Я вышел из дома, и пошёл тайным путём.
Я перешёл через речку, затем через дорогу, прошёл наискосок маленький рынок и углубился в недра жилого квартала, ловко пройдя между советскими пятиэтажками. В дальнем углу квартала передо мной вырос крутой склон и незаметная лесенка, укрытая пышной зеленью, ведущая на вершину. Поднявшись по лестнице, я оказался на другой улице, пройдя по которой немного вправо я вышел к некоему подобию площади перед воротами с проходной. Табличка возле ворот гласит: «Памятник садово-паркового искусства. Охраняется государством». Так я пришёл к парку дома отдыха «Айвазовское».
Дом отдыха образовался в советское время и занял территорию небольшого старинного села, унаследовав его название (впрочем, по другой версии парк высажен на месте виноградник; видимо, на самом деле существовало одноимённое дворянское имение, в составе которого был виноградник). Ныне территория его входит в состав Партенита, и пройти в парк может любой желающий, заплатив за билет. Так я и поступил.
Пройдя за ворота, я чудесным образом переместился из советского Партенита в волшебный и прекрасный райский сад, где среди дорожек, вымощенных настоящей, каменной брусчаткой, работают идиллические фонтаны среди цветущих газонов, густо выложенных поливальными шлангами.
Имеется памятник, собственно, Айвазовскому.
Величественная лестница теоретически должна вести к морю, но проход по ней закрыт — видимо, она перестала удовлетворять местным стандартам невероятной ухоженности и её стало необходимо выложить десятком мозаик.
На верхней площадке лестницы ублажают взор бронзовые ангелочки в компании бронзовых гирлянд из листьев и вазы. Честно, я был в хорошем смысле шокирован убранством этого сада — я не ожидал такого от старого санаторского парка. Все эти роскошества и украшения — новые, парк внезапно решили украсить несколько лет назад.
Если бы не труба местной котельной, то с лестничной площадки открывался бы живописнейший вид на соседний посёлок — Утёс, где на скалистом, удивительной формы мысе Плака среди зелени собственного парка стоит старинный дворец княгини Гагариной. Можно надеяться, что труба котельной надолго здесь не задержится, учитывая общий подход к содержанию парка.
Так как путь вниз был закрыт, я стал искать обход и пошёл вначале по дороге, уходящей вправо. Она привела меня к местной библиотеке.
Здесь, на огороженной лёгкими деревянными оградами площадке перед входом, среди сосен и елей, за отдельную плату показывают образцы растений, выращенных в технике бонсай.
Для пущей восточности из включенного магнитофона доносятся звуки Uttara-Kuru.
Здесь — растения самых разных, иногда неожиданных видов выращены в разных стилях бонсай.
Каждое растение — в изящной плошке, с табличкой, сообщающей латинское и русское названия растения, стиль, возраст и время, проведённое растением в руках садовника. Многие растения, судя по табличке, долгие годы росли где-то в лесах, пока не были найдены и за свою необычную форму и миниатюрность не забраны в плошки.
Мальвы подглядывают через дырку в заборе.
Можно почувствовать себя в микромире.
Маленький сад бонсаи привлекает фотографов, как цветы — пчёл, и они вьются с фотоаппаратами над каждым деревцем, изыскивая удачный кадр.
Деревьям с такими маленькими объёмами корневых систем в знойный летний полдень жарко: их по очереди уносят в подсобный загончик и поливают душем, а на их место приносят тех, кто уже освежился.
Выставка организована очень аккуратно и тактично. Лёгкая ограда из хорошо обработанных досок с продольными бороздками состоит из более плотных секций и более лёгких, сделанных из реек, таким образом не отделяя наглухо площадку от остального парка, что позволяет хотя-бы визуально избавиться от замкнутости выставочного пространства. Из этих же досок построены столь же воздушные полки, на которых выставлены растения.
Довершает красоту небольшой сад камней, устроенный в середине дворика.
Даже чёрная старая плитка на стенах библиотеки обрела своё место в композиции.
В доволь насладившись маленькими деревьями, я пошёл смотреть на большие. Взору предстают идиллические картины. Постояльцы ездят по парку на маленьких электромобилях, они же служат электротранспортом для посетителей — чем-то вроде такси.
Газоны идеальны, а среди них — прекрасные, ухоженные растения.
На этом идеальном газоне мне встретилась девушка. Она сидела на траве, в её наушниках играла любимая музыка, на её руках были перчатки и она неторопливо и тщательно пропалывала газон.
Тротуары вымощены плиткой из натурального камня, кругом скульптуры, булыжники и дворники.
Не обошлось без золотых коней.
Всё цветёт.
Корпуса самого дома отдыха иной раз встречаются в парке, такие же аккуратные и ухоженные, совершенно без признаков пребывания в них постояльцев. Сложно себе представить, каково это — жить среди столь роскошного по крымским меркам парка.
На каждом углу извивающейся по склону дороги — своё зрелище. В кустах, кстати, периодически прячутся белые полусферические светильники.
Опунции.
Пройдя через арку в одном из зданий, я попал в очередной райский ландшафт.
Над берегами лазурного моря, среди стройных кипарисов, мне предлагалось ходить по дорожкам, выложенным настоящей мозаикой, видимо, вручную.
Как и в Воронцовском парке, здесь есть араукария, но в отличие от него, здесь она — свободное дерево, вольно растущее среди бескрайнего, залитого солнцем газона.
На уступе над морем, на вершине колонны — Ника Самофракийская.
Конечно, это копия, видимо, как и другие скульптуры парка. Все они выполнены из странного неопределяемого материала в характерной манере — со скруглением мелких деталей.
Но всё же это место лучше подходит этой скульптуре, чем лестничная площадка в парижском Лувре, где стоит оригинал.
На набережной сооружают какой-то большой навес.
От Ники, наконец, можно насладиться видами Утёса без трубы котельной.
Кругом фонтаны, скульптуры и мозаика. Крым ли это?
По очаровавшим меня мозаичным лесенкам я спустился на набережную. Здесь от счастья расцвела огромная агава, а чтобы её огромное соцветие не упало на головы прохожим, его заботливо подвязали тросиками.
Сад спускается к набережной цветущими террасами.
В тщательно сохранённой естественной сосновой роще — фигуры оленей.
Древняя оливковая роща на дальней стороне парка — наверное, единственное, что осталось от самого села Айвазовского.
Старые деревья перекручены совершенно невозможным образом, но ещё вполне плодоносят.
На берегу стоит Пушкин в компании деревца в горшке. Почему Пушкин?
На задворках парка сохранился реликт.
Контекстная скульптура.
Древние оливы заботливо подпёрты брусками с обёрнутыми тряпкой концами.
Изящную, в греческом стиле, перголу ещё не успели овить лианы.
В беседке только что залили пол: ходить туда пока нельзя.
Для крошечного ручейка построено искуственное русло с булыжниками, оваными мостами и вездесущей скульптурой.
В ручье живут лягушки.
Иногда скульптур столько же, сколько и посетителей.
Может быть, что-то здесь аляповато. Может, здешние скульптуры результат скорее ремесла, чем искусства. Может, не все трубы и шланги спрятаны. Может, всё это показное. Но однозначно: парк дома отдыха «Айвазовское» — самый радостный, счастливый и разноцветный парк во всём Крыму.