В первой части приведено описание объектива и способа его установки на современные фотоаппараты.
Отчёт о проведении полевых испытаний объектива «МС МТО-11СА 10/1000», выпущенного Лыткаринским заводом оптического стекла в 1988 году. Испытания проводились с фотоаппаратом Pentax K-30.
Для испытаний этого объектива мне, конечно, было мало просторов своего сада, где я обычно испытываю объективы, и тесных городских улочек, так что я взял его с собой в путешествие и протестировал его в горах Кавказа и других местах.
Перед работой с этим объективом возникают вопросы. Основной из них — как конструкцию из фотоаппарата и МТО-11СА держать в руках? Дело не столько в том, что объектив тяжёлый, сколько в том, что его корпус мешает держать камеру привычным образом. Левой рукой приходится поддерживать сам объектив, а правой — неудобным способом придерживать камеру и нажимать кнопку спуска.
Второй проблемой оказалась фокусировка. Как можно было заметить, обе руки уже заняты, и вращать кольцо фокусировки нечем. А кольцо это таково, что вращать его желательно двумя руками. Так как двух дополнительных рук у фотографа обычно нет, приходится каким-то образом неспеша вращать кольцо фокусировки левой рукой, стараясь при этом не уронить всю конструкцию.
На практике это приводит к трудностям при фокусировке: сложно удержать нужный объект в поле зрения, одновременно вращая кольцо фокусировки. Подтверждение фокусировки на моём фотоаппарате срабатывает редко, только на самых контрастных и ярких объектах, ведь датчики фокусировки камеры просто не расчитаны на работу при такой низкой светосиле.
Описанные недостатки эргономики несколько сглаживаются при использовании штатива ценой снижения оперативности съёмки. С одной стороны, МТО-11СА явно не предполагает скоростной съёмки и расчитан больше на неторопливую работу, с другой — при нужде всё же возможно, вытерпев трудности, сделать нужные кадры и без штатива.
После того, как мне удалось свыкнуться с недостатками эргономики, я по достоинству оценил огромное фокусное расстояние этого объектива. Можно снимать что-то, что проиходит за километры от фотографа так, как будто это что-то находится непосредственно перед ним.
Можно разглядывать в подробностях предметы, которые обычно разглядеть трудно. Например, можно прочитать надпись на этом клеммнике, расположенном на вершине фонарного столба.
Можно рассмотреть подробности строения и номер небольшого самолёта, принадлежащего соседнему аэроклубу.
Неуменьшенный фрагмент приведённого кадра:
Да что там — можно определять, к какой авиакомпании приписаны пассажирские лайнеры, заходящие на посадку, или пересчитать двигатели самолётов, пролетающих на крейсерской высоте и видимых невооружённым взглядом как белые точки!
В Кавказских горах, в окрестностях Красной поляны, приближение осени можно было заметить только при очень внимательном рассмотрении. В лесу расцвели безвременники, а на вершинах гор — осенние крокусы. В остальном же бархатистая зелень лесов была всё так же сочна и ярка. МТО-11СА позволил мне рассмотреть много интересного.
Крошечная деревушка на склонах гор. От точки съёмки до деревушки — 9700 м.
Водопад в долине.
Вертолёт на площадке. Невооружённым взглядом я его даже различить не мог.
Ледники.
Величественные горные пейзажи, которые только в таком приближении предстают во всей своей красе.
В общем, МТО-11СА отлично подходит на роль подзорной трубы, так что его очень интересно брать с собой в какие-нибуть интересные места с хорошим обзором. Хорошо, что на вершины тех гор, куда я его с собой взял, проложена канатная дорога — тащить его в гору на себе вряд-ли доставило бы мне удовольствие.
Вспомнив телескопное происхождение объектива, можно без особого труда заняться астрономическими наблюдениями, например, поразглядывать кратеры на Луне. Есть даже кратер имени Максутова, учёного, разработавшего оптическую схему этого объектива, но он находится на обратной стороне спутника.
Процесс съёмки:
При съёмке с рук, конечно, требуется выставлять довольно-таки короткие выдержки, от 1/640 и короче. Встроенная в камеру система стабилизации помогает слабо, так как не рассчитана на объективы с таким большим фокусным расстоянием (максимальное значение, которое можно выставить в меню, равно 800 мм). Спасает способность современных фотоаппаратов снимать на высоких значениях чувствительности без особой потери в детализации.
Ещё одна особенность, проявляющаяся при съёмке с рук, заключается в том, что возникают сложности с построением композиции в кадре. Малейшее непроизвольное движение рук приводит к тому, что изображение в окуляре «убегает». Для работы с этим объективом нужны поистине снайперские навыки! Штатив в этом случае выручает, и хочется ещё раз подчеркнуть удобство штативных гнёзд, предусмотренных на корпусе самого объектива. При этом даже и на штативе достичь требуемой композиции кадра не так просто: пока вы затягиваете винты шарнирной головки, она слегка смещается. Обычно этого никто не замечает, но в случае с МТО-11СА это нужно учитывать.
При съёмке этим объективом приходится изучать состояние и структуру атмосферы, даже если не собирался этого делать, поскольку большинство сюжетов для МТО-11СА физически расположены на очень большом расстоянии от камеры. Иными словами, этот объектив, как никакой другой, подвержен влиянию прозрачности и температуры воздуха в момент съёмки. В какой-то мере это даже разочаровывает — казалось бы, вот они, безграничные возможности оптики, позволяют заглянуть чуть-ли не за горизонт, но тут появляется коварная атмосфера и портит картину.
Если наблюдается лёгкая дымка, отдалённые объекты оказываются неконтрастными.
Если на улице жарко, воздух колеблется, и дальние виды оказываются искажёнными и размытыми. Так, сложно рассмотреть подробности кораблей из-за испарений над морем.
Всё это — не вина объектива. Нужно просто понимать, что требовать невозможного от него не нужно, он не в состоянии разогнать туман или успокоить горячий воздух. На самом деле даже в идеальный день при попытке снять очень-очень далеко расположенные сюжеты влияние атмосферы проявится в виде снижения контраста — по той же причине, по которой мы, взглянув днём в небеса, не видим звёзд.
Как же тогда оценить качество изображения, получаемого с помощью этого объектива? Только на более-менее близко расположенных объектах, для которых влияние атмосферы незначительно.
Минимальная дистанция фокусировки огромна — целых 8 метров, так что когда я проводил эту часть испытаний в своём саду, мне периодически приходилось покидать его пределы, чтобы запечатлеть растения, в нём произрастающие. Тем не менее с помощью этого объектива вполне можно получть более-менее крупный план. Это даёт теоретические возможности для фотоохоты (теоретические — потому что пока я пытался повернуть кольцо фокусировки — все птички благополучно разлетелись).
Начнём с резкости. МТО-11СА в этом отношении близок к своему младшему брату — МС ЗМ-5СА, то есть как таковые мелкие детали он воспроизводит хорошо — можно, например, рассматривать структуру паутины на цветке и читать номера автомобилей за сотни метров до них, но при этом мелкие детали окружены этаким легкомысленным «романтичным ореолом», смягчением, которое, в общем-то, не ожидаешь получить от такого солидного объектива.
Эффект смягчения у МТО-11 проявляется так же или чуть сильнее, чем у ЗМ-5, и при этом уменьшается с увеличением расстояния до фотографируемого объекта. В любом случае, резкости достаточно для многих случаев, например, для публикации в интернете.
Хоть резкость и не берёт рекордов, она одинакова по всему кадру. При этом стоит заметить, что повторить результаты этого объектива с помощью объективов с меньшим фокусным расстоянием, например, 500 мм, и последующим увеличением кадра в 2 раза, не получится.
В целом характер изображения приятный, отдаёт лёгким «ретро». Цвета яркие и сочные. Невысокий микроконтраст приводит к тому, что некоторые фотографии немного напоминают картины. Баланс белого с этим объективом моя камера часто сдвигает в тёплые тона, кроме совсем дальних объектов, которые принимают холодные тона за счёт атмосферы.
Глубина резкости очень маленькая, так что отделять объекты от фона с помощью МТО-11СА можно запросто, хоть это и не основная его задача. Иногда малая глубина резкости приводит к тому, что часть объекта оказывается не в фокусе, из-за чего может сложиться впечатление, что резкость объектива меньше, чем она есть на самом деле. Яркие объекты на фоне при этом размываются в виде характерных для зеркально-линзовых объективов окружностей или «бубликов». Избавиться от этого эффекта можно, выбирая композицию таким образом, чтобы на фоне не было контрастных объектов. Можно также и обратить этот эффект на пользу выразительности кадра. Фон размывается одинаковым образом по всему кадру — нет ни растягивания «бубликов» к краям, и их закручивания вокруг кадра.
Что интересно, малая глубина резкости проявляется и на очень больших дистанциях — можно запросто ошибиться в фокусировке совсем чуть-чуть, а объект (например, летящий в далеке самолёт) уже окажется вне зоны резко изображаемого пространства и совсем чуть-чуть размоется «бубликами», от чего будет казаться, что объектив не даёт резкого изображения. Так что при фокусировке нужно быть очень внимательным, лучше сделать несколько кадров.
Устойчивость к встречному свету довольно неплоха благодаря встроенной бленде и многослойному просветлению. Можно спокойно фотографировать цветы, освещённые солнцем с обратной стороны, не боясь получить засветку.
Из-за низкого микроконтраста более выигрышными получаются кадры, снятые в солнечную погоду. В пасмурный день мелкие детали на снимках будут сливаться друг с другом сильнее, чем хотелось бы.
Хроматические аберрации отсутствуют совершенно, и это большой плюс.
Виньетирование присутствует, в некоторых случаях оно довольно заметно, но во всех случаях может быть убрано средствами графических редакторов. По степени выраженности оно примерно такое же, как у МС ЗМ-5СА 8/500.
Лучше всего пользоваться МТО-11СА в яркий солнечный день, но современные камеры с их высокой доступной чувствительностью позволяют использовать объектив и в сумерках без штатива ценой некоторой потери детализации.
В целом фотографии с МТО-11СА получаются несколько менее контрастными, чем с традиционными линзовыми объективами. Для современных фотоаппаратов это не проблема — при съёмке в формате RAW контраст легко исправляется в графических редакторах. Следующие два кадра приведены без контрастирования.
МС МТО-11СА — это большой, тяжёлый, неэргономичный объектив с не самой высокой резкостью и микроконтрастом, со своеобразным рисунком размытия, с очень-очень низкой светосилой, со сложностями при работе с крупными планами. Он не блещет ни в чём, кроме своего прямого предназначения — работы на больших и очень больших дальностях. Его способности в этой области уникальны и недостижимы никакими другими средствами, затмевая собою все перечисленные недостатки. Его можно сравнивать только с аналогами, которых было выпущено промышленностью совсем немного, и немногие из них обладают способностью быть установленными на любой фотоаппарат без исключений. Этот объектив — хороший инструмент для очень узкого применения. Но МТО-11СА — это гораздо больше, чем любительский телескоп с адаптером для фотосъёмки. Это полноценный объектив, способный на многое.
Несколько дополнительных примеров фотографий.
Выводы.
В ходе проведения июльских полевых испытаний объектива «МС МТО-11СА 10/1000», выпущенного Лыткаринским заводом оптического стекла в 1988 году, получены следующие результаты.
1. Объектив «МС МТО-11СА 10/1000» может использоваться с любой современной плёночной или цифровой фотокамерой при условии установки на него соответствующего байонетного адаптера систем «А» или «Т». При этом обеспечивается работа в ручном режиме и в режиме приоритета диафрагмы.
2. Предусмотрена только ручная фокусировка, процесс которой осложнён большими размерами и тугим ходом кольца фокусировки, что заметно снижает удобство использования объектива без штатива. Подтверждение фокусировки срабатывает только на ярких и контрастных объектах.
3. Низкая светосила и большое фокусное расстояние приводят к необходимости работы на высоких значениях чувствительности — включая ISO 1000 и более, что требует наличия у фотокамеры соответствующих возможностей, также хорошие результаты даёт использование штатива и тросика. Применение штатива повышает и общее удобство обращения с объективом — съёмка с рук затруднена большими габаритами, массой и формой объектива. Малая глубина резкости требует внимательности при фокусировке.
4. Объектив обладает рекордным фокусным расстоянием, позволяющим получать необычные фотографии очень удалённых предметов, что делает его хорошим инструментом для наблюдения с обзорных площадок, съёмки летательных аппаратов и других сюжетов, доступ к которым с близкого расстояния невозможен, а также для астрофотографии и при должной сноровке — для фотоохоты. Изображения испытывают влияние прозрачности и температуры воздуха, что является недостатком не объектива, а атмосферы планеты Земля.
5. Получаемые фотографии характеризуются неплохой резкостью, но маленьким микроконтрастом и заметным софт-эффектом, при этом отсутствуют хроматические аберрации, присутствует заметное виньетирование, а характер размытия заднего плана типичен для зеркально-линзовых объективов: яркие объекты образуют окружности-«бублики».
6. Объектив снабжён встроенной несъёмной блендой, повышающей защиту от солнечных бликов. Также объектив оборудован резьбой для фильтров диаметром 115 мм, что затрудняет использование таковых. В комплект поставки входят три фильтра, у меня отсутствующие. На корпусе объектива предусмотрены места для установки его на штатив в ландшафтной и портретной ориентации, с двумя гнёздами разного диаметра каждое, их следует применять при съёмке со штатива вместо гнезда фотоаппарата.
Начало обзора: МС МТО-11СА 10/1000 производства ЛЗОС. Часть первая, описательная.
Другие объективы производства Лыткаринского завода оптического стекла:
МС ЗМ-5СА 8/500.