Гелиос 40-2 1,5/85 Красногорского завода. Полевые испытания. Ноябрь 2013, часть 2.
 


 Somethings / Полевые испытания /
Гелиос 40-2 1,5/85 Красногорского завода. Часть вторая, испытательная.

Ноябрь 2013 года


В первой части - описание объектива и история его покупки.

Отчёт о проведении полевых испытаний объектива "Гелиос 40-2" производства Красногорского механического завода, выпущенного в 2013 году. В ходе проведения испытаний объектив использовался совместно с цифровым фотоаппаратом "Pentax K-30".

В связи с закрытием на зиму моего основного испытательного полигона (то есть сада) испытания проводились в городских парках и лесопарках, а также проводились дополнительные лабораторные опыты на кухне.

Ноябрь на Урале - может быть, не лучшее время для испытания объективов, особенно в тёмном лесу, но светосильный "Гелиос 40-2" без всяких проблем позволил мне снимать на комфортных выдержках всё, что угодно.

Все снимки сделаны при диафрагмах 1,5, 2 или 4.

Глубина резкости на открытых диафрагмах очень мала, что позволяет эффектно и эффективно отделять ближний план от среднего, или средний от дальнего, или вообще что угодно от чего угодно.

Среди сосновых веточек проявилась одна из особенностей этого объектива (характерная и вообще для объективов марки "Гелиос") - специфическое "круговое" размытие заднего плана изображения. Ярче всего этот эффект проявляется при наличии на заднем плане ярких источников света, в роли которых в данном случае выступили промежутки между сосновых веток - каждый источник на фотографии образует вытянутый овал с заострёнными концами и яркой окантовкой, и чем ближе такой овал к краю кадра - тем он более узкий. Все овалы выстроены своими осями вдоль окружностей с центром в середине кадра. Это яркий и запоминающийся эффект, аналогичный я наблюдал у "Гелиоса 44-2". Если источников света нет - размытие фона получится просто в той или иной степени круговым.

Очень плавный переход от нерезкого к резкому позволяет довольно выразительно передавать перспективу. Размытие зоны вне фокуса у этого объектива очень сильное и необычное, я такого прежде не наблюдал.

При плохом освещении (а другого у меня не было в распоряжении) снимки могут получиться неконтрастными. Для примера приведу кадр исходный и кадр отконтрастированный. Все остальные фотографии в этом отчёте - отконтрастированы (с помощью кривых в программе CameraRAW), т.к. я считаю, что при использовании фотокамеры, поддерживающей съёмку в формате "Raw", пренебрегать возможностями по корректировке снимков, им предоставляемыми, не следует. В зимнем тенистом лесу, кроме того, всё получается голубым. Баланс белого я в некоторых случаях корректировал по снегу. Должно быть, в яркий солнечный летний день таких проблем не возникло бы (хотя кто знает, может возникли бы другие).

Фотографии, полученные этим старомодным объективом, разработанным в далёких 50-х, неизменно получаются в ярко выраженном стиле "ретро", в них есть что-то от старых открыток, на которых мир всегда кажется каким-то немножко нереальным. Так и кажется, будто эти кадры сделаны этаким деревянным ящиком на треноге, с черной тряпочкой сзади и вручную открываемой передней линзе. Хотя они всё-таки цветные.

С хроматическими аберрациями здесь всё не так просто: классических розово-зелёных или сине-жёлтых контуров контрастных объектов вроде-бы не наблюдается, зато при открытой диафрагме тонкие веточки на светлом фоне могут целиком стать розовыми или зелёными. Видимо, это некий крайний случай хроматических аберраций, но он в основном исчезает при закрытии диафрагмы уже на 2.0. Конечно, исправить такие цветные веточки стандартнымы средствами борьбы с хроматическими аберрациями, предусмотренными в графических редакторах, не получится. При этом объектив ухитряется раздобыть целую гамму цветов в сером осеннем лесу, которые проявляются где-то в зоне размытия, на границе пятен от источников света, и иногда цвета эти в оригинале отсутствовали. Видимо, это связано с тем, что в годы его разработки фотолюбители, в основном, использовали чёрно-белую плёнку, и проблемы цветных веточек и бирюзовых кромок никого особо не волновали.

Со светосилой "Гелиоса 40" можно поймать мгновение даже при плохом освещении.

Другое дело, что для этого придётся изрядно потрудиться. Автофокус в 50-х ещё не изобрели, а теперь в такую тяжёлую механику его уже и не встроишь, так что при съёмке быстрых зверей, таких, как эта белка, приходится стремительно вращать отчаянно сопротивляющееся кольцо фокусировки. Будет много неудачных кадров, но примерно пятая часть кадров с белкой удались. Подтверждение фокусировки в камере хоть и срабатывает - толку от него мало, при таком освещении и светосиле оно даёт лишь приблизительную оценку. С помощью подтверждения можно быстро навестись грубо, а потом нужно медленным движением и острым глазом подстроить фокусировку точно.

Проведём испытания на чёткость при открытой диафрагме. Видно, что даже при точной фокусировке вокруг казалось бы чётких границ контрастных объектов появляется лёгкая "дымка".

Стоит только закрыть диафрагму всего лишь до значения 2.0, как "дымка" исчезает и снимок становится чётким без оговорок.

Многие снимают на "Гелиос 40-2" и его предшественника "Гелиос 40" портреты. Я же всем портретам предпочитаю конные.

Глубина резкости неохотно зависит от выбранного значения диафрагмы. Я сделал эти два кадра при значениях 1,5 и 4 соответственно, и разница получилась не очень большая, хотя, конечно, тут может быть оптический обман из-за того, что снимаемый объект почти перпендикулярен плоскости кадра.

С диафрагмой 2 и более закрытой уже вполне можно использовать "Гелиос 40-2" как светосильный телеобъектив (всё-таки 85 мм фокусного расстояния) для съёмки пейзажей. Ближний план при этом получается вмеру размытым, но воспринимаемым, а дальний, на котором я сфокусировался, получился чётким почти по всей длине кадра. На таких дальностях фокусироваться, кстати, довольно трудно - малейший поворот кольца фокусировки сбивает фокус на десятки метров. Надо полагать, что ситуация исправится, если использовать более закрытые диафрагмы.

100%-го масштаба фрагмент предыдущего кадра:

На открытой диафрагме лучше снимать близко расположенные объекты. Сочетание ретро-стиля, малой глубины резкости и особенного размытия заднего плана позволяет получить в этом случае интересный результат. Кстати, ближний план, если он не в фокусе, размывается очень ровно, без каких либо радиально-кольцевых эффектов.

Виньетирование не слишком большое и быстро пропадает по мере закрытия диафрагмы.

Попробовал я "Гелиос 40-2" и в сумерках. В таких условиях без штатива приходится снимать, конечно, только на открытой диафрагме.

Несмотря на усилившиеся до безобразия "ретро-эффекты" большая светосила "Гелиоса" позволяет снимать и в сумерках с рук, в некоторых случаях даже на ISO 100, если уж очень припрёт. В своё время его для этого, наверное, и придумали, хотя сейчас уже изобрели и более подходящие для такого случая объективы.

Можно снимать и при искуственном освещении, тут поможет встроенная в камеру система стабилизации.

При съёмке на открытой диафрагме сфокусироваться возможно только на объектах, размещённых в центре кадра - всё, что по краям, будет так или иначе размыто.

Я попробовал поснимать цветы дома, под светом имевшихся в комнате люстры и ламп.

Это было на открытой диафрагме, а вот снимок на диафрагме 2. Блик на фоне стал зубчатым, почти как диск для пилы.

Ещё несколько примеров фотографий с "Гелиоса 40-2"

Вывод.

В ходе проведения очередных ноябрьских полевых испытаний объектива "Гелиос 40-2" 1,5/85 производства Красногорского механического завода, выпущенного в 2013 году, в парках и лесопарках города, а также лабораторных испытаний дома, были получены следующие результаты:

1) объектив пригоден для использования с современными цифровыми и плёночными фотоаппаратами со сменной оптикой, обладая для этого достаточной разрешающей способностью, при условии выбора версии объектива с требуемым байонетом (Nikon или Canon) или при условии использования подходящего переходника с резьбы М42;

2) при использовании режима подтверждения фокусировки на камере "Pentax K-30" необходимо осуществлять фокусировку в два этапа: вначале наведение выполняется грубо по сигналу системы, затем подстраиватеся точно на глаз;

3) очень высокая светосила f1.5 позволяет успешно применять объектив для съёмок в условиях весьма пониженной освещённости без необходимости поднимать чувствительность, особенно с применением системы стабилизации, встроенной в камеру. Также высокая светосила позволяет достичь очень маленькой глубины резкости при съёмке натюрмортов, небольших объектов, портретов, а также позволяет передать перспективу при съёмке пейзажей (при съёмке которых лучше диафрагму закрыть хотя бы до 2);

4) объектив позволяет получить изображения с ярко-выраженной "ретро" стилистикой, обусловленной рядом характерных для этой модели особенностей построения изображения, таких как лёгкая, едва заметная "дымка" вокруг контрастных деталей на открытой диафрагме, круговое размытие заднего плана, специфические хроматические аберрации, пониженные контраст и чёткость на краях кадра. Эти особенности позволяют наиболее эффективно применять данный объектив в художественной, творческой фотографии, в создании атмосферных фотоснимков и в фотоэкспериментах. В повседневной съёмке объектив может показаться слишком специфическим, хоть и не настолько, как, скажем, "Триплет";

5) виньетирование практически отсутствует, особенно при использовании чуть закрытой диафрагмы, хроматические же аберрации присутствуют при использовании открытой диафрагмы и не подлежат коррекции в графических редакторах, - они представляют собой неотъемлемую черту снимков с данного объектива;

6) внутри объектива наблюдаются незначительные посторонние включения, а в линзах - пузырьки. Влияние данных дефектов на изображения, получаемые при использовании значений диафрагм 1,5 - 4 не выявлено;

7) в комплект выпускающихся на момент составления отчёта экземпляров объектива не входят светофильтры, но конструкция объектива позволяет использовать стандартные светофильтры с резьбой соответствующего диаметра; также из состава объектива исключено кольцо со штативным гнездом, что упрощает его установку на современные зеркальные фотокамеры со встроенной вспышкой, но может затруднить использование этого объектива с лёгкими камерами на штативе.


© 2003—2014 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru