В первой части — описание объектива и процедуры замены адаптера.
Отчёт о проведении полевых испытаний объектива «Юпитер-37А 3,5/135» производства Казанского оптико-механического завода, выпущенного в 1981 году. В ходе проведения испытаний объектив использовался совместно с фотоаппаратом «Pentax K-30». В предварительных испытаниях применён «Samsung GX1L». На специальных этапах испытаний применялись светофильтры «Marumi Circular PLD» и «Cokin» градиентный.
Ещё при покупке, стоя под моросящим дождём, я сделал несколько тестовых кадров, чтобы проверить работоспособность объектива вообще — все ли линзы на месте, ибо интернет упоминает прецеденты, когда объективы продавались не в полном составе.
О качестве получаемого изображения по кадру, сделанному почти наугад под дождём на старый, не вполне исправный фотоаппарат да ещё и на повышенной чувствительности, конечно, судить сложно, но, по крайней мере, никаких отклонений не заметно. Длинное, но не слишком, фокусное расстояние в 135 мм интересным образом сжало перспективу. Для получения более ясного представления об объективе я вновь отправился на испытательный полигон №1 «Сад» и два часа напролёт фотографировал тамошние пейзажи во всех видах.
И вот результаты.
Начало августа в этом году незадалось: после череды непрерывных моросящих дождей на город и окрестности опустился непробиваемый туман, не допускавший ни единого прямого лучика солнца, только рассеянные. О синем небе можно было только мечтать.
В ходе испытаний я ещё раз порадовался довольно неплохой «светосильности» этого объектива. Чаще всего я снимал на диафрагме 4,8 (на шкале она не обозначена, вместо неё — точка между 5,6 и 4; точно так же не обозначено и значение 6,8 между 5,6 и 8). Крупные планы и съемка в тенистых местах потребовали открытой диафрагмы (3,5), и потребности открыть диафрагму ещё шире (что на «Юпитере-37А» невозможно) у меня не возникло.
Контраст изображений слегка снижен (хотя тут, конечно, не обошлось без тумана), но мне это только на руку — растянуть гистограмму всегда можно в графическом редакторе, и при условии съёмки в формате RAW это не принесёт заметного увеличения шумов, ато светлые и тёмные участки снимков не уходят за пределы возможностей матрицы фотоаппарата.
В целом фотографии получаются яркие, с хорошими, достоверными цветами. Все изображения в данном отчёте о проведении полевых испытаний подвергнуты только растягиванию гистограмм, никаких других обработок не проводилось. Все кадры сделаны на чувствительности ISO 100.
Съемка крупным планом на открытой диафрагме даёт хороший результат: изображаемый объект получается очень чётким, оптического разрешения объектива вполне хватает для цифрового фотоаппарата. Размытие фона — на всех использованных мной диафрагмах очень равномерное, без радиально-кольцевого эффекта, который выдаёт «Гелиос 44-2».
Кольцо фокусировки довольно удобно. Подтверждение фокусировки у моего «Пентакса К-30» почему-то срабатывает не в тот момент, когда я на самом деле сфокусировался на объекте, а немного ближе к нему. В принципе, в камере предусмотрена подстройка для таких случаев, но я обошёлся фокусировкой «на глаз».
ниже — фрагмент фотографии с ящерицей в 100%-масштабе.
Я не поленился, и сфотографировал свои несколько грязные перчатки на различных значениях диафрагмы.
3,5:
4,8:
6,8:
11:
22:
При съёмке цветов крупным планом на открытой диафрагме выдержка составила 1/500 с, так что никакой лёгкий ветерок не смог помешать мне запечатлеть этот прекрасный цветок нового сорта клематиса, цветущего впервые.
Чёткость изображения на открытой диафрагме высока при съемке с близких расстояний крупным планом, но, кажется, слегка падает при съемке более отдалённых объектов.
В некоторых случаях наблюдается оригинальный эффект «размытого двоения». На этой фотографии цветущего стахиса такому эффекту оказались подвержены пока ещё не цветущие китайские астры на заднем плане справа.
В других случаях такого эффекта может не быть. закономерности я выявить не смог. Глубина резкозти на открытой диафрагме, конечно, очень маленькая, и позволяет легко отделить фотографируемый объект от заднего плана тогда, когда его нужно. На этой фотографии цветок мальвы прекрасно виден, а сорняки на фоне разобрать невозможно.
Кольцо фокусировки всё же туговато для съёмки быстродвижущихся объектов, таких, как бабочки. Всё время кажется, что промахиваешься, хотя в результате всё получается, но для сохранения нервов всё же лучше использовать «Юпитер-37А» для более спокойных сюжетов.
ниже — фрагмент фотографии с бабочкой в 100%-масштабе.
Фотографировать цветы — одно удовольствие: не приходится подползать к каждому растеньицу в упор.
Для этого объектива также действует правило «хочешь снять объект крупным планом — отойди от него», ведь минимальная дистанция фокусировки — чуть меньше 1,2 м.
Проверить возможности объектива по съёмке против света мне не очень удалось ввиду сплошной облачности, но всё же видно, что контраст меньше, чем при съёмке спиной к солнцу.
Возможности объектива по передаче глубины очень высоки, ведь в один кадр можно уместить и ближний план, и постепенный переход от ближнего плана к очень дальнему: он хорошо «сжимает» перспективу, но при этом угол обзора ещё не слишком мал. Туман усиливает эффект.
Любимый геральдический колодец. На диафрагме 4,8 и удалённые объекты получаются очень чёткими. Кстати, снято почти против солнца, правда, скрытого туманной пеленой.
Хроматические аберрации у этого объектива есть, они розово-бирюзовые и заметны ближе к краям кадра при съемке тонких контрастных объектов, например, ветвей деревьев. Они значительно менее выражены, чем у имеющегося у меня китового объектива «D-Xenon 18-55».
У «Юпитера-37А» удобный для меня диаметр резьбы под светофильтр: 52 мм. у меня есть парочка фильтров для такого, и я провел дополнительные испытания с ними.
Первым стал поляризационный фильтр «DHG Circular P.L.D» фирмы Marumi. DHG расшифровывается как «digital high grade» — «в высокой степени цифровой», что бы это ни значило. что случится, если использовать этот фильтр с плёночным фотоаппаратом — не сообщается.
На фотографии заброшенного сарая видно, что с фильтром можно добиться некоторого ослабления туманного эффекта, а в сером небе даже проявились синие тона. Да и в принципе зелень обрела более сочный цвет, что есть вполне закономерный результат работы поляризационного фильтра.
Фотографировать цветы крупным планом в пасмурную погоду стало заметно сложнее, потому как выдержка даже на открытой диафрагме сразу упала до 1/160.
Вторым испробованным фильтром был «P. 120» фирмы Cokin. Это градиентный нейтральный фильтр прямоугольной формы, не имеющий собственной оправы, то есть просто кусочек стекла. Для его установки используется специальный держатель, вкручивающийся в резьбу для фильтра.
Этот фильтр в пасмурную погоду помог больше, затемнив небо и позволив сфотографировать пейзаж с его участием без превращения всего остального в тёмные силуэты.
Для съёмки этого жука я повернул фильтр так, чтобы он был параллелен линии крыши.
Вечером наступил совершенно марсианский закат: красное солнце садилось среди беспросветного серого неба, и при этом его форма была чётко видна. Мне удалось запечатлеть это зрелище, подняв чувтсвительность всего до ISO 160.
Ещё несколько примеров фотографий с объективом «Юпитер-37А» без фильтров и с ними.
Вывод.
В ходе проведения очередных августовских полевых испытаний объектива «Юпитер-37А 3,5/135» производства Казанского оптико-механического завода, выпущенного в 1981 году, на испытательном полигоне №1 были получены следующие результаты:
1) объектив очень хорошо приспособлен к применению совместно с любыми современными цифровыми и плёночными фотоаппаратами со сменной оптикой, обладая для этого достаточно высокой оптической разрешающей способностью и системой сменных адаптеров системы «А», частично совместимых с выпускаемыми промышленностью сменными адаптерами системы «Т»;
2) при использовании режима подтверждения фокусировки на камере «Pentax K-30» необходима подстройка системы фокусировки (исправление «фронт-фокуса»);
3) достаточно высокое значение относительного отверстия, равное 1/3,5, позволяет успешно применять объектив для съёмок в условиях пасмурного дня на самой низкой доступной чувствительности и в условиях летнего вечера при небольшом повышении чувствительности;
4) объектив позволяет получить чёткие, резкие изображения с малой глубиной резкозти и ровным размытием заднего и переднего плана при съёмке объектов крупным планом (очень хорошо для съемки цветов и портретов), при съёмке же отдалённых объектов лучше закрыть диафрагму, например, до значения 4,8, что не повлияет на характер размытия фона (хорошо для атмосферных пейзажей);
5) хроматические аберрации присутствуют, но достаточно незаметны и подлежат исправлению в графических редакторах, виньетирование также выражено в умеренных пределах;
6) объектив поддерживает применение любых светофильтров, как с собственной оправой диаметром 52 мм, так и требующих держателя.
Начало обзора: Объектив Юпитер-37А 3,5/135 производства КОМЗ. Часть первая, описательная. Август 2013 г.
Другие объективы с близкими значениями фокусного расстояния:
МС Телезенитар 2,8/135 производства «Зенит-техсервис»