Раньше пристань находилась возле монастыря, это был стандартный плавучий вокзал, от которого деревянные мостики вели на берег. Теперь от него остались только конструкции возле набережной, к которым он был когда-то причален. Новый речной вокзал построили на другом берегу залива, с причалами, которые местные строители, умудренные опытом других городов, построили с учетом нынешнего уровня воды, и с множеством корпусов речного вокзала. Речной вокзал сияет новизной и странным сочетанием желтого кирпича с бирюзовым остеклением. На этом речном вокзале, как и в Нижем Новгороде, объявляют прибытие и отправление всех теплоходов. Один из корпусов снабжен маяком, стоящим над аркой, ведущей на автостоянку.
Этот город многое пережил за свою историю — пожары, наводнения, разрушения, и, наконец, организацию Чебоксарского водохранилища, которое отняло у него большую часть самого его центра — целые кварталы, попадавшие в зону затопления, были снесены, а потом оказалось, что водохранилище, как всегда, не наполнили до проектной отметки и в центре города образовались пустыри. Видимо, вопреки всем этим потрясениям, или для их компенсации, теперь весь город находится в идеальном состоянии. Практически никакой избыточности в благоустройстве — а посетителей города не покидает ощущение безупречности. Разлившееся устье реки Чебоксарки здесь превратили в живописный залив, обустроили набережными, снабдили множеством дамб, мостов и фонтанов и развели лебедей. Пустыри стали газонами и площадями, а выжившие дома старого города окружили такой заботой, что они теперь, словно на выставке, стоят на берегах и склонах спускающихся к воде холмов. Повсюду — фонтаны, обязательно с подсветкой, а то и с изменяющимися по особому алгоритму струями. Небольшой кусочек истории на этом берегу, возле речного вокзала, — белоснежная Воскресенская церковь с редкой скромности и красоты шатровой колокольней. Одна из центральных площадей — Красная — широкая набережная, находящаяся чуть в глубине залива. В ее центре — здание Чувашского драматического театра, похожее на какой-нибудь дом культуры. На другую сторону залива ведет дамба под названием «Дорога к храму» — в той части города действительно находится большая часть старинных церквей. Успенская церковь, выстроенная с какими-то особыми, местными архитектурными чертами, стоит на искусственном острове посреди газона. На остров этот даже ведет пешеходный мостик от ближайшего тротуара. Остров этот и мост были организованы на случай, если вода в водохранилище поднимется до проектной отметки. Несколько старинных кварталов сохранились здесь благодаря тому, что они стояли на склоне холма. В самом низу, на самом видном месте, на мысе — небольшая, декоративная крепость Троицкого монастыря. Ворота в некогда надвратной церкви давно ушли в землю. Новые ворота — возле приземистого, причудливой архитектуры Троицкого собора. Здесь можно выйти на набережную Волги... здесь — сияющее, высокохудожественное небо, наполненное серыми облаками разных оттенков, и стальная, неровная вода, и беспристрастно-строгие серые блоки ограды набережной, отделяющие ее от трещин на ровном желтовато-сером асфальте. Неподалеку нашлось место и романтичному советскому классицизму — скрывающемуся в зелени парков, украшенных бюстами, лестницами и клумбами. Старые кварталы Чебоксар поднимаются вверх по склону. Старинные церкви следуют одна за другой. Небольшая, изящная, с пятью зелеными маковками — церковь Михаила Архангела. Большой, приземистый, со слегка несоразмерно маленькими куполами, сложной формы Введенский собор — самый древний. Он как будто запутался в проводах проходящих мимо него линий электропередач. Здесь же — очень красивое здание Художественной галереи в стиле модерн. Дальше начинается частный сектор, вдоль которого лестница спускается с холма обратно к берегам залива. Здесь, окруженная фонтанчиками, возвышается, словно ракета на огненном столбе, «Мать-Покровительница». Обратно на другую сторону залива ведет пешеходный мост, нависший над самой водой. С него хорошо виден другой мост — высокий Московский, по которому иногда пролетают троллейбусы, а под ним плавают лебеди. Вообще, троллейбусы в городе не могут пожаловаться на жизнь — троллейбусные улицы широки, безпробочны, а асфальт на них ровный и серый, а сами троллейбусы новы, вымыты и снабжены фирменными чебоксарскими маршрутными табличками. Маршруты регулярно продляются и открываются, а закрытий практически и не было, а если были, то курьезные: так, в 1984 году открылся и закрылся 13 маршрут — причем закрылся он по причине своего совпадения с В центральной части города дома разных стилей стоят вперемешку. Набережная приводит к концентрированному скоплению домов правительств, по которому можно изучать эволюцию архитектурных стилей второй половины 20 века. Площадь перед ним, конечно, тоже не обошлась без меняющего форму струй фонтана, а на дальше, вдоль улицы скромно стоит чуть более старый корпус — слегка невзрачное, длинное здание. На другой стороне реки, за совершенно гигантским фонтаном, брызги струй которого заливают полнабережной, возвышается загадочное сооружение инопланетян — то ли футуристический хлебокомбинат, то ли институт сумасшедших ученых, то ли завод по производству НЛО. А на самом деле — Оперный театр, многоэтажный и чуть-чуть зловещий, но очень необычный и живописный. Вдали, если смотреть вдоль набережной, среди зелени виднеются купола Спасо-Преображенского монастыря. Третий дом правительства — правительство сурчё — расположен где-то слегка на задворках одной из центральных площадей — площади Республики. Он, как и вся площадь, построен в стиле советского классицизма и похож на второстепенный учебный корпус какого-нибудь ВУЗа. Самое заметное здание на площади — Сельскохозяйственная Академия с башней с часами и загадочной конструкцией на вершине шпиля. Для завершения площади недавно на ней построили небольшую церковь Проходит вниз улица, где так же мирно (не зря в городе так распространены «скамьи примирения») соседствуют дома любых эпох, переходя плавно в пешеходный бульвар. Здесь музей камня выставил несколько крупных камней на газонах, среди прилавков сувенирных и антикварных лавок. Бульвар приводит прямо на красную площадь. Кстати, почти все скамейки в городе выполнены в едином стиле. |