D-Xenon 1:3.5-5.6 18-55mm AL фирмы Samsung. Полевые испытания. Июнь 2014, часть 2.
 


 Somethings / Полевые испытания /
Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:3.5-5.6 18-55mm AL производства фирмы Samsung. Часть вторая, испытательная.

Июнь 2014 года


В первой части — описание объектива.

Отчёт о проведении полевых испытаний объектива Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:3.5-5.6 18-55mm AL производства фирмы Samsung, выпущенного примерно в 2005 году. В ходе проведения испытаний объектив был присоединён к фотоаппарату "Pentax K-30", также в отчёте отражён опыт использования объектива с камерой "Samsung GX-1L".

В солнечный воскресный день я прибыл в сад, чтобы восполнить образовавшийся в моей рубрике "полевые испытания" нелепый пробел — без обзора до сих пор оставался самый первый мой объектив, китовый D-Xenon 18-55. Часто можно встретить суждения о том, что китовый объектив — не более чем обучающее пособие для начинающих фотолюбителей, которое по накоплении определённого опыта надлежит заменить на что-нибуть получше или подороже, а то и вовсе бывает пишут, что это такая функциональная заглушка для байонета камеры. Что ж, на мой взгляд, D-Xenon 18-55 способен на большее.

Диапазон фокусных расстояний этого объектива, предназначенного только для применения на фотоаппаратах с кроп-фактором 1,5, соответствует 27-82,5 мм, то есть от умеренно широкоугольного до короткого теле. Логично, что производитель стремился достичь некоторой универсальности при создании объектива, прилагающегося к фотоаппарату. Широкоугольное положение (18 мм):

Среднее положение (38 мм):

Длиннофокусное положение (55 мм):

Эти три кадра сняты на открытой диафрагме. Светосила объектива непостоянна и зависит от фокусного расстояния, поэтому на 18 мм камера отображает значение 3,5, на 38 мм — 4,5, и на 55 мм — 5,6. Не самый высокий результат: в условиях плохой освещённости, например, в сумерках, получается использовать только 18-миллиметровое положение кольца фокусных расстояний, и то выдержка получается длинноватой даже на открытой диафрагме. В целом объектив требует хорошего освещения, желательно — солнечного дня, или штатива, или повышения ISO.

Следующий кадр у меня получился не с первой попытки: выдержка составила 1/40 с при эквивалентном фокусном рассотянии в 49 мм.

С такой светосилой слишком-то объект от фона не поотделяешь, хотя в некоторых случаях это получается. При съёмке крупным планом и последующем разглядывании результата в максимальном увеличении заметно, что на открытой диафрагме резкость далеко не идеальна: иногда вокруг чётких краёв возникают небольшие ореолы, иногда создаётся впечатление, что мелкие детали двоятся, будто есть шевелёнка, когда её точно нет. С другой стороны, при масштабировании до размеров экрана (и тем более до размеров иллюстраций, приведённых здесь) все эти тонкости перестают бросаться в глаза и фотография оказывается вполне нормальной в этом отношении.

Размытие заднего плана при открытой диафрагме довольно ровное, но не очень сильное — во многих случаях можно угадать очертания. Яркие точечные объекты, блики, просветы в листве и тому подобное получаются в виде кружочков, ближе к краю кадра приплюснутых, с неярко выделенными краями. Размер кружочков зависит от выбранного фокусного расстояния, но в целом они небольшие. Радиального размытия не видно.

Чёткость контуров одинакова или почти одинакова по всему кадру даже на открытых диафрагмах.

Для любителей — один и тот же сюжет, снятый на 18-и миллиметрах с разными значениями диафрагмы.

f/3.5:

f/5.6:

f/8:

f/13:

Как и следовало ожидать, повышается глубина резкости — на открытой диафрагме в фокусе были только ближние концы веток, на f/8 зона резкости распространилась на все ветки, а на f/13 она почти достигла лежащей на фоне стеклянной двери. Деревья на фоне хоть и становились всё более различимы, окончательно в зону резкости на рассматриваемых значениях диафрагмы они не вошли.

Теперь — аналогичный эксперимент, только с фокусными расстояниями.

18 мм:

31 мм:

55 мм:

Все три кадра — на открытой диафрагме. Заодно можно оценить стойкость к встречному свету: солнце светило хоть и не прямо в объектив, но находилось напротив и выше. Конечно, помогает и бленда, но всё равно объектив вполне справляется, кадры получаются контрастными и яркими.

Минимальная дистанция фокусировки — 25 см, она ни от чего не зависит и сногсшибательного макро получить не позволит, но достаточно крупный план, чтобы разглядеть не очень большие предметы — вполне.

С прикрытой диафрагмой блики на фоне обретают шестиугольные очертания — по числу лепестков диафрагмы. При этом ближе к середине блики получаются правильной формы, а вот к краям деформируются в неведомые фигурки-чешуинки.

Но это всё — не самые выигрышные черты объектива. То, в чём он действительно вполне хорош — это пейзажи.

Диафрагмы f/5 — f/8 позволяют получить отличный результат — с хорошей проработкой мелких деталей, большой (по желанию) глубиной резкости, хорошей цветопередачей, хорошей стойкостью к встречному свету.

При этом картинка не становится плоской, различие между объектом в фокусе и на фоне сохраняется.

Достаточно широкий угол позволяет снимать и в интерьерах — при условии соответствующего освещения.

Особо удаются архитектура и городские пейзажи.

Для ночной съёмки со штатива на длинных выдержках объектив подходит отлично: на диафрагмах от f/8 при должной фокусировке получаются чёткие, яркие, детальные снимки, с хорошо проработанными точечными источниками света, которые обращаются в шестилучевые звёздочки.

У объектива на редкость заметное виньетирование, которое, впрочем, можно удалить в графических редакторах.

Заметны и хроматические аберрации, возникающие почти на всех кадрах — комбинация жёлто-синих и розово-зелёных с подавляющим преобладанием последних. К счастью, они имеют небольшие размеры и поэтому легко убираются средствами графического редактора.

На мой взгляд, D-Xenon 18-55 — отличный объектив для прогулок по городу и для вылазок на природу с целью полюбоваться видами и пейзажами, особенно во время путешествий, когда упор делается на видовые фотографии, но при необходимости можно и портрет заснять, и какую-то деталь крупным планом без особых потерь в качестве. Он удобен своим диапазоном (хотя придирчивым любителям хотелось бы большей длиннофокусности при сохранении широкоугольного положения), поддержкой автофокуса, полноценным обменом с фотокамерой, обеспечивающим хорошую цветопередачу и автоматическое управление. Компактные размеры, малый вес и удобная бленда добавляют плюсов.

Конечно, есть и недостатки — маленькая и непостоянная светосила, виньетирование, хроматические аберрации, чуть ухудшенные характеристики на открытой диафрагме и некрасивое размытие фона на прикрытой. Отсутствие кольца диафрагм может стать проблемой для тех, у кого неисправны органы её управления на фотоаппарате.

Теперь — ещё примеры фотографий.

Вывод.

В ходе проведения июньских полевых испытаний объектива "Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:3.5-5.6 18-55mm AL", выпущенного примерно в 2005 году фирмой Samsung, были получены следующие результаты:

1) объектив может успешно использоваться только с современными цифровыми фотоаппаратами с байонетом K и кроп-фактором 1,5, обладая полнофункциональным байонетом с электрическими контактами, и требует управления диафрагмой с фотоаппарата;

2) объектив поддерживает автофокусировку (есть механический привод) и обеспечивает полный обмен информации с фотоаппаратом, позволяя использование всех автоматических и полуавоматических режимов;

3) светосила объектива невысока и меняется при изменении фокусного расстояния, что требует при съёмке хорошего освещения;

4) с помощью объектива можно получить хорошие, резкие и яркие фотографии, но круг жанров ограничен: лучше всего получаются пейзажи и архитектура. Тем не менее, объектив достаточно универсален, чтобы его можно было применять при необходимости и для других жанров, например, во время путешествий и прогулок.

5) на снимках присутствуют виньетирование и хроматические аберрации — и то, и другое можно убрать в графических редакторах;

6) объектив обладает малыми габаритами, лёгок, удобен в обращении, при этом имеется небольшой люфт управляющих колец, ни на что не влияющий;

7) объектив входил в комплект поставки фотоаппарата "Samsung GX-10", а в комплектацию объектива, в свою очередь, входят крышки (в том числе удобная разжимная передняя) и удобная байонетная бленда с закрываемым крышкой окном для управления поляризационным фильтром. Резьба для фильтров — распространенного диаметра 52 мм.


© 2003—2014 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru