость, что, в общем-то, вполне соответствует логике съёмки. Сам же процесс фокусировки осложнён не малыми размерами объектива, а тем фактом, что подтверждение на фотоаппарате почему-то срабатывает в слишком широком диапазоне, и приходится пристально вглядываться в окуляр, чтобы понять, в какой момент нужный объект окажется в фокусе. Конечно, такое происходит не всегда, а на открытой диафрагме и при сложном многоплановом сюжете.

Нельзя не отметить компактность и малый вес объектива — это всегда большой плюс.

Я просто ходил по парку, снимал разные сюжеты, обычные для моих испытательных съёмок и не видел каких-то ярких особенностей при просмотре на экране фотоаппарата. Кадры как кадры. Казалось бы, чем может удивить малосветосильный объектив полувековой давности? Но придя домой и рассмотрев снимки на большом экране, я был приятно удивлён. Крошечный «Индустар-50» произвёл какое-то небольшое, но действенное волшебство.

Мне удалось подобрать эпитет, отражающий моё впечатление: фотографии, полученные этим объективом, оказались очень ясными. Каким-то одному ему известным способом объектив выделил, чётко прорисовал каждую важную составляющую часть композиции, усилив её эффект, при этом не привнеся никаких особых заметных искажений. Чёткие, контрастные линии, хороший объём, в равной степени детальная проработка и ближнего и дальнего плана, верно переданные оттенки — вот что я увидел при съёмке на диафрагмах 8 и 5,6.

Простые, в общем-то, банальные сюжеты, у иного объектива получившиеся бы скучными, «Индустару-50» удалось наделить характером. А ещё — на этих снимках очень чувствуется особая, робкая и хрупкая красота уральского апреля, с едва уловимыми светлыми оттенками и графичными силуэтами.

Совершенно спокойно получаются и кадры «против Солнца», если, конечно, оно высоко, а объектив направлен вдоль поверхности земли, так, чтобы угол в направлении непосредственно на Солнце не получался слишком острым.

Чтобы получить засветку и блики, мне пришлось специально направлять объектив ближе к Солнцу — снимать верхушки деревьев. Засветка получается в виде каких-то неровных радужных колец и «лучей» разной яркости.

Съёмка пейзажей на открытой диафрагме принесла ещё одно неожиданное открытие. Открытая диафрагма творит с пейзажем очередное волшебство. Сравните — вот сюжет на f/8:

А вот он же на f/3,5:

Пейзаж превратился в картину! Краски усилились, не потеряв нежности оттенков, повысился контраст, центральная часть кадра с берёзовой рощей и берегом как-бы выступила на передний план, получила зрительный акцент. Эффектно, не правда ли?

Чем же обусловлено такое превращение? Во-первых, на открытой диафрагме «Индустару-50» присуще очень сильное виньетирование. И оно не только сильное, но и красивое. Никогда бы не подумал, что назову виньетирование красивым, но это так. Именно оно позволило выделить центральную часть кадра.

Во-вторых, объектив при закрытой диафрамге, видимо, более равномерно распределяет свет между тёмными и светлыми участками, а на открытой разница между ними возрастает, и автоматика камеры, настроившись на передачу светлых частей без пересвечивания, обеспечивает более тёмное отображение тёмных зон и общее повышение контраста и насыщенности снимка.

Казалось бы, сочетание двух оптических недостатков, а к какому интересному эффекту оно привело. Зная об этом, можно использовать такой эффект для получения более выразительных пейзажей.

Серия кадров с одним сюжетом на разных значениях диафрагмы тоже хорошо иллюстрирует описанный эффект.

f/3,5:

f/5,6:

f/8:

f/16:

Вместе с тем видно, как и без того большая глубина резкости увеличивается с закрытием диафрагмы довольно сильно. Сама же резкость у объектива во всех случае хорошая (хоть и не идеальная) в центре кадра, к краям же заметно уменьшается, причём чем больше закрыть диафрагму, тем больше будет зона резкости, но весь кадр она не покрывает никогда (даже при кроп-факторе 1,5). Впрочем, на значениях от 5,6 и выше разница уже не так бросается в глаза. Максимальная резкость в центре достигается примерно на f/8.

Заметная черта снимков на открытой диафрагме — форма размытия заднего плана на краях снимка. Подобно объективам марки «Гелиос», фон размывается вдоль окружности, вписанной в кадр. Отличие же заключается в большей глубине резкости.

Кстати, и с прикрытой диафрагмой «шестерёнки» на фоне обнаружить не удаётся — сказываются 7 лепестков диафрагмы и маленький размер «кружочков» размытия.

Сильнее всего кольцевое размытие заметно, когда расстояние от объекта в фокусе до фона не так велико. Если же снимать крупный план на фоне далёких пейзажей, то их размывает основательно и довольно равномерно.

Резкой границы между зоной в фокусе и задним планом нет, резкость падает постепенно.

Ещё одна особенность съёмки на открытой диафрагме — смягчение контуров контрастных объектов. Чёткость самих контуров не страдает, но они дополняются неким «свечением», что придаёт снимку мягкость. Яркие блики на фоне превращаются в круги с ярким краем и центром, отчего тонкие предметы на фоне могут показаться двоящимися или троящимися, что, впрочем, не очень заметно из-за маленького размера кружочков.

Виньетирование, как уже говорилось, сильное на открытой диафрагме и заметно уменьшается с её закрыванием. Его можно устранить в графических редакторах, но можно и использовать как художественное средство.

Удивительно, но факт: хроматических аберраций я, как ни старался, не обнаружил.

Минимальная дистанция фокусировки не позволяет получать какого бы то ни было макро.

Архитектура получается весьма неплохо. Текстура поверхности, рисунок кладки, форма и объём передаются вполне достойно.

Хоть «Индустар-50» и имеет интересные особенности при использовании его в пейзажной фотографии, но есть у него и ограничения. Так, множество мелких деталей вроде травинок или тонких веточек может слиться в визуальную кашу на снимке. Лучше, если эта каша окажется где-нибуть не на переднем плане. Это нужно учитывать при выборе сюжета.

Деталь объектива, предназначенную для установки его на дальномерные фотоаппараты, вполне можно использовать как макрокольцо. Оно имеет длину чуть больше 16 мм и в этом случае объектив становится почти братом-близнецом «Индустара-50У», разве что с доступной возможностью фокусировки в небольших пределах и возможностью закрыть диафрагму до f/16, а не до f/11, как у модификации для увеличителей. Это даст возможность получить несколько большую глубину резкости, так важную в макросъёмке. При этом, конечно, будет нужен штатив.

Я попробовал поснимать с таким импровизированным макрокольцом в комнате, без штатива, на открытой диафрагме.

В своё время объектив считался достаточно универсальным, чтобы стать штатным. Сегодня это уже не так — прогресс не стоит на месте, и современные объективы обходят «Индустар-50» по своим возможностям и удобству эксплуатации. Теперь во многих ситуациях такую же или более хорошую картинку можно получить современным китовым зумом или более светосильным объективом с фиксированным фокусным расстоянием. В нынешние времена «Индустар-50» становится скорее объективом для особых случаев, когда его особенную «ясную» манеру изображения и своеобразные оптические недостатки можно использовать в качестве выразительных художественных средств. При этом объектив остаётся надёжным и компактным прибором, позволяющим получить пусть не самые выдающиеся по современным меркам, но вполне качественные фотографии во многих ситуациях.

Компактность объектива позволяет брать его с собой когда угодно.

Ещё несколько примеров.

Вывод.

В ходе проведения апрельских полевых испытаний объектива «Индустар-50 1:3,5 F=5см П», произведённого Красногорским механическим заводом в 1960 году, получены следующие результаты.

1) Рассматриваемый экземпляр объектива оборудован съёмной вставкой, позволяющей использовать его на дальномерных (или беззеркальных) фотоаппаратах, а при её снятии — на зеркальных. Внешняя часть вставки может использоваться как макрокольцо длиной чуть больше 16 мм.

2) Для современных фотоаппаратов требуется переходник с резьбы диаметром 39 мм на нужный байонет, либо комбинация из двух переходников — с 39 мм на 42 мм и с 42 мм на байонет (утапливающийся вариант для байонета К). Разница в рабочих отрезках — 45,2 мм у объектива и 45,5 — у камер с байонетом К не влияет на возможность фокусировки «на бесконечность».

3) Функция подверждения фокусировки на современных камерах может давать неточность в условиях сложного сюжета и на открытой диафрагме.

4) Объектив обладает не самым высоким значением светосилы — f3.2, что ограничивает его возможности при съёмке в помещении и в сумерках и не позволяет добиться отделения изображаемого объекта от фона в некоторых ситуациях. На открытой диафрамге наиболее сильно проявляются недостатки оптики — виньетирование, падение резкости к краю кадра, общее снижение резкости, в то же время наиболее проявляются особенности формирования изображения.

5) Объектив обладает определёнными особенностями в создании изображения, которые при продуманном использовании способны повысить выразительность кадра, подчеркнуть объём и выделить главный объект, но которые также предъявляют требования к композиции, освещению и сюжету. Степень проявления некоторых особенностей регулируется степенью раскрыва диафрагмы.

6) Хроматические аберрации отсутствуют. Виньетирование значительное, зависит от диафрагмы, может быть удалено в графических редакторах и может использоваться в качестве средства выразительности.

7) Объектив оснащён резьбой для фильтров нестандартным диаметром 33 мм. Удобство их использования также ограничено тем, что резьба вращается вместе с кольцами диафрагмы и фокусировки.

Начало обзора: Индустар-50 1:3,5 F=5см П производства КМЗ. Часть первая, описательная.

Другие объективы с близкими значениями фокусного расстояния:
Гелиос 44-2 2/58 производства завода «Юпитер»,
Индустар 50У-3,5/50 производства Феодосийского оптического завода,
МС Зенитар-М2s 2/50 производства КМЗ,
SMC Pentax-DA 1:2.8 40mm XS производства Ricoh,

в том числе с переменным фокусным расстоянием:
Tamron SP AF 28-75mm F/2.8 XR Di LD Aspherical (IF) Macro A09P,
Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:3.5-5.6 18-55mm AL производства фирмы Samsung.

Другие объективы производства Красногорского завода:
МС Зенитар-К 2,8/16 Рыбий глаз,
Гелиос 40-2 1,5/85.



© 2003—2015 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru