МС Зенитар-К 2,8/16 Рыбий глаз Красногорского завода. Полевые испытания. Октябрь 2012, часть 2.
 


 Somethings / Полевые испытания /
МС Зенитар-К 2,8/16 Рыбий глаз производства КМЗ. Часть вторая, испытательная.

Октябрь 2012 года


Проведены полевые испытания объектива МС-Зенитар-К «Рыбий глаз» 2,8/16 с прилагающимся комплектом цветных светофильтров. В испытаниях использовался цифровой зеркальный фотоаппарат Samsung GX-1L. Коррекция хроматических аберраций, виньетирования и баланса белого не проводилась.

Издание третье, исправленное и дополненное.

Описание объектива — в первой части.

В обращении объектив оказался лёгок и приятен. Кольцо фокусировки само ложится в руку, когда смотришь в видоискатель фотоаппарата. Подтверждение фокусировки на камере срабатывает довольно исправно, хотя чаще используется положение кольца «бесконечность». Однако, я заметил, что иногда камера выдаёт подтверждение явно не там где надо, поэтому лучше фокусировку проверять дополнительно. Невооружённым взглядом через видоискатель трудно определить, сфокусировано изображение или нет, так как объектив широкоугольный и всё получается довольно мелким, но с помощью предпросмотра с увеличением на экране фотоаппарата довольно легко определить, удачный ли вышел кадр.

С эксплуатацией этого объектива на камерах Pentax и Samsung с байонетом К связаны ещё несколько тонкостей.

Первая связана с тем, что в настройках фотоаппарата нужно разрешить использование кольца диафрагмы, а также включить подтверждение фокусировки для неавтофокусных объективов. В разных камерах соответствующие пункты меню называются по разному, найти как именно можно в инструкции или методом научного тыка.

Вторая тонкость заключается в том, что хоть «Зенитар-К 2,8/16 Рыбий глаз» и снабжён байонетом К, электрические контакты на нём отсутствуют; в свою очередь, на цифровых камерах с байонетом К ныне не устанавливают механический датчик для считывания положения диафрагмы, так что они не способны определить, какое её значение выставлено на объективе. Всё это приводит к тому, что снимать на прикрытых диафрагмах этим объективом можно в режиме «М», при этом перед тем, как сделать кадр, нужно нажимать на зелёную кнопку, чтобы камера произвела замер и выставила выдержку. Ну или выставлять выдержку вручную, на глазок.

Третья тонкость в отличие от первых двух является не затруднением, а преимуществом. Из-за того, что у объектива металлический байонет, контакты камеры, к нему прилегающие, оказываются закорочены, что для камеры, как ни странно, становится положительным эффектом: можно пользоваться режимом «ловушки автофокуса», который включается в настройках. В этом режиме даже при нажатой кнопке спуска камера сделает снимок только после того, как у неё сработает подтверждение фокусировки. Это помогает при съёмке на ближних дистанциях уменьшить количество неудачных кадров.

И ещё одно — при съёмке надо следить, чтобы собственные ботинки не попали в кадр.

Первым делом я, конечно, попытался применить дисторсию, ради которой этот объектив и задумывался. Несмотря на то, что мой фотоаппарат имеет кроп-фактор 1,5, «фишай»-эффект очень даже заметен и в видоискатель, и на готовых снимках.

Минимальная дистанция фокусировки равна 30 см. Хоть она и небольшая, но о макро с таким фокусным расстоянием не может идти речи. При съёмке на такой дистанции получается скорее что-то вроде натюрморта.

На фотоаппаратах с кроп-фактором 1,5, как у меня, объектив из сверхширокоугольника превращается в просто широкоугольник, но всё равно остаётся полезным для съёмок в стеснённых условиях — можно сблизи сфотографировать крупный объект, например, какое-нибуть здание или теплицу.

При съёмке природных объектов фишай-эффект скругления становится не так заметен. Должно быть, на плёнке или полнокадровых фотоаппаратах это проявляется не в такой степени.

Вообще, на камерах с кроп-фактором 1,5, на мой взгляд, этот объектив становится даже более универсален, поскольку его искажающие геометрию эффекты можно сделать более или менее заметными в зависимости от компоновки кадра, сюжета и композиции. В результате, применив определённую сноровку и смекалку, можно использовать его, когда надо, для получения спецэффекта, а когда не надо — как простой широкоугольник.

Как и любой широкоугольник, «Зенитар 2,8/16 Рыбий глаз» способен преувеличить габариты фотографируемого при определённых ракурсах. При этом, в отличие от обычных широкоугольных объективов, здесь не происходит сильного растягивания картинки по направлению к углам.

Если расположить линию горизонта примерно посередине кадра, то пейзаж получается похожим на панораму-склейку из нескольких кадров. Это позволяет придать масштабность даже небольшим пространствам, в то же время картинка получается как-бы более объёмной, охватывающей зрителя со всех сторон.

Так как я испытывал объектив в саду, у меня в распоряжении в основном были природно-растительные сюжеты. Таковые получаются, если специально не стараться, вполне естественно, фишайные искажения практически не бросаются в глаза.

Хроматические аберрации довольно заметны, они сине-жёлтые и во многих, но не во всех случаях их можно полностью удалить при обработке в графических редакторах. В прочих случаях их можно в разной степени уменьшить.

Большинство кадров сделано с диафрагмой от 8 до 11, но следующий — с максимально открытой, 2,8. Размытие фона у этого объектива довольно ровное, но не сильное и с небольшим двоением контуров тонких объектов. Светосила 2,8 в сочетании с фокусным расстоянием 16 мм позволяют вполне успешно фотографировать в сумерках, когда наиболее распространённые китовые объективы с их 18 мм на широкоугольном положении и диафргамой 3,5 уже не справляются. Правда, в этом случае придётся пожертвовать резкостью — увы, на открытой диафрагме она не очень хороша. Причём основной вклад в падение качества снимка на открытой диафрагме вкладывает даже не падение резкости как таковой, а появление размытых «ореолов» на границах контрастных, и особенно светящихся объектов. Это явно заметно как раз в сумерках, когда зажигаются фонари или тёмные уже здания стоят на фоне ещё светлого неба. Все эти эффекты пропадают, если закрыть диафрагму на 2-3 ступени, резкость становится очень хорошей.

Виньетирование практически отсутствует, заметить его невооружённым взглядом не удаётся.

Встречное освещение может вызвать в некоторых, хоть и не очень частых, ситуациях падение контраста на некоторой части снимка и появление там же небольших (или больших) разноцветных «солнечных зайчиков». Это неприятный эффект, его приходится учитывать при выборе сюжета.

В других случаях всё может быть в полном порядке, поэтому при съёмке нужно быть внимательным. Иногда падения контраста не происходит, а маленький разноцветный блик всё равно появляется, иногда всё в порядке.

Испытания цветных светофильтров. Инструкция к объективу сообщает, что они предназначены для чёрно-белой фотографии, и приводит список ситуаций, в которых тот или иной фильтр должен использоваться. В цветном виде фотографии, сделанные с ними, причудливы.

Жёлто-зелёный 2х. Позволяет получать кислотные пейзажи. Так, должно быть, видели мир жители Изумрудного города сквозь свои зелёные очки.

Жёлтый 1,4х. Результаты его деятельности почти не заметны на снимках — то-ли алгоритмы выбора баланса белого, существующие в фотоаппарате, нейтрализовали его действие, то ли просто его цвет совпал с солнечным днём. Чуть заметен тёплый оттенок. Этот фильтр, похоже, можно использовать в качестве замены штатного прозрачного «С» фильтра, если тот потеряется или сломается.

Красный 8х. Апокалиптический фильтр. Позволяет создавать зловещие пейзажи.

Светофор

Объектив оказался удобным в работе, приятным широкоугольником с интересными, не вызывающими отторжения «рыбьеглазными» искажениями. Хорошо работает и на ближних дистанциях (тут нужно быть внимательным с фокусировкой, которую достаточно просто выполнять на глаз), и на дальних — пейзажах. В природных пейзажах и крупных планах его искажения можно выбором сюжета и ракурса свести к минимуму или наоборот подчеркнуть. Объектив может использоваться во множестве жанров, везде привнося определённую изюминку. В природных пейзажах можно подчеркнуть им простор, даже если в реальности он не очень большой. Можно показать огромный небосвод или подчеркнуть размеры бескрайнего поля или озера. В городских пейзажах он даёт возможность снимать на узких улочках, а получаемые им «портреты» зданий и улиц никогда не будут равнодушно-отстранёнными. Можно создавать эмоциональные натюрморты и крупные планы. Можно даже делать смешные портреты или снимать ночное небо с почти всеми его звёздами. Разве что макросъёмка ему неподвластна.

Ещё парочка примеров.

Вывод.

В ходе проведения плановых октябрьских полевых испытаний объектива «МС Зенитар-К 2,8/16 Рыбий глаз» производства Красногорского механического завода, выпущенного в 2012 году, на испытательном полигине «сад», были получены следующие результаты:

1) объектив может успешно использоваться совместно с современными цифровыми и плёночными зеркальными фотоаппаратами со сменной оптикой при условии использования версии объектива с нужным типом байонета;

2) фокусировка с этим объективом не представляет особого труда, несмотря на то, что автоматическая фокусировка не предусмотрена, так как во многих случаях фотографируемый объект находится на расстоянии, соответствующем метке «бесконечность» шкалы фокусировки (всё, что дальше 1,2 метра). Подтверждение фокусировки работает достаточно точно на близких расстояниях, и возможно использование режима «ловукша автофокуса»;

3) у объектива неплохое значение относительного отверстия, равное 1/2,8, что в сочетании с маленьким фокусным расстоянием позволяет проводить съёмку без использования штатива даже в сумерках — правда, ценой некоторого падения резкости;

4) объектив обладает очень маленьким фокусным расстоянием в 16 мм, что даже на фотоаппаратах с кроп-фактором 1,5 позволяет его использовать в качестве широкоугольного с довольно большим охватом, при этом формируемое изображение на средних диафрагмах получается чётким, резким, с большой глубиной резкости, что делает этот объектив удобным для пейзажной фотографии; наличие специального набора оптических искажений типа «рыбий глаз» позволяет придать своеобразие любой фотографии — если на природном пейзаже это не так заметно, то при съёмке архитектуры и в других жанрах эффект проявляется ярко, давая большой простор для творческих экспериментов;

5) на фотографиях с использованием этого объектива присутствуют заметные сине-жёлтые хроматические аберрации, которые могут быть устранены в графических редакторах в некоторых случаях полностью, а в некоторых — частично, виньетирование же малозаметно;

6) у объектива нестандартное расположение резьбы для светофильтров — сзади, что делает недоступным для использования поляризационные фильтры; кроме того, используется нестандартный диаметр - 26,5 мм. В комплект поставки входит три цветных фильтра, предназначенных для чёрно-белой съёмки, и бесцветный компенсатор, без установки которого (при отсутствии фильтра) правильная фокусировка будет невозможна.

 

Список использованной литературы

1. Объектив Зенитар 2,8/16 / Мемориальный сайт ZENITcamera;

2. Инструкция по эксплуатации объектива МС Зенитар-К 2,8/16 "Рыбий глаз";

3. Каталог фотообъективов Красногорского завода / Официальный сайт Красногорского завода им. С. А. Зверева.

 

Начало обзора: МС Зенитар-К 2,8/16 Рыбий глаз производства КМЗ. Часть первая, описательная. Октябрь 2012 г.

Другие объективы марки «Зенитар»:
МС Зенитар-М2s 2/50 производства КМЗ,
МС Зенитар-Н 2,8/28 производства КМЗ.


Другие объективы с близкими значениями фокусного расстояния (сверхширокоугольные):

EWP Fisheye Lens MC 3.5/8 A производства ММЗ — БелОМО;

с переменным фокусным расстоянием:

Sigma 10-20mm F4-5.6 EX DC.

Другие объективы производства Красногорского завода:
Гелиос 40-2 1,5/85,
Индустар-50 1:3,5 F=5см П.


© 2003—2016 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru