Юпитер-37А 3,5/135 производства КОМЗ. Полевые испытания. Август 2013, часть 1.
 


 Somethings / Полевые испытания /
Юпитер-37А 3,5/135 производства КОМЗ. Часть первая, описательная.

Август 2013 года


Шёл серый августовский день, воздух был наполнен крошечными каплями воды, казалось, висевших в воздухе и летевших под действием ветра в разные стороны — обычно прямо в лицо. В этот день, казалось бы, не предвещавший ничего хорошего, я, стоя на перекрёстке двух оживлённых улиц в центре города и будучи одетым явно не по погоде, обрёл свой новый объектив — «Юпитер-37А 3,5/135». Новым он, правда, был только для меня — я купил его по объявлению, за практически символическую сумму.

Моей целью было испробовать новое для меня фокусное расстояние, равное 135 мм: мои прежние объективы были, в основном, либо сильно короче (до 58 мм), либо сильно длиннее (500 мм у «МС ЗМ-5СА»), и мне захотелось объектива с промежуточными характеристиками. Также привлекло значение относительного отверстия 1:3,5.

Объектив имеет лаконичный и минималистичный дизайн: он имеет строгую циллиндрическую форму с практически одинаковой по всей длине шириной. Все надписи и обозначения выполнены скромной белой краской. Единственный красный штрих, который себе позволили дизайнеры, это фокусировочная метка «R» для обладателей инфракрасной плёнки, пример трогательной заботы об приверженцах инфракрасной фотографии.

«Юпитер 37А» — весьма тяжёлый объектив, что кажется удивительным при его относительно миниатюрных размерах. Снаружи он покрыт чёрной краской, но не ровной матовой, как это обычно бывает, а какими-то крупными засохшими брызгами, как будто его красили неисправным пульверизатором. Все эти черты придают ему ощущение какой-то оборонной продукции. Ни одной пластиковой детали объектив, судя по всему, не содержит.

Надёжность этого объектива, согласно отзывам пользователей, очень высока. Именно поэтому я решился на покупку бывшего в употреблении экземпляра.

В сети встречаются изображения оптической схемы объектива, состоящей из 4х линз, 2 из которых обладают весьма внушительной толщиной и склеены между собой.

На моём экземпляре изображён знак качества.

Вокруг передней линзы стильным шрифтом нанесено название объектива, серийный номер и логотип производителя.

«Юпитер» — название серии объективов, 37 — номер модели (раньше выпускался его предшественник, «Юпитер-11» с относительным отверстием 1/4, а также множество других «Юпитеров» с другими фокусными расстояниями), а буква «А» обозначает «Адаптер».

«3,5/135» — соответственно, относительное отверстие и фокусное расстояние.

Судя по серийному номеру, начинающемуся на цифры «81», мой экземпляр был выпущен в далёком 1981 году, и, таким образом, «Юпитер-37А» становится самым старым среди моих объективов.

Логотип производителя принадлежит Казанскому оптико-механическому заводу. Как сообщают, завод ещё в 2000-х годах занимался производством объективов, в том числе и «Юпитера-37», только более современной версии, впрочем, не слишком отличавшейся от старой. Ныне, ко всеобщему сожалению, Казанский завод окончательно перешёл от объективов к биноклям, микроскопам и другой специализированной технике.

Линзы объектива покрыты однослойным просветляющим покрытием (производилась также версия с многослойным, с буквами «МС» в названии), которое за долгие годы частично повредилось.

Задняя часть объектива снабжена штатным заводским адаптером с посадочной резьбой М42 для присоединения к фотоаппарату. В стародавние времена, как сообщают, выпускалась малой партией и версия с байонетом «К», с механизмом «прыгающей диафрагмы» и соответственным образом изменённым корпусом, но теперь её днём с огнём не найдёшь. Зато у этой версии с буквой «А» в названии можно просто поменять штатный адаптер с резьбой М42 на адаптер с любым нужным байонетом, если таковой, конечно, удастся найти. Очень удобно.

Объектив состоит из трёх частей. На передней части — кольцо управления диафрагмой. Работает оно необычным, несколько своеобразным способом. По умолчанию диафрагма закрыта, и кольцо стоит на положении 22. Чтобы поменять значение диафрагмы, нужно надавить на кольцо диафрагм (оно подпружинено) по направлению к фотоаппарату, повернуть кольцо до нужного положения и отпустить. Теперь, чтобы навестись на резкость, можно повернуть кольцо (ненажатое) до положения полностью открытой диафрагмы, выполнить наводку на резкость, а перед фотографированием повернуть кольцо обратно до выбранного положения — дальше оно не повернётся. Кольцо диафрагмы поворачивается плавно, с некоторым усилием — не настолько легко, как кольцо окончательной установки диафрагмы у «Гелиоса 44-2».

Минимальное значение диафрагмы — 3,5, и это очень неплохой показатель для объектива с большим фокусным расстоянием.

Средняя часть, самая длинная, является кольцом фокусировки. Оно вращается с приятной плавностью, немного туговато ближе к «бесконечности» и более свободно на ближних дистанциях. Возможно, это даже сделано специально, ведь в районе «бесконечности» для точной фокусировки нужно вращать кольцо в очень узких пределах. При фокусировке происходит удивительное: средняя часть выдвигается из задней, а передняя — из средней, причём делают они это с разной скоростью. Передняя часть, включая переднюю линзу, при этом не вращаются. При фокусировке на дальние дистанции шкала фокусировки оказывается скрытой корпусом задней части, поэтому в ней прорезано специальное окошко. Минимальная дистанция фокусировки, согласно шкале, равна 1,2 м — не слишком-то близко.

При фокусировке на ближние дистанции вся начинка объектива уезжает куда-то вперёд, открывая глазу внутренности механизма объектива — направляющие и резьбы, смазанные маслом. Масла производитель не пожалел, так что его капельки теперь можно наблюдать на внутренней стороне задней линзы. Они очень мелкие, надеюсь, что не сильно повлияют на качество изображений. Кстати, аналогичное явление я стал наблюдать и у своего «МС Зенитара-К 2,8/16».

Внутри у объектива аж целых 12 лепестков диафрагмы. Это очень много для той цены, по которой сейчас можно купить этот объектив. У многих других объективов по 5-6 лепестков, иногда 8.Чем больше лепестков, тем более однородно размытым будет фон на изображениях, полученных с частично закрытой диафрагмой.

Резьба для светофильтров у объектива имеет диаметр 52 мм. Для меня это была большая радость, ведь у меня есть градиентный и поляризационный фильтры на эту резьбу, да и вообще, это первый случай, когда у моего нового объектива диаметр резьбы под фильтр совпал с таковым у какого-либо из старых.

Пишут, что объектив комплектовался крышками, металлической блендой на резьбе, платсмассовым чехлом и инструкцией. У меня ничего этого нет.

Передо мной стояла задача: использовать этот «Юпитер-37А» со своей камерой «Pentax K-30», которая имеет байонет «К». Можно, конечно, использовать переходник М42-К, но я решил поступить иначе и воспользоваться предусмотренной разработчиком возможностью использовать сменные адаптеры.

Дело в том, что система сменных адаптеров (обычно их называют «сменные хвостовики типа „А”») была разработана советскими проектировщиками путём упрощения уже существовавшей на тот момент системы сменных хвостовиков типа «Т», применявшихся и до сих пор применяющихся на некоторых импортых объективах.

Адаптеры системы «Т» состоят из двух частей — внутренней, которая с помощью экзотической резьбы 42 мм с мелким шагом соединяется с объективом, и внешней, которая крепится на внутренней с помощью 3х винтов, которые просто прижимают внешнюю часть к пазу внутренней, и снабжена нужным байонетом. Такая «двухступенчатая» схема была нужна, чтобы объектив можно было после установки адаптера повернуть шкалами кверху. В системе адаптеров «А» нет внутренней части — на объективах сразу изготавливается паз для установки адаптера с тремя прижимающими винтами. Таким образом, системы адаптеров «А» и «Т» оказываются частично совместимы, геометрические размеры у них одинаковы.

Порывшись в каталогах фотомагазинов, я обнаружил искомое — адаптер «T-mount — Pentax K» корейской фирмы Samyang. Интересно, что в каталоге он располагался не в разделе адаптеров и переходников, где я его ожидал увидеть, а в разделе объективов. Стоит он при этом, как ни странно, почти в 2 раза дешевле, чем простой переходник М42-К.

Берём самую маленькую и узенькую отвёрточку, которую только можно найти, и выкручиваем, но не до конца, чтобы не потерять, 3 винта на корпусе адаптера. Изымаем сердцевину с резьбой 42 мм с мелким шагом, она нам не понадобится.

Теперь адаптер можно установить на объектив системы «А».

Берём не самую маленькую отвёртку и выкручиваем (тоже не до конца) 3 винта на родном адаптере «Юпитера-37А». До меня их, похоже, никто не трогал.

Снимаем старый адаптер, он нам не понадобится.

Теперь на объектив можно установить любой хвостовик-адаптер системы «А» (и «Т» без сердечника тоже).

Надеваем адаптер на объектив и не до конца затягиваем винты.

Поворачиваем адаптер таким образом, чтобы красная точка оказалась напротив указателя фокусировки и затягиваем винты окончательно.

Voila! теперь объектив будет устанавливаться на фотоаппараты с байонетом «К», как родной, чего и требовалось достичь. Системы хвостовиков «А» и «Т» не предполагают передачи каких-либо воздействий от камеры к объективу и обратно, поэтому «Юпитер-37А» будет удобно использовать в режиме приоритета диафрагмы — её можно установить соответствующим кольцом объектива, а выдержку камера подберёт автоматически.

Хозяйке на заметку: в качестве задней крышки для объективов с байонетом «К» отлично подходят обыкновенные пластмассовые крышки от пятилитровых бутылок с питьевой водой. Закрадывается подозрение, что инженеры, разработавшие байонет, специально подогнали его размеры под крышку от бутылки.

Крупный шаг резьбы позволяет накрутить такую крышку, как родную, нужно только срезать острым ножом заусенцы, если таковые имеются.

Такая крышка подходит и к объективам с механизмом «прыгающей» диафрагмы (для примера показан объектив «D-Xenon 18-55»)

После установки нового адаптера «Юпитер-37А» частично утратил свою строгую циллиндрическую форму, так как посадочная площадка байонета «К» больше в диаметре, чем у резьбы М42. Зато теперь он более логично выглядит, будучи установленным на мои «Pentax K-30» и «Samsung GX-1L»

«Юпитер-37А» среди других объективов, третий слева.

Теперь всё готово к проведению полевых испытаний. Результаты испытаний объектива на местности с примерами фотографий — во второй части.

Продолжение обзора: Объектив Юпитер-37А 3,5/135 производства КОМЗ. Часть вторая, испытательная. Август 2013 г.

Другие объективы с близкими значениями фокусного расстояния:

РО504-1 2/130 производства ЛОМО
МС Телезенитар 2,8/135 производства «Зенит-техсервис»

Список использованной литературы

1. Серийные номера / Мемориальный сайт ZENITcamera;

2. Знаки предприятий оптической промышленности СССР / там же;

3. «Юпитер-37А» / Г. Абрамов, Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения;


© 2003—2018 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru