Мир-1В 2,8/37 производства ВОМЗ. Полевые испытания. Декабрь 2015, часть 2.
 


 Somethings / Полевые испытания /
Объектив Мир-1В 2,8/37 производства ВОМЗ. Часть вторая, испытательная.

Декабрь 2015 года


В первой части приведены история и описание объектива.

Отчёт о проведении полевых испытаний объектива «Мир-1В 2,8/37», выпущенного Вологодским оптико-механическим заводом в 1992 году. Испытания проводились с использованием фотоаппарата «Pentax K-30».

В первый же вечер после приобретения объектива я решил испытать его в деле и отправился для этой цели в центр города, на берега Городского пруда. Пока я достиг оных, окончательно стемнело и разыгралась нешуточная метель. Тем не менее, от задуманного я не отступил, повысив чувствительность до 1600 — 2500 ISO, чтобы выдержка была более-менее приемлема для съёмки с рук, и использовал объектив с открытой диафрагмой.

Судить о качестве изображения как такового в таких условиях сложно, а вот об удобстве обращения — вполне. Объектив оказался достаточно комфортен в работе при условии использования его «голыми руками», а вот в варежках пользоваться им трудно — небольшие размеры и близкое расположение управляющих колец друг к другу приводит к тому, что то и дело при фокусировке сбивается диафрагма. Эта проблема должна быть неактуальна в более тёплое время года.

Отдельное доброе слово в адрес «Мира-1» — за довольно небольшие габариты и вес.

При этом у объектива уже на открытой диафрагме оказалась очень большая и своеобразная глубина резкости: с одной стороны, фотоаппарат выдаёт подтверждение фокусировки на один и тот же объект в большом диапазоне положений кольца фокусировки, что облегчает таковую, с другой — лишь средняя часть этого диапазона соответствует действительно сфокусированному изображению объекта. В результате получается, что нужно сначала грубо навестись на резкость по сигналу подтверждения от фотоаппарата, а затем донавестись точно, пристально вглядываясь в видоискатель. В тёмное время суток это трудно, но всегда можно сделать контрольный кадр и проверить по нему.

Фокусное расстояние довольно удобно для построения композиции. Можно снимать как перспективные виды вдоль улиц и аллей, так и отдельные детали, а если есть пространство для манёвра — то и общие виды объектов и изображения больших открытых пространств. В этом отношении объектив очень схож с «SMC Pentax-DA 1:2.8 40mm XS», при этом обладая чуть большим углом обзора.

Чтобы оценить качество и особенности изображения, даваемого «Миром-1», в последний день декабря я отправился на просторы уральских лесов и оказался на берегах маленькой речушки Светлой. Низкое зимнее солнце окрасилов верхушки деревьев золотом, а ниже лес был погружён в холодные и чистые оттенки свежего снега. Зимний день на Урале красив, но короток, поэтому завершались испытания уже в сумерках. Я использовал значения диафрагмы от 2,8 до 5,6.

«Мир-1» очень чутко и тонко передаёт атмосферу и настроение фотографируемого сюжета, и это чувствовалось ещё на городских снимках, а на лесных стало ещё более заметно.

На открытой диафрагме центр изображения сохраняет резкость, а к краям наблюдается её постепенное и довольно заметное падение (даже с учётом кроп-фактора 1,5). По мере закрывания диафрагмы этот эффект уменьшается, но полностью исчезает лишь за пределами тех значений, которыми я пользовался в этой съёмке, примерно на f/8 — f/11.

Эта особеность придаёт пейзажным фотографиям некоторую мягкость и лёгкий ретроэффект.

Некая мягкость в целом характерна для фотографий, получаемых этим объективом, при этом речь не идёт о недостаточной резкости — этот эффект связан с особенностями глубины резкости «Мира-1»: непосредственно зона резкости не так уж и глубока, но она окружена глубокой зоной «почти резкости», так что не малая часть пейзажа при съёмке на не самых закрытых диафрагмах попадает именно в эту зону «почти резкости» и слегка размывается. Этот эффект можно использовать для создания романтичных, может быть чуть ностальгических пейзажей. Кроме того, объектив очень хорошо и выразительно передаёт объём.

В целом объектив вполне подходит для природных пейзажей — поля зрения вполне достаточно для построения композиций. В какой-то мере подобный угол обзора, не слишком большой, заставляет проявлять больше фантазии и творчества при выборе композиции.

Рассмотрим традиционную подборку фотографий, сделанных на разных значениях диафрагмы.

f/2.8:

f/4:

f/5.6:

f/8:

Видно, что даже на открытой диафрагме и даже при съёмке близкорасположенного объекта очертания леса на фоне оказываются вполне различимы, можно выделить отдельные деревья и части кустарников. При этом сама ветка на переднем плане полностью в зону резко изображаемого пространства не поместилась, только отдельные веточки.

Заодно можно оценить характер фонового размытия. Яркие объекты предстают в виде не слишком крупных кружочков со слегка подчёркнутым краем, при этом близкие к краю кадра кружочки приплюснуты. Кольцевого размытия-закрутки объектив не добавляет, а в целом размытие ровное и достаточно аккуратное.

По мере закрывания диафрагмы контуры леса напротив проступают всё отчётливее, а на f/5.6 практически целиком попадает в зону резкости ветка на переднем плане и одновременно с этим достигается, на мой взгляд, максимум резкости в целом.

Благодаря большому числу лепестков диафрагмы кружки на фоне во всех случаях сохраняют округлую форму и смотрятся аккуратно.

Поскольку в кадры попало заходящее за лес солнце, можно оценить и устойчивость к встречному освещению. Особой неконтрастной «вуали» на снимке не возникло — появились лишь отдельные достаточно крупные блики в правом нижнем углу, то есть на противоположной от источника света стороне кадра.

На открытой диафрагме наблюдается довольно сильное виньетирование. В сочетании с другими особенностями объектива получается результат, напоминающий кадры с объективом «Индустар-50 3,5/50» на открытой диафрагме: кажущееся повышение контраста, выделение центрального объекта на снимке и некую «живописность» результата.

Если прикрыть диафрагму до 4 — 5,6, то виньетирование резко уменьшается, позволяя получать более традиционные фотографии. Подобная возможность «управления эффектами» позволяет при желании использовать виньетирование в качестве художественного приёма.

В небольших количествах присутствуют хроматические аберрации — самые обыкновенные, розово-бирюзовые. Их немного, и они могут быть убраны в графических редакторах даже автоматическими методами.

Цвета передаются хорошо и честно — никаких «лишних» цветовых пятен в фоне, никакого искажения оттенков и насыщенности. При этом в сумрачном зимнем лесу получается обычный для мануальных объективов в такой ситуации холодный оттенок. На большинстве кадров он сохранён, на некоторых баланс белого выровнен по снегу.

В целом кадры не требуют почти никакой обработки. Лишь в некоторых случаях я применял совсем небольшое контрастирование с помощью инструмента «кривые». Это касается и лесных, и городских фотографий из этого обзора.

Минимальная дистанция фокусировки у «Мира-1» составляет целых 70 см, что совершенно исключает всяческую макросъёмку. Всё, на что можно рассчитывать — крупный план для крупных объектов.

Пофотографировав с объективом «Мир-1В 2,8/37», я остался доволен. Его старая оптическая схема не покажет чудес детализации по всему полю снимка, а не самая высокая светосила не позволит заснять объект на идеально однородно размытом фоне, но для пейзажной фотографии с налётом атмосферности, романтичности и художественности он подходит вполне. При этом степень атмосферности и художественности вполне поддаётся регулировке в определённых пределах. Причина его популярности в своё время, должно быть, крылась в сочетании приемлемых оптических качеств с низкой ценой, а теперь он занимает нишу недорогого, но качественного объектива для получения небанальных пейзажей. Конечно, помимо объектива для их получения нужно приложить определённые навыки фотографа.

Теперь несколько дополнительных примеров, а затем — выводы.

Вывод.

В ходе проведения декабрьских полевых испытаний 2015 года испытан объектив «Мир-1В 2,8/37», выпущенный ВОМЗ в 1992 году и получены следующие результаты.

1) Объектив может быть использован с любыми современными цифровыми зеркальными фотоаппаратами при условии использования соответствующего переходника с резьбы М42. Для фотоаппаратов с байонетом К может быть использован только переходник, утапливающийся в байонет.

2) Объектив снабжён только ручной фокусировкой. При использовании объектива функция подтверждения фокусировки работает неточно, требуется проверка правильности.

3) Светосилы 2,8 достаточно для съёмки в сумерках без значительного повышения чувствительности фотоаппарата. При этом глубина резкости достаточна большая уже на открытой диафрагме.

4) Фотографии, получаемые при помощи этого объектива, обладают высокой контрастностью, хорошей цветопередачей и резкостью, хорошо передают атмосферу сюжета и почти не требуют доработки в редакторах. Изображения имеют оригинальный «мягкий» характер, придающий пейзажам нотку романтичности. Фокусное расстояние удобно для использования как в городе, так и на природе.

5) На открытой диафрагме присутствует значительное виньетирование, резко уменьшающееся при частичном закрытии диафрагмы. Виньетирование может быть использовано как художественный эффект. Хроматические аберрации незначительны и могут быть удалены в графических редакторах, в том числе автоматически.

6) Объектив обладает небольшими габаритами и массой, достаточно удобен в обращении, хотя близость друг к другу управляющих колец отрицательно сказывается при работе в варежках. Качество сборки высокое, отсутствуют люфт и следы износа. Рассматриваемый экземпляр объектива относится к новой модификации, выпускавшейся с 1989 года.

7) Объектив поставлялся вместе с футляром, крышка которого одновременно является задней крышкой объектива. Передняя крышка простая неразжимная. Фильтры в комплект не входят, предусмотрена резьба диаметром 49 мм для их установки.

Начало обзора: Мир-1В 2,8/37 производства ВОМЗ. Часть первая, описательная. Декабрь 2015 г.

Другие объективы с близкими значениями фокусного расстояния:
SMC Pentax-DA 1:2.8 40mm XS производства Ricoh,

в том числе с переменным фокусным расстоянием:
Tamron SP AF 28-75mm F/2.8 XR Di LD Aspherical (IF) Macro A09P,
Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:3.5-5.6 18-55mm AL производства фирмы Samsung.


© 2003—2016 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru