Sigma 10-20mm F4-5.6 EX DC. Полевые испытания. Июль 2014, часть 2.
 


 Somethings / Полевые испытания /
Sigma 10-20mm F4-5.6 EX DC. Часть вторая, испытательная.

Июль 2014 года


В первой части — описание объектива.

Отчёт о проведении полевых испытаний объектива Sigma 10-20mm F4-5.6 EX DC, выпущенного примерно в 2006 году. Объектив испытывался с фотокамерой "Pentax K-30", также оценён опыт его эксплуатации совместно с камерой "Samsung GX-1L".

Это был один из последних тёплых, даже жарких выходных перед тем, как на Урал пришли нынешние неиюльские холода. Солнце успевало ещё согревать землю, но перистые облака в вышине уже предрекали наступающее ненастье. Тем не менее я успел провести испытания сверхширокоугольного зум-объектива Sigma 10-20mm F4-5.6 EX DC на территории своего сада и расположенного неподалёку села Черноусово.

Объектив оказался достаточно удобен в работе: кольцо фокусных расстояний расположено в легкодоступном месте и без труда находится на ощупь. Комфорта добавляет поддержка автоматической фокусировки и управление диафрагмой через фотоаппарат. А вот ручная фокусировка оказалась не столь удобной: при вращении кольца фокусировки в видоискателе мало что меняется в силу повышенной широкоугольности объектива, так что фокусироваться вручную удобно можно, как мне показалось, только в режиме "Live view" со включенным увеличением. Неудобно и пользоваться поляризационным фильтром при надетой бленде — из-за отсутствия в бленде окошка для доступа к фильтру.

Что касается собственно фотографии, то первой бросается в глаза, конечно, особая широкоугольность этой "Сигмы". Объектив разработан как специальный широкоугольник для камер с кроп-фактором 1,5, что потребовало очень маленьких фокусных расстояний. На широкоугольном положении в кадр можно поместить едва ли не больше, чем видит невооружённый взгляд человека с учётом периферийного зрения. Это очень удобно для съёмки масштабных пейзажей, архитектуры на узких городских улочках и интерьеров.

В случае же, когда нет необходимости в столь широком охвате, можно увеличить фокусное расстояние и объектив станет простым широкоугольником.

Ниже — несколько кадров с одной точки, но с разными фокусными расстояниями.

10 мм:

14 мм:

20 мм:

На широкоугольном положении вовсю проявляются геометрические искажения перспективы. Всё, что попадает на края кадра, и особенно в углы, растягивается до безобразия. Если держать объектив не параллельно земле, то здание или человек на кадре будет казаться "падающим" в ту или иную сторону. В отличие от объективов — "фишаев", этот объектив сохраняет прямые линии на кадре прямыми (или почти прямыми), что и приводит к такому эффекту.

Можно подобрать такие ракурсы, чтобы объект съёмки казался неправдоподобно вытянутым.

Конечно, на "узкоугольном" (если этот термин можно применить здесь) положении эти эффекты выражены не в такой степени.

Глубина резкости объектива даже на открытой диафрагме очень большая. Сама же открытая диафрагма — разная на разных значениях фокусного расстояния: от F/4 на 10 мм до F/5.6 на 20 мм.

Размыть задний план хоть сколько-нибуть можно лишь если снимать объект с минимального расстояния, которое у этого объектива, кстати, равно 24 см. Даже в этом случае можно без труда определить, что находится на заднем плане.

Размытие заднего плана, боке, состоит из маленьких кружочков с достаточно чёткой каймой, что приводит к тому, что тонкие объекты на фоне кажутся двоящимися. На широкоугольном положении заметно также, что кружочки на краях кадра вытянуты по направлению к углам.

При закрывании диафрагмы глубина резкости увеличивается, кружочки размытия на фоне, которые по идее должны повторять форму шестилепестковой диафрагмы, становятся настолько маленькими, что различить их невозможно.

Для желающих — несколько кадров с одним и тем же сюжетом на разных диафрагмах. Видно, что глубина резкости не слишком сильно различается на разных значениях. Большая глубина резкости полезна для пейзажей. Все кадры сделаны на фокусном расстоянии 10 мм.

f/4:

f/5:

f/8:

Резкость у объектива хорошая, но не максимальная. Для большинства обычных применений её будет вполне достаточно — можно разглядывать тонкие провода на большом расстоянии, но если рассмотреть фрагмент фотографии в 100%-м масштабе, то видно, что в этом отношении объективу есть куда стремиться. При этом наибольшая резкость наблюдается в центре кадра, к краям она заметно падает, и этот эффект в большей степени проявляется при фокусном расстоянии 10 мм. Ниже приведён кадр на открытой диафрагме и его фрагмент в 100%-м масштабе.

Диафрагма не очень сильно влияет на резкость в целом, но если её прикрыть, то можно несколько улучшить ситуацию на краях кадра.

В целом объектив лучше прорабатывает контрастные мелкие детали, а вот малоконтрастные как-бы сливаются друг с другом. Поэтому с его помощью лучше получаются фотографии архитектуры, где провода, оконные рамы и швы между кирпичами будут хорошо прорисованы, а вот природные пейзажи с обилием однотонной травы или листвы получаются на мой вкус менее выразительно. С другой стороны, всё зависит от выбора сюжета, ракурса и освещения.

Из-за большого угла зрения возникает дополнительная проблема: в кадр попадают очень разные по яркости области, например, яркое небо и тенистая роща. Это требует от фотоаппарата большого динамического диапазона, который у современных фотоаппаратов пока не дотягивает до такового у человеческого глаза. С этой проблемой поможет справиться градиентный или поляризационный фильтр. Последний оказался в моём распоряжении, все фотографии из села Черноусово сделаны с его участием.

У объектива есть заметное виньетирование. Его можно легко убрать в графических редакторах, если оно, конечно, не входит в художественный замысел. Кстати, в новой версии программы CameraRAW я обнаружил встроенный профиль для коррекции снимков с этого объектива. Вот пример фотографии в исходном виде и после применения автоматической коррекции. (В этом обзоре виньетирование исправлено только на кадрах из крымских путешествий)

Хроматические аберрации присутствуют в виде сине-жёлтых и красно-зелёных каёмок у контрастных объектов на краях кадра. Их можно удалить в фоторедакторах, в том числе в автоматическом режиме.

Я обнаружил, что моему фотоаппарату сложно фокусироваться с этим объективом. Возможно, имеет место "бэк-фокус", т. е. систематическая ошибка фокусировки со сдвигом фокуса чуть дальше, чем он должен быть. Если бы я исправил его с помощью предусмотренной в моей камере корректировки, то возможно я бы получил лучшие результаты, но во время съёмки я даже не заметил, что что-то идёт не так. На экране фотоаппарата ошибка фокусировки была незаметна, и я увидел её только дома при обработке снимков.

"Сигма" 10-20 мм показала себя хорошо и при съёмке против света: контраст нисколько не падает, разве что чуть тусклее становятся цвета. При этом из-за того, что в кадр попадает если не само Солнце, то яркое засвеченное небо возле него, всё остальное может оказаться тёмноватым — автоматика камеры, пытаясь подстроиться под яркие области, недодерживает тёмные.

На мой вкус, пейзажи у этого объектива лучше получаются в солнечную погоду.

Sigma 10-20mm F4-5.6 EX DC — хороший пейзажный широкоугольный объектив, дающий действительно широкий угол на камерах с кроп-фактором 1,5. Он отлично подходит для городских пейзажей, а при должной сноровке годится и для природных, очень неплох для интерьеров, а также он подходит для необычных ракурсов и нестандартного видения, для любителей взглянуть на привычное под новым углом. Качество изображения — на уровне, достаточном для любительской фотографии: высокая контрастность, хорошая цветопередача, резкость и стойкость к контровому свету. Объектив удобен и приятен в работе, а качество его изготовления — на высшем уровне: не зря он относится к "привелегированной" серии объективов Sigma EX.

Вывод.

В ходе проведения очередных, 13-х, июльских полевых испытаний объектива "Sigma 10-20mm F4-5.6 EX DC", выпущенного в 2007 году, получены следующие результаты:

1) объектив предназначен для применения только с цифровыми фотоаппаратами с кроп-фактором матрицы, равным 1,5 и более, а также с возможностью управления диафрагмой с камеры. Выпускаются версии этого объектива для камер с байонетом К и для камер фирмы Sony, а для Nicon и Canon выпускается аналогичный объектив "Sigma 10-20mm F4-5.6 EX DC HSM" со встроенным фокусировочным мотором и слегка отличающимся корпусом;

2) объектив — автофокусный, с механическим приводом; байонет содержит электрические контакты и обеспечивает обмен необходимой информацией для функционирования всех автоматических режимов фотокамер;

3) несмотря на то, что объектив не отличается высокой светосилой и она изменяется в зависимости от фокусного расстояния, он вполне может применяться в недостаточных условиях освещения без значительного увеличения чувствительности благодаря очень маленьким значениям фокусного расстояния;

4) объектив позволяет получить качественные, яркие и контрастные фотографии с большой глубиной резкости и оптимизирован для создания пейзажей, особенно городских, однако может использоваться и для творческих фотоэкспериментов благодаря экстремальным значениям фокусного расстояния;

5) виньетирование и хроматические аберрации, получающиеся при использовании этого объектива, заметны на снимках, но могут быть полностью удалены программами обработки, в том числе автоматически;

6) объектив удобен и приятен в обращении, особенно хочется отметить высокое качество сборки и приятное на ощупь покрытие корпуса, а также полностью внутреннюю фокусировку;

7) в комплект поставки объектива входит байонетная бленда, разжимная передняя крышка и байонетная задняя. Для фильтров предусмотрена резьба диаметром 77 мм, но они должны иметь тонкую оправу.


© 2003—2014 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru