Триплет 2,8/78 производства УОМЗ. Полевые испытания. Июнь 2013
 


 Somethings / Полевые испытания /
Триплет 2,8/78 производства УОМЗ.

Июнь 2013 года


Вспоминая прошлое, я наткнулся в уголках своей памяти на сцены из детства. Задёрнуты шторы, погашен свет, на стул водружён белый прямоугольный лист ДВП, в прошлой жизни бывший задней стенкой кухонного шкафа, а на нём - диафильмы. Волшебные картинки, некая помесь комикса и мультфильма, словно бы светились изнутри золотистым светом, как будто лучи солнца формировали их неведомым волшебством. На телевизоре и на бумаге такого эффекта не получить. В кино есть нечто похожее, но кино - массовое зрелище, динамичное, экран там большой и он далеко, да и вообще, кино мне в детстве было не известно. Только диапроектор.

Диапроектор! а ведь у него есть проекционный объектив. В свете последних экспериментов с объективом от фотоувеличителя мне захотелось испытать и объектив от диапроектора.

Сам прибор под незамысловатым названием "Экран" оказался там, где ему и полагается быть - в шкафу, в полностью исправном состоянии.

Объектив у него, как сообщает инструкция, типа "Триплет" 2,8/78. У "Триплетов" в составе имеется всего три линзы. Объектив держится в корпусе проектора только на подпружиненном стерженьке. Инструкция также сообщает, что прибор выпущен в 1982 году, в апреле месяце.

Стержень вставлен в спиральную прорезь на внешней стороне корпуса объектива, обеспечивая таким образом возможность фокусировки.

Объектив легко вынимается и устанавливается обратно. Кроме надписи "2,8/78" на корпусе никаких пометок нет, в том числе данных об изготовителе, но на корпусе самого диапроектора есть логотип Уральского оптико-механического завода - в виде совы, так что, видимо, и объектив произведён там же.

Никаких средств крепления, кроме спиральной прорези, на объективе нет. Интернет полон инструкциями по переделке подобных объективов для установки их на фотокамеры, но все они включают обрезание частей корпуса ножовками и требуют наличия деталей от каких-нибуть советских фотообъективов. Мне не хотелось нарушать работоспособность проектора, да и советский фотообъектив ломать было жалко, так что я пошёл другим путём.

Объектив имеет довольно небольшой корпус, у узкой циллиндрической части диаметр всего 34 мм.

Из подручных средств у меня оказались: китайский переходник М42-К, набор макроколец для резьбы М42 завода КМЗ и загадочный мягкий некрошащийся пористый материал, напоминающий основу от коврика для мышки.

Я соединил макрокольца длиной 7 мм и 28 мм и поместил внутрь вдоль стенок кусок мягкого материала (важно, чтобы он был некрошащимся, иначе потом вся матрица фотоаппарата будет в мусоре).

Затем внутрь получившегося уплотнения вставил объектив.

Образовавшуюся конструкцию прикрутил к переходнику. В результате объектив надёжно держится в импровизированном корпусе, при этом есть возможность фокусировки путем перемещения объектива внутри уплотнения (в том числе на бесконечность), а сам объектив в любой момент можно изъять и поставить обратно в диапроектор.

Произведя подобную несложную модификацию, я отправился на полевые испытания на свой испытательный полигон №1 - в сад.

У объектива для диапроектора нет диафрагмы (в этом видится мне небольшой каламбур). В связи с этим он всегда работает как-бы на полностью открытой диафрагме 2,8. Глубина резкозти получается очень маленькой, мне даже показалось, что она достигает едва ли не отрицательных значений.

Изображение получается очень мягким, почти мутным, все немногочисленные объекты, попавшие в фокус, имеют ореолы, особенно если они освещены солнцем.

Изображения получаются зачастую недостаточно контрастными, поэтому многие из приведённых здесь несколько обработаны для устранения этого недостатка.

Не очень удачно получаются изображения светлых объектов, таких, как белые соцветия спиреи с предыдущего кадра. вот укрупнённый фрагмент

Зато при съёмке объектов с контрастными тонкими деталями, освещёнными краями, и более тёмной общей частью можно поймать интересные эффекты.

Задний фон размывается полностью при съёмке крупных планов, образуя картину, сотканную из бесчисленных кругов. и это неудивительно, учитывая постоянную 2,8.

Среди имеющихся в моём пользовании на данный момент объективов "Триплет" оказался самым длиннофокусным, но картинки, получающиеся при съёмке издалека с его помощью, мне не очень понравились.

Для повседневного использования такой объектив не подходит - слишком специфический.

Зато он хорош для фотоэкспериментов, для необычных идей и высокохудожественных, но не очень информативных кадров. Он - как какой-нибуть малоиспользуемый художественный фотоэффект "фотошопа": применять его к каждой фотографии бессмысленно и вредно, но применённый к месту, со вкусом и со знанием дела, он подчеркнёт настроение, придаст атмосферности, даст желаемую художественность. "Триплет 2,8/78" - объектив - спецэффект.

Вывод.

В ходе проведения очередных июньских полевых испытаний объектива "Триплет 2,8/78" производства Уральского оптико-механического завода, выпущенного в 1982 году, на испытательном полигоне "Сад" были получены следующие результаты:

1) разработана конструкция, позволяющая установить объектив на цифровые зеркальные фотоаппараты с байонетом К, состоящая из переходника М42-К, макроколец на М42 длиной 7 мм и 28 мм и уплотнительного материала. Такая конструкция обеспечивает надёжную фиксацию объектива без модификации его корпуса, возможность в любой момент изъять объектив или макрокольца, фокусировку на бесконечность и возможность фокусироваться. Конструкция обладает рядом недостатков, таких как невозможность точно установить объектив в требуемом положении и неудобство процесса фокусировки, но вполне пригодна в случае, если объектив используется редко, может быть собрана из доступных компонентов и не требует специальных навыков и оборудования для сборки;

2) объектив пригоден для использования с современными цифровыми фотоаппаратами со сменной оптикой при условии обеспечения его фиксации на байонете камеры с помощью дополнительных конструкций;

3) фокусировка затруднена маленькой глубиной резкости и невысокой чёткостью даваемого изображения, но использование подтверждения, даваемого камерой, возможно;

4) светосила объектива довольно высока и составляет 2,8, а диафрагма отсутствует, что приводит к невозможностью управления глубиной резкости (она всегда маленькая) и к необходимости использования очень коротких выдержет в яркий солнечный день. Большая светосила хороша для съёмки объектов крупным планом, для отделения объекта от фона, но не очень полезна при съёмке пейзажей;

5) данный объектив выдаёт очень специфическое изображение, характеризующееся набором особенностей, таких как ореолы вокруг светлых деталей на снимке даже в зоне резкости, малая глубина резкости, низкая контрастность, характерные черты размытия зоны нерезкости. Все эти особенности не позволяют применять этот объектив в обычных ситуациях, но делают его интересным инструментом для фотоэкспериментов и необычной, художественной фотографии;

6) У объектива нет резьбы для установки светофильтров или бленды, и из всех присоединительных элементов у него присутствует только спиральная прорезь на корпусе, предназначенная и для установки объектива в диапроектор, к которому он прилагался, и для фокусировки.


© 2003—2014 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru