Этот город начинается с того, что вездесущие горы Абхазии внезапно прекращаются. Автобус едет по длинной, прямой равнинной дороге среди сельскохозяйственных угодий, обсаженной с двух сторон рядами деревьев — легко спутать с некоторыми уголками Ростовской области, если не знать, что справа за деревьями прячется море, а небольшое озерцо слева — остатки древней морской гавани, в которой швартовались Вдали, за садами, видны многоэтажки, которые неизвестно для каких целей (наверное, чтобы жители любовались видами из окон) построили в советское время по небольшой группе в каждом абхазском городе. Уже здесь, на этой, казалось бы, мало чем способной удивить дороге, Пицунда удивляет. Вдоль дороги встречаются автобусные остановки со старыми павильонами — совершенно потрясающими сооружениями, лишенными всякой логики (а иногда и здравого смысла — у одной, например, потолок — на высоте около метра). Первая из них На окраине центра города (по совместительству, с некоторых сторон — и на окраине самого города — дальше только поля) среди зелени, увитые растениям стоят невысокие стены древней крепости города, история которой уходит еще к древнему Риму, с низкими, правильной многогранной формы выступами-башнями. Стены крепости были отреставрированы, а руины древних строений города прячутся внутри зарослей за ними. Центр Пицунды — тихое, очень аккуратное и спокойное место, где под тенями широких крон желтых платанов соседствуют друг с другом разнообразные древние стены и руины, старые дома и советские пятиэтажки. Плотность древних крепостей на единицу площади здесь явно превышает нормы: через квартал от древнеримских стен, в своей отдельной маленькой древней крепости с трогательной калиткой прячется уцелевший и неоднократно восстановленный тысячелетний (а по мнению некоторых историков — и более древний) Патриарший собор. Есть у его крепости и настоящие неприступные ворота. А дальше снова начинается сюрреализм. Автобус, проехав через центр, въезжает на кипарисовую аллею, идущую к морю через настоящий сосновый лес. Фантастическое ощущение — как будто очередной разрыв пространства принес кусочек уральских лесов прямо на морское побережье. Конечно, это совсем другие сосны — пушистые, развесистые — заповедная роща редкой Пицундской сосны тянется вдоль побережья, изгибаясь вместе с береговой линией Пицундского мыса и занимая площадь, в несколько раз превышающую площадь городской застройки. Так они и живут вместе — галечный пляж и сосновый лес. Чтобы дополнить картину, в 70-е-80-е по границе рощи и пляжа выстроили высотные гостинницы, в таком окружении до сих пор выглядящие футуристично. Вся прибрежная зона города была тогда оформлена в едином стиле, ветоном и натуральным камнем, и теперь, через много лет после создания слегка потрепанная, она выглядит как мегалитические постройки древних цивилизаций — если бы древние цивилизации использовали также и сплошные стеклянные поверхности. Это место — прекрасно. Бесконечный галечный пляж дополняет самая чистая, абсолютно прозрачная вода Черного моря — такую чистую воду, кроме Пицунды, я видел только на мысе Большой Утриш. Пицунда за 3 года, что я не был здесь, ожила. Заработали давно забытые фонтаны, поставили такие желанные три года назад кабинки для переодевания, починили разрушенный причал и пустили небольшой теплоход, который совершает прогулочные рейсы вдоль побережья. Затем автобус, в знак особого к нам расположения, провез нас вдоль моря, по дороге, идущей мимо гостиничных корпусов через сосновый лес, на самую оконечность далеко выдающегося в море Пицундского мыса. Это место вообще Здесь — панорамный вид на море с углом обзора больше 180 градусов, а с другой стороны — молодые сосенки на газоне перед двумя высотными корпусами, среди которых — самый красивый — «Маяк», с фантастической конструкцией фонаря, опирающегося на тонкую высокую стенку у лестницы. Между корпусами стоит старый маяк 19го века — элегантной металлической конструкции. На берегу — здание со стеклянными стенами и на столбах — столовая при гостиницах. Архитектура 70-х-80-х со всем присущим ей минимализмом идеально подошла к этому месту. На самом краю мыса, дадеко выдающемся в поре, стоит большая скульптура, изображающая Медею с огромными ручищами, а также её детей. Странный образ выбрали скульпторы для этого места, странного, удивительного и прекрасного.
|