В один прекрасный день я отправился в Массандру — городок, расположенный к востоку от Ялты и являющийся её ближайшим пригородом.
Массандра знаменита тремя вещами: винзаводом, парком и дворцом. Винзовод я посчитал скучным, ввиду не очень большой популярности среди меня алкогольных напитков, а после посещения парка дома отдыха «Айвазовское» я понимал, что другим паркам теперь сложно будет меня поразить. Так выбор пал на Массандровский дворец императора Александра Третьего.
Для меня показалось странным, что массандровские парк и дворец находятся в разных местах, но оказалось, что ко дворцу прилагается свой собственный парк.
Дворец строил князь Воронцов, которому, видимо, хотелось иметь по дворцу в каждом городе на подвластных ему территориях, но достроить при жизни не успел. Здание было построено в стиле французских замков позднего средневековья, но отделка не была выполнена. Недострой выкупило государственное ведомство для организации в нём резиденции императора, после чего в ходе реконструкции замок был, в лучших традициях настоящих французских замков, перестроен в соответствии со вкусами французского Возрождения.
Замок действительно выглядит очень аутентично, очень «по-французски»: отделка натуральным камнем, множество изящных украшений, высокие кровли, увенчанные ажурными решётками, всюду колонны и арочки.
Прекрасный прилагавшийся к нему парк ныне, в основном, недоступен для посещения, так как частично оказался на территории резиденции современных правителей Украины — в частности, закрыта часть парка, содержавшая дорогу, подходившую ко дворцу, из-за чего изменилась вся логика парка. Теперь посетители попадают в парк из посёлка, проходя через лужайку, выглядящую так, словно пару лет назад по ней прошло татаро-монгольское иго.
Перед западным фасадом растут два огромных секвойядендрона. Экскурсоводы зовут их по именам.
В наиболее ухоженном состоянии находится часть парка, непосредственно примыкающая ко дворцу.
Здесь находится фонтан в большом искуственном пруду, в котором отражается фасад дворца. Этот фасад решён в непринуждённой манере — с балкончиками, галереями, большими окнами, — с этой стороны здание и выглядит как дворец, нарядный и изящный.
Перед фасадом стоят скульптуры с угрожающими табличками. Хрупкий камень обработали неким веществом, чтобы он не развалился, но ядовитая табличка отравляет взгляд и портит всё впечатление от изящных скульптур. Сама скульптура тоже выглядит утомлённой всеми этими неизящными табличками.
Скульптуры во множестве украшают и фасад: здесь и горгульи, и фавны, и прочие неведомые чудища. К каждой скульптуре прилагается по фонтанчику, но ныне они не работают.
У цветов вьются какие-то особенные местные бабочки, очень похожие на уменьшенных колибри: у них небольшие тёмные крылышки с неясным рисунком, толстые тела и длинные хоботки, которыми они, зависая неподвижно в воздухе, добывают нектар. Сфотографировать их совершенно невозможно.
Другая сторона дворца, которую нынешние посетители наблюдают во вторую очередь, когда-то была лицевой, парадной, и выходила на подъездную дорогу, оканчивающуюся в этом месте небольшой площадью.
Эта сторона солидна и впечатляюща: настоящий замок с башнями и бойницами, высокий цоколь, представительное крыльцо. Словно бы перед нами средневековый замок-резиденция какого-нибуть графа, с многовековой историей, тайнами и призраками.
Подъездная дорога ко дворцу перекрыта запертыми воротами.
Эта лестница напротив входа во дворец ныне упирается в стену. Раньше здесь, видимо, был парадный вход в парк.
Среди штамбовых роз на газоне валяется упавшая некогда декоративная колонна с венчавшей её вазой.
Так и просится к этой площадке перед дворцом брусчатка, но нет — есть только истрескавшийся асфальт да канализационный люк.
При желании можно купить билет, дождаться начала очередной экскурсии и пройти внутрь (без экскурсии не пустят).
При входе дают очень милые тряпичные тапочки. В связи с тем, что фотографировать со вспышкой не разрешается, а без оной мне требовались длительные выдержки, мне приходилось постоянно искать для своего фотоаппарата точки опоры, так что многие мои фотографии сделаны с полочек, плинтусов, подоконников и с пола.
Интерьеры сохранились частично, но вполне достаточно, чтобы составить о них представление.
Особенно хороши во дворце потолки.
Залы и комнаты не страдают излишней роскошью, это не дворец для торжественных приёмов и балов, а скорее богатый дом, оформленный со вкусом и для жизни в нём.
Взгляд от лица мыши на одну из столовых. Декоративные балки на потолке — ещё один пример стилизации под замковую архитектуру, да и общий стиль оформления столовой этому соответствует: массивная деревянная мебель, такие же деревянные панели, покрывающие стену почти до самого верха, но при этом всё покрыто тонкими резными орнаментами и украшениями, не давая посетителям забыть о дворцовой сущности этого места.
Интересно, что «замковые» башенки вполне функциональны: в них, как и положено, находятся винтовые лестницы.
Просты и изящны люстры.
Деревянные панели в интерьерах замка очень популярны.
Из окон открываются виды на лужайку перед парадным входом, ничего другого не видно.
Ещё один мышиный вид. Очень уютно: большой камин, красиво оформленный проём, ведущий к окну, массивный стол и изящное кресло. Стены украшены картинами, изображающими владельцев и их приближённых. Здесь приятно находиться: декоративных элементов в самый раз, они задают стиль и настроение, но не подавляют и не поражают воображение. Здесь хочется сесть у окна и читать книжку.
Парадоксально, но император и его семья никогда не жили в этой своей резиденции. Замок служил скорее административным центром для царских имений, включавших в себя окрестные виноградники с винзаводом и прочее сельское хозяйство. Позднее, ещё в царские времена, замок стал музеем.
На веранде одиноко растёт пальма.
Изящная мебель даже снизу выглядит изящно.
Массандровский замок-дворец, несмотря на свою довольно небогатую историю и закрытость парка, притягивает взгляд и привлекает внимание.
Это — результат работы архитекторов Месмахера и Вегенера, которым удалось воссоздать в крымских предгорьях совершенно несвойственную для этих мест архитектуру старинного французского замка, построенного в эпоху Возрождения, причём сделать это не простым копированием, а создать нечто новое и при этом удивительно гармоничное и выглядящее не надуманно, а совершенно естественно и правильно.
Интересно, что, несмотря на то, что не при Воронцове достраивался дворец, его компоновка, когда одна сторона — парадная и более суровая, а вторая — личная и более изящно-декоративная, повторяет таковую Воронцовского дворца в Алупке. Ныне Массандровский дворец, как музей, является филиалом Воронцовского — такая вот шутка истории.