Пятигорск. Путешествия. Август 2017
 


 Somethings / Путешествия / Путешествие в неизведанное /
Пятигорск.

Август 2017 года


Место, где находится Пятигорск, видно издалека. Ещё за многие километры до города становится видна возвышающаяся над степью гора Бештау, вместе с соседней горой Машук похожая очертаниями на древнеегипетские пирамиды. У подножия этих гор и располагается город. Даже имя своё он получил от горы: «Бештау» и переводится с древних языков месных народов как «пять гор».

Вблизи же Пятигорск немало удивляет: на въезде в город словно бы попадаешь на гигантский Таганский ряд в худшие его годы — дороги стоят в мёртвых пробках, потому что вдоль них расположены огромные рынки, привлекающие большое количество как покупателей, так и продавцов, и все — на автомобилях. Круговые перекрёстки, в изобилии настроенные среди торговых рядов, не спасают положение — машин слишком много. Можно избежать часового стояния в пробках, если въехать в город с той стороны, где рынков нет.

Прорвавшись сквозь рынки, от города большого уже и не ожидаешь — а он оказывается однако же вполне милым. Пятигорск — довольно оживлённый стариный городок со всеми аттрибутами городской жизни. В нём нет того ощущения «моногорода», которое присуще Ессентукам, выстроенным вокруг Курортного парка.

Центр города располагается у подножия горы Машук, на вершину которой проложена канатная дорога. На горе распологается естественная обзорная площадка, откуда можно рассмотреть весь город и окрестности, чем я и занялся. Нижняя станция канатной дороги располагается в несколько неожиданном месте, вроде бы в центральной части города, но как-бы на отшибе, посреди небольшого парка, разбитого прямо на склоне горы.

Канатная дорога принадлежит к тому же типу, что и, например, канатка на горе Ай-Петри или старые линии канатных дорог на склонах Эльбруса, то есть на ней есть два вагона, напоминающих крошечный автобус, движущихся в противофазе.

Канатная дорога ведёт почти на самую вершину горы Машук, полная высота которой — чуть больше 993 метров. Не так много по кавказским меркам, но, поскольку в этой части Кавказа нет сплошных горных массивов, виды с неё открываются впечатляющие.

Вагон выгружает пассажиров на верхней станции, устроенной совершенно фантастическим образом: ажурные, с тонкими перилами узкие платформы висят прямо над бездной.

С горы хорошо видно, что Пятигорск — довольно крупный город.

У города несколько «центров». Исторический центр смещён от географического и располагается у самого подножия горы.

Здесь находится главный городской собор, множество пышных старинных общественных зданий и памятников. Видно, что в городе сохранился большой и цельный ансамбль исторической застройки — кварталы, улицы, площади и парки.

Также есть административный центр советских времён. Он оформлен в типичном для 70-х — 80-х стиле функционализм: масштабные здания лаконичной архитектуры, просторные площади, широкие зелёные аллеи.

Здесь особо выделяются гостиница «Интурист» и мэрия.

Сверху можно разглядеть ещё несколько любопытных объектов.

Современная высотка. К счастью, пока в старинном городе есть лишь единичные случаи подобного.

Вокзал. Видна электричка, стоящая у платформы. Электричкой из Пятигорска можно добраться до города Минеральные воды, а также до Кисловодска и Ростова-на-Дону.

Роскошный и старинный Михаило-Архангельский собор оказался затерянным среди цехов какого-то советского завода. Что интересно, соседство с храмом повлияло и на завод: стоящее справа от него здание имеет довольно нетривиальный для промышленной постройки облик.

Тот самый гигантский рынок на въезде в город.

Спальный район.

Кроме самого города, можно рассмотреть окрестности ближние и дальние.

Горы Джуца 1-я и Джуца 2-я.

За ними виднеется и заснеженный Эльбрус.

Гора Лысая

Река Подкумок

Город Ессентуки

Гора Бештау

Гора Змейка

Помимо прекрасных видов, на горе также имеются иные примечательные объекты.

Во-первых, это, конечно, скульптура орла. Орёл, кстати, на канонических изображениях мучает когтями змею, которую в силу композиции и особенностей скульптуры как вида изобразительного искусства обычно плохо видно.

Во-вторых, на вершине горы располагается телебашня. Поскольку Машук — итак достаточно высокая гора, оказалось достаточны построить довольно миниатюрную вышку. Она украшена двумя восьмиугольными платформами и шпилем с многочисленными антеннами.

И в третьих, имеется целая поляна, наполненная указателями расстояний до всевозможных географических объектов.

Направления некоторых стрелок приводят в недоумение. Так, Екатеринбург, по мнению табличек, находится в той же стороне, что и Тверь.

Возле верхней станции канатной дороги, немного ниже по склону, виднеется загадочный обелиск. Оказалось, что это — могила Пастухова, учёного, посвятившего всю жизнь изучению Кавказа. Именно в его честь названа скала Пастухова на Эльбрусе.

Но вскоре на открытой Солнцу макушке горы становится жарко. Спустимся же в город.

Здесь спастись от жары нам поможет минеральный источник.

Да, в Пятигорске, как и в Ессентуках, встречаются павильоны с питьевой минеральной водой. Она так же бесплатна, нужно только заплатить пару рулей за пластиковый стаканчик, если у вас нет своего. В отличие от Ессентуков, павильоны не сосредоточены в парках, а разбросаны по всему центру и обнаруживаются в самых неожиданных местах. В основном это старинные постройки изящного стиля.

В этом, например, вода подаётся через внушительный стеклянный резервуар.

Интересно, что в «дубль-гисе» есть специальный значок для источников минеральной воды в Пятигорске. Но нужно быть внимательным: некоторые из обоначенных источников давно иссякли и представляют лишь исторический интерес, другие же могут оказаться источниками непитьевой воды — так, однажды я, мучимый жаждой, пришёл по совету карты к источнику, в котором люди принимали ножные ванны.

Есть и здания позднесоветских времён. Это, к примеру, двухэтажное: на разных этажах предлагается разная минеральная вода, а на нижнем, к тому же, можно посмотреть на коллекцию старых стеклянных бутылок из-под минералки чуть ли не со всего света, а также на пышный зимний сад.

От источника минеральной воды через санаторий имени Лермонтова я вышел на улицу Лермонтова.

По середине улицы проходит широкая аллея с фонтанами, расположенными каскадом, из которых работал почему-то только один, а по краям улица обрамлена изящными старинными зданиями, утопающими в зелени, возможно, бывшими ранее дачами или особняками.

Здесь не зря такая концентрация Лермонтова в топонимах: на улице сохранился дом Лермонтова. Он выглядит как крошечная хатка с соломенной крышей, стоящая где-то на задворках более презентабельных домов, и это не удивительно: по сути, это был гостевой домик с минимальными удобствами, сдающийся туристам внаём, пообный тем, что и сегодня предлагают своим гостям владельцы участков в приморских городах.

Помимо дома Лермонтова в городе имеется также и место дуэли, на которой он получил смертельную рану. Это место расположено на северо-восточеом краю города, у подножия горы Машук. Здесь ещё до революции установлен памятный обелиск. Вокруг обелиска выстроена ограда из цепей, на углах которой находятся скульптуры грифов жуткого вида, с головами, развёрнутыми назад.

Возле памятника установлена монументальная современная памятная табличка, на которую, в свою очередь, приделали ещё более современную пластиковую табличку. Зачем?

Поворот к памятнику отмечен колоннами. Когда-то это была загородная трасса, ныне же она превратилась в городскую улицу с жилыми кварталами. Особый колорит придаёт провод, предназначенный для электропитания ламп подсветки, который пробросили по воздуху прямо между колонн. Подсветка для колон или колонны для подсветки?

Улица Лермонтова плавно перетекает в площадь Ленина. Сложно сказать, где заканчивается одно и начинается другое. На первый взгляд, вокруг — всё та же аллея с пышной южной растительностью.

Но тут впереди появляется вечный огонь.

А чуть дальше — огромная фигура Ленина, стоящая, кажется, на краю обрыва. Ленин как будто смотрит вниз, на город.

На этом месте к нам подошёл странный человек в расстёгнутой рубашке. Представившись местным поэтом, он стал читать для нас стихотворение, по его словам, его собственного сочетания. Оно было невероятно длинным и посвящено Высоцкому (стихотворение о поэте, да), при этом произведение оказалось несколько черезмерно восторженным, а Высоцкий по ходу повествования начал приобретать всё более отчётливые мессианские черты. Конечно, приятно видеть, что горожане поддерживают литературные традиции со времён Лермонтова. Правда, по окончании декламации поэт вежливо попросил денег.

За Лениным — не обрыв, а лестница. Хорошо, что я пошёл в этом направлении, вниз.

Лестница приводит на нижнюю часть площади, которая выглядит как такая же аллея с фонтанами, разве что фонтаны здесь действуют. Аллея упирается в монументальное здание мэрии. Это и есть новый, советских времён административный центр города.

Перед мэрией проходит выставка фотографий. Вслед за Москвой многие города переняли моду на уличные фотовыставки — с разной степенью успеха, но в Пятигорске выставка очень удачна — здесь представлены роскошные природные пейзажи Кавказа и перекликающиеся с ними пейзажи Крайнего Севера.

Рассмотрев советскую часть города, вернёмся к рассмотрению старого города. Пятигорску с ним очень повезло — старый город здесь большой, цельный и хорошо сохранившийся. У старого Пятигорска есть свой характерный архитектурный стиль — «кирпичный», то есть одна из разновидностей эклектики конца 19-го — начала 20-го века. Этот стиль был довольно популярен в своё время и на Урале, но пятигорский его вариант отличается, во-первых, повышенной декоративностью, а во-вторых, цветом кирпича: здесь он какой-то боле светлый, почти жёлтый. В кирпичном стиле построено множество зданий старого города — как жилых, так и общественных и курортных.

От мэрии по диагональной улочке можно дойти до старого, исторического центра города — площади, ограниченной проспектом Кирова и улицами Соборной и Дзержинского.

Верхняя часть площади называется Лермонтовским сквером и оснащена памятником, конечно, Лермонтову. Интересно, что этот памятник, как и тот, что установлен на месте смерти поэта, старинный и сохранился с конца 19 века.

Также в сквере есть и грот Лермонтова, изначально построенный в том же 19-м веке как парковое украшение без посвящения поэту, но затем переименованный в его честь. Грот стоит в тенистой части сквера, в углу и выглядит каким-то подзаброшенным.

Позади сквера, через дорогу, неожиданно обнаружился католический Преображенский храм. Архитектурой он напоминает среднестатистический классицистический особняк.

Нижняя часть площади называется сквером Толстого. Здесь располагается кафедральный собор, очень похожий на уменьшенную копию храма Христа-Спасителя в Москве. Как и его прообраз, Спасский собор Пятигорска был разрушен в советское время и восстановлен в 2000-е.

Вдоль площади идёт проспект Кирова — главная улица старого города, основная его ось, соединяющая между собой более деловые и урбанистические кварталы западной части с фешенебельными и курортными кварталами на востоке, у подножия горы Машук.

Проспект Кирова почти на всём своём протяжении снабжён роскошным бульваром. На восточной его половине в последнее время появились кафешки, несколько исказившие исторический облик и панорамы этой части города.

Среди современных кафешек есть и старинные: рядом с бульваром стоит удивительное старинное здание кофейни в стиле модерн, с двумя башнями и сплошной лентой балконов по всему второму этажу. Помимо и по сей день действующей кофейни в здании нынче располагается также и небольшая картинная галерея. Вообще, слово «галерея» в Пятигорске не так однозначно, как кажется, а судьба зданий с этим словом в названии оказывается очень неожиданной, в чём мы скоро убедимся.

Старинная кофейня стоит у входа в старинный, аристократически-роскошный парк Цветник. Он не очень большой, поскольку зажат с одной стороны проспектом, а с другой — горами, на склоны которых частично взбирается своими аллеями, но довольно тенистый и приятный.

Тюки сена, которые разбрасывают волонтёры на заднем плане этого кадра с фонтаном, предназначены для планировавшегося этим вечером показа фильмов с какого-то местного фестиваля. Когда я проходил мимо этого места вечером, в назначенный час показ ещё не начался — организаторы не учли, что в это время на улице ещё светло и проэкцию на уличном экране будет просто не видо.

Возле старинной кофейни в парке имеется памятник Сергею Филлипову в образе Кисы Воробьянинова из фильма 12 стульев. Кстати, Провал, за вход в который Остап Бендер собирал плату «чтоб не проваливался», таки провалился — из-за каких-то изменений в структуре горы озеро стало выходить из берегов, и его закрыли для посещения. Провал — это, собственно, действительно провал, то есть карстовая полость, крыша которой в древности обвалилась, образовав нечто вроде глубокой воронки на поверхности склона. На дне — озеро, для удобства обзора которого был построен тоннель от ближайшей улицы. Именно этот тоннель на момент моего посещения города был закрыт — теоретически, можно увидеть озеро и сверху, со склона горы Машук, но надо знать, где начинается соответствующая тропа и потратить немало времени, чтобы по ней дойти до места.

Главное украшение парка Цветник — Лермонтовская галерея. Несморя на название, это не столько музей, сколько концертный зал. Здание выглядит очень необычно — его стены словно состоят из одних огромных матовых витражных окон, чередующихся с не менее огромными арками с ажурными башенками по бокам. На первый взгляд даже не понятно, как и из чего построена галерея, но, подойдя поближе и потрогав стены, можно понять, что она целиком собрана из стекла и металла. Это уникальное металлическое здание было выпущено на петербургском заводе по проекту польского архитектора Хржановского, привезено в разобранном виде в город и собрано на месте, как конструктор в самом начале 20-го века. Родная сестра Лермонтовской галереи, Пушкинская галерея, построенная таким же образом, стоит в соседнем городе Железноводске.

Мне подумалось, что в жаркий летний день внутри такого металлического здания должно быть пекло.

Проспект Кирова упирается в Академическую галерею, которая была, как ни странно, не музеем и даже не концертным зданием, а ванным зданием. Ныне же в ней всем на удивление располагается энтомологический музей.

Перед галереей — обзорная площадка для тех, кто не желает подниматься на гору Машук.

У подножия горы Машук стоит ещё одна галерея — Михайловская. И опять у слова «галерея» в данном случае новый смысл — здесь была галерея источников питьевой воды. Ныне же здесь тоже галерея, только художественная.

В восточной части старого города расположено несколько старинных ванных зданий, что очень характерно для города-курорта. Ермоловские ванны, например, выстроены в «кирпичном стиле» и по прежнему выполняют свою функцию.

Расположенные на самом конце проспекта Пушкинские ванны выглядят какими-то запустевшими. Их некогда величественные парадные подъезды обветшали: стёкла заменены местами фанерой, возле крыльца скопилась опавшая листва.

Вдали, на пригорке, виднеется некое подобие греческой Агоры или римского Форума — приподнятая площадь с фонтаном, окружённая колоннадой и украшенную похожим на дворец зданием Пироговских ванн.

Среди галерей и ванн затерялся небольшой квартал старинных дачных домиков. Они оказались гораздо скромнее, чем в Ессентуках, особенно по сравнению с окружающими их общественными зданиями.

Этот уголок города — один из самых тихих и уютных.

Замыкает дачный квартал роскошный театр Оперетты в стиле модерн. Его огромное здание имеет как-бы два высоких фасада, соединённых малоэтажной частью, за счёт чего достигается эффект стройности, а истинный грузный объём театра как-бы скрадывается.

На самом конце восточной части старого города расположен ещё один старинный парк — Эммануэловский. По большей части он петляет своими аллеями где-то вверху, по склонам гор, спускаясь вниз возле Академической и Михайовской галерей. Высоко на склоне горы можно увидеть один из парковых павильонов — «Эолову Арфу». В старину внутри располагался специальный музыкальный инструмент, предназначенный для извлечения звуков с помощью ветра. До наших дней он не дошёл — сообщают, что ныне он заменён магнитофоном с записью.

На этом фешенебельная часть города заканичвается вместе с самим городом — дальше — несколько санаториев и озеро Провал.

Западная половина старого города, более протяжённая, так же нанизана на главную ось — проспект Кирова, но имеет уже совсем другой характер. В отличие от наполненных негой и роскошью, покоем и расслаблением восточных кварталов, западные — шумные, суетливые, деловые и наполненные повседневной жизнью. Именно в этой половине города находится вокзал и парк развлечений. Историческая архитектура этой части города подчёркивает её характер: пышные галереи, вольно расставленные среди парковых аллей и на склонах, здесь уступают место плотной и чисто городской застройке — жилым домам, лавкам, банкам и доходным домам.

При этом за функциональностью здесь не забыли и о красоте: небольшие здания, украшающие проспект, по-южному богато декорированы.

Проспект, как и в восточной части, украшен бульваром, который, в свою очередь, изуродован киосками. Да, это в какой-то мере отражает «деловой» характер западной части города, но сплошная стена киосков, стоящая по центру главной улицы среди исторической застройки — это уже перебор. Всё вместе очень напоминает улицу Вайнера в нашем городе времён 90-х. Из-за киосков невозможно охватить проспект взглядом — чтобы увидеть застройку на второй его половине, приходится высовываться из-за ларьков. Позорно.

А высосываться есть ради чего: например, именно на заслонённой ларьками половине проспекта стоит Пятигорская грязелечебница. Она несколько уступает своей ессентукской сестре по эффектности, но также прекрасна и величественна и напоминает богатую загородную усадьбу в стиле классицизм.

Дополняет характер города трамвайная линия, проложенная по проспекту. В отличие от восточной части, где трамвай обходит фешенебельные кварталы по большой дуге, чтобы не потревожить покой отдыхающих, здесь он занимает центральное место. Жителям западной половины города некогда прогуливаться в тени — им нужно спешить.

Трамвай Пятигорска — не простой, а узкоколейный. В отличие от аналогичной трамвайной системы в Евпатории здесь нет никакой особой экзотики вроде однопутных линий с разъездами или старинных трамвайных вагонов — пятигорская система предельно прагматична, а узкоколейность лишь добавляет ей изящности, очень хорошо гармонирующей с миниатюрной застройкой старого центра. Здесь используются вагоны моделей Tatra KT4 разных модификаций (часть из которых Пятигорск унаследовал от некоторых немецких городов, променявших их на более новые), а также Tatra T4D и 71-615. Таким образом, Пятигорск — один из немногих городов, где эксплуатируются сочленённые трамвайные вагоны (с «гармошкой») и единственный, где ходят 71-615. Система охватывает большую часть города, исправно и уверенно функционирует и является здесь магистральным видом транспорта.

Tatra KT4:

71-615:

Пятигорск — очень интересный старинный город, образовавшийся ради курорта с минеральными водами, но не остановившийся на этом, а развившийся в небольшой, но бойкий городской центр, сплотивший вокруг себя агломерацию, и сохранивший при этом в целости ансамбль своего исторического центра. Его интересно изучать, раскрывая его особенности, открывая для себя его характер.

Предыдущее место — Ессентуки.

Следующее место — Кисловодск.

© 2003—2018 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru