SMC Pentax-DA 1:2.8 40mm XS производства Ricoh. Полевые испытания. Декабрь 2014, часть 2.
 


 Somethings / Полевые испытания /
SMC Pentax-DA 1:2.8 40mm XS производства Ricoh. Часть вторая, испытательная.

Декабрь 2014 года


В первой части — описание объектива.

Отчёт о проведении полевых испытаний объектива SMC Pentax-DA 1:2.8 40mm XS производства фирмы Ricoh, выпущенного в 2014 году. Объектив испытывался на фотокамере Pentax K-30.

Для испытаний этого объектива я отправился было в зимний лес, в Московский лесопарк, но мне удалось попасть туда только в сумерках, из-за чего пришлось использовать повышенную чувствительность. Сделать какие-то выводы о чём-то в таких условиях невозможно.

После этого мне довелось покинуть город на самолёте и отправиться в небольшое декабрьское путешествие, так что испытания продолжились и успешно завершились уже в предновогодней Москве.

К праздникам Москву украсили всевозможными способами: на кажджом углу — по ёлке, на каждом красивом здании — по украшению из искуственных еловых ветвей, на каждой пешеходной улице (коих становится к удовольствию пешеходов всё больше и больше) — по инсталляции, на каждой площади — по ярмарке, на каждом дереве — по гирлянде и на каждом бульваре — по фотовыставке. В общем, красота. Москве такой наряд очень идёт — правда, нынешний декабрь совсем не способствует новогоднему настроению: постоянные оттепели сводят на нет попытки снегопадов укрыть город сугробами, и так он и стоит — с лужами, зелёной травой на газонах, мрачными чёрными деревьями без листьев, и весь в гирляндах.

Для испытаний я выбрал тихие и уютные улочки старой Москвы — оказывается, такие ещё остались, несмотря на десятилетия стараний местных властей, а также примыкающие к ним площади. Почти постоянно стояла пасмурная погода, но хорошая светосила объектива позволила мне снимать без проблем. В большинстве случаев я пользовался значениями диафрагмы от 2,8 до 4,5.

Первым же моим впечатлением от «40mm XS» было чувство лёгкости. Объектив совершенно невесом — и в этом он схож с «МС Зенитаром-М2s 2/50», очень компактен — что позволяет надеть фотоаппарат с ним на шею и не испытывать при этом почти никаких неудобств. Но и это не всё — если с упомянутым «Зенитаром» нужно прилагать усилия и внимательность, чтобы переключить диафрагму или выполнить фокусировку вручную, то с «Пентаксом» всё очень просто — диафрагма выставляется лёгким движением руки с фотоаппарата (я использую режим приоритета диафрагмы, хотя «40mm XS» позволяет использовать любой авторежим), а фокусировка вообще выполняется автоматически.

Несколько дополнительных слов о фокусировке: она очень быстрая и, я бы сказал, незаметная: стоит нажать на кнопку, как фотоаппарат уже всё сделал. Маленькие линзы, маленький механизм и маленький угол поворота приводят к большой скорости этого процесса. Что же касается точности, то я заметил, что фотоаппарату иногда бывает трудно сфокусироваться на малоконтрастных предметах, в темноте или в том случае, когда перед ним — несколько слоёв накладывающихся друг на друга тонких структур, например, тонкие ветки на фоне густых крон, или сетка на фоне здания. Но это — обычные трудности автофокуса, они зависят от системы автофокусировки фотоаппарата, а не от объектива. В нормальных условиях фокусировка происходит безукоризненно с первой попытки.

Ручная же фокусировка, несмотря на малый ход и размер кольца на корпусе, тоже вполне комфортна и может использоваться при необходимости. Кольцо поворачивается очень легко, с маленьким усилием, почти как поляризационный фильтр — удобно, глядя в видоискатель, одним пальцем подстраивать фокус. Естественно, подтверждение фокусировки прекрасно работает, причём я заметил, что при ручной фокусировке оно срабатывает точно даже в тех сложных ситуациях, в которых автофокусировка давала ошибку. Единственная тонкость — нельзя крутить кольцо, когда на камере выбран режим автофокусировки, нужно обязательно переключаться на ручную. Это — одно из упрощений «40mm XS» по сравнению с «40mm Limited».

Вторая деталь, на которую обращаешь внимание при использовании объектива — очень большая глубина резкости. Даже на диафрагме 4.0 удаются отличные городские пейзажи с неплохой проработкой деталей.

Маленькой глубины резкости, тем не менее, можно добиться обычным способом, снимая на открытой диафрагме с маленького расстояния. При этом можно вполне успешно отделить снимаемый объект от довольно-таки плавно, мягко размытого фона. Степень размытия фона слабо зависит от того, насколько отдельные элементы этого самого фона удалены от фотоаппарата, глубина при размытии как-бы слегка скрадывается.

Кстати, резкость на открытой диафрагме очень хорошая для таковой и совершенно равномерная по всему снимку. По мере закрытия диафрагмы она немного увеличивается, достигая совершенства, на мой взгляд, уже на 5.6.

Для желающих — ряд фотографий одной и той же клумбы на площади Яузских ворот на разных значениях диафрагмы.

f/2.8:

f/5.6:

f/14:

Видно, что даже на открытой диафрагме контуры объектов на фоне различимы; на закрытой же пейзаж становится различим в крупных деталях.

Большая глубина резкости позволяет снимать протяжённые объекты.

Поле зрения таково, что снимать архитектуру с близкого расстояния неудобно — получаются лишь отдельные детали. С помощью объектива с таким фокусным расстоянием хорошо получается акцентировать внимание на какой-то особой части большого объекта.

В сочетании же с глубиной резкости и с хорошей способностью к передаче протяжённых объектов такой угол зрения оказывается вполне удобным для изображения перспектив — например, видов вдоль городских улиц или аллей. Перспектива получается очень естественной, без эффекта сжатия, присущего длиннофокусным объективам.

Можно и комбинировать выделение части с изображением перспективы.

В целом, объектив мне показался очень интересным для применения в городской пейзажной фотографии. Он заставляет искать новый подход к таковой — вместо того, чтобы широкоугольником снимать целиком фасады или впечатляющие панорамы, он способствует поиску композиций, построенных на сочетании отдельных элементов, поощряет находить необычные ракурсы и в целом подходить к городской съёмке более «неформально», передавая точку зрения простого пешехода. Это интересный опыт.

Само изображение «40mm XS» создаёт максимально честно и беспристрастно, не искажая ни форму, ни цвет, и не добавляя особенных спецэффектов. Хорошо передаётся настроение. К изображаемому сюжету объектив подходит весьма деликатно, что, видимо, и позволило выбрать его в качестве штатного к камере К-01. Здесь идеология напоминает ту, что, видимо, двигала создателями уже упоминавшегося «МС Зенитара-М2s 2/50» — штатный объектив должен быть достаточно универсальным, надёжным с точки зрения даваемого качества изображения и не должен вносить неожиданных эффектов в фотографии.

Яркие объекты, оказывающиеся на фоне при съёмке на открытой диафрагме и на минимальной дальности, образуют кружки правильной круглой формы, без эффекта закручивания, очень мягкие, но с заметной яркой кромкой. Ещё один характерный эффект — небольшое увеличение яркости к центру кружка.

На прикрытых диафрагмах благодаря большому количеству лепестков кружки в фоне оказываются всё той же круглой формы, уменьшаясь в размерах, при этом из-за их ярких краёв возможно возникновение лёгкого эффекта двоения кромок на объектах, попавших на определённое расстояние.

Ещё на открытой диафрагме при съёмке тонких объектов на контрастном фоне (например, веточек деревьев) можно заметить, что они обрастают жёлто-зелёными окантовками. Должно быть, это частный случай проявления хроматических аберраций. Этот эффект чаще всего почти незаметен. Вообще хроматические аберрации на снимках присутствуют, они обычные, розово-бирюзовые, тоже очень небольшие и легко удаляются в графических редакторах, в том числе и автоматически.

Виньетирование тоже имеется, но оно настолько небольшое, что я и не заметил бы его, не применив к фотографии автоматическую коррекцию (в программе CameraRAW предусмотрен соответствующий профиль для автоматического исправления виньетирования и геометрических искажений этого объектива). В этом обзоре фотографии приведены без коррекции. Вообще, особых изменений мне в фотографии с этого объектива вносить не пришлось — контраст практически всегда был на высоте сразу, разве что в сумерках камера кое-где ошиблась с балансом белого.

Хорошо показывает себя «40mm XS» и в ночной съёмке. При использовании штатива удобно зажать диафрагму как следует, установить длинную выдержку и получить отлично проработанный, детальный кадр, на котором, благодаря большому количеству лепестков диафрагмы и их форме, все источники света выглядят примерно так, как их видит человеческий глаз, не сливаясь друг с другом в кашу. Вокруг источников света формируется множество небольших, не всегда заметных лучиков.

Можно делать кадры и без штатива. Светосила 2,8 позволяет держать чувствительность в разумных пределах, в которых современные камеры ещё способны выдавать приемлемое качество изображений, а высокая резкость и большая глубина резкости самого объектива на открытой диафрагме позволяют получать неплохие фотографии. Со штативом ночные кадры получаются более документальными, при съёмке с рук — более атмосферными.

Съёмка при встречном освещении не вызывает больших проблем у этого объектива, хотя мои возможности в исследовании этого вопроса были ограничены постоянно пасмурным небом Москвы. Сама же пасмурная погода никак особенно не воспрепятствовала фотосъёмке — кадры получились в точности такими же, как и реальность — по-осеннему (а зимой такой декабрь не назовёшь) мрачными.

Минимальная дистанция фокусировки у «40mm XS» достаточно большая — 40 см. В такой крошечный корпус было сложно поместить механизм для выдвижения объектива далеко вперёд, что нужно для макросъёмки, поэтому в этом отношении он звёзд с неба не хватает, но более-менее крупные планы делать всё же способен.

SMC Pentax-DA 1:2.8 40mm XS оказался очень удобным и весьма качественным объективом. Он не позволит получить фотоснимки, наполненные каким-нибуть волшебством, если вы не оказались в волшебной стране, он не добавит романтики рядовому портрету, но он безукоризненно воспроизведёт любую деталь реального мира, не привнося в неё ничего нового и не отнимая у неё то, что ей присуще. С ним фотографу стоит обратить больше внимания на построение кадра, на композицию, не задумываясь об оптических искажениях и не отвлекаясь на управление. Объектив очень хорошо подходит для городских деталей и перспектив улиц, как днём, так и ночью, да и на природе показывает себя неплохо. Выдающаяся, неповторимая компактность делает «40mm XS» очень удобным в походах и путешествиях, в которых нежелательно носить много груза — в деловых поездках, в походах выходного дня или в полётах на космических кораблях. Кроме того, имея такой объектив, можно чаще брать с собой фотоаппарат, ведь он не занимает так много места; сам же объектив можно всегда брать просто на всякий случай — например, если в качестве основного на съёмку берётся что-то специфическое.

Прежде, чем огласить выводы, приведу ещё несколько примеров фотографий.

Вывод.

В ходе проведения декабрьских полевых испытаний 2014 года был испытан объектив «SMC Pentax-DA 1:2.8 40mm XS» со следующими результатами.

1) Объектив предназначен для применения с фотоаппаратами с байонетом К и автоматическим управлением диафрагмой. Результаты исследований, проведённых другими испытателями, показывают, что он может успешно применяться как с цифровыми, так и с плёночными фотоаппаратами. Объектив обеспечивает работу всех автоматических и ручных режимов.

2) Объектив оснащён механическим приводом автофокуса и обеспечивает быструю и точную фокусировку в хороших условиях. В более сложных условиях (сумерки, малоконтрастные объекты, тонкие объекты) можно воспользоваться ручной фокусировкой, если перевести камеру в соответствующий режим, с сохранением подтверждения от камеры.

3) Светосила объектива достаточна для применения его при пасмурной погоде и в начинающихся сумерках без повышения чувствительности и ночью с повышением чувствительности в разумных пределах. Светосилы, тем не менее, не достаточно для получения малой глубины резкости.

4) Фотографии получаются чёткими, контрастными и насыщенными, требуют лишь небольшой обработки и хорошо передают снимаемый сюжет. Дополнительных эффектов объектив практически не вносит. Большая глубина резкости делает его хорошо приспособленным для пейзажной съёмки, особенно городской, но фокусное расстояние таковую несколько ограничивает. Особо отмечу большое число лепестков диафрагмы, умещённое в столь малом корпусе и дающее определённые преимущества при съёмке с прикрытой диафрагмой.

5) Объектив даёт небольшие виньетирование и хроматические аберрации. И то и другое можно убрать в графических редакторах автоматически.

6) Объектив обладает непревзойдённо маленькими габаритами и весом, что делает его, с одной стороны, удобным в переноске и хранении, а с другой стороны — не столь удобным при установке на камеру и снятии с неё.

7) К объективу прилагаются только простые крышечки — пластиковая задняя и крошечная резиновая передняя, которую легко потерять. Резьба для фильтров имеет диаметр 27 мм, что может стать препятствием в поисках подходящих фильтров. Бленды и чехла в комплекте нет.

Начало обзора: SMC Pentax-DA 1:2.8 40mm XS производства Ricoh. Часть первая, описательная. Декабрь 2014 г.

Другие объективы с близкими значениями фокусного расстояния:
Мир-1В 2,8/37 производства ВОМЗ,
Гелиос 44-2 2/58 производства завода «Юпитер»,
Индустар 50У-3,5/50 производства Феодосийского оптического завода,
МС Зенитар-М2s 2/50 производства КМЗ,

в том числе с переменным фокусным расстоянием:
Tamron SP AF 28-75mm F/2.8 XR Di LD Aspherical (IF) Macro A09P,
Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:3.5-5.6 18-55mm AL производства фирмы Samsung.


© 2003—2016 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru