Теплоход прибывал в этот город как-то долго, не сразу, постояв для начала с утра на Неве.
Затем наступило частичное дежавю: многоярусный, многокупольный деревянный храм с отдельностоящей колокольней появился между деревьев на берегу реки, вызывая удивление пассажиров теплохода и тихие возгласы "Что это? Кижи?" Это не Кижи — это Невский лесопарк с расположенным на его территории музеем деревянного зодчества — не перенесенного, а восстановленного. Покровская церковь — копия Покровской церкви Анихимовского погоста, сгоревшей в середине 20-го века, а оригинал колокольни стоял в Нижне-Уфтюгском погосте. Еще немного — и теплоход прошел под фантастическим Большим Обуховским мостом — двойным, вантовым, высоким и неразводным. Сразу после моста — пристань "Уткина заводь" Обуховской набережной, с множеством теплоходов, у неё стоящих. К счастью, «Гоголь»к ней причаливать не собирался: общественным транспортом это место не избаловано. Санкт-Петербург — наверное, единственный в России полностью чисто декоративный город, потрясающий воображение непрерывным потоком архитектурных стилей, ансамблей и памятников, город, дающий постоянное наслаждение взгляду. Всё прекрасно здесь — идеально подходящие друг к другу тротуары, ограждения набережных и фасады домов всех возможных стилей 18-начала 20 веков. Всё здесь выглядит именно так, как этого подсознательно ожидает сознание зрителя. Есть что-то в Петербурге и от Амстердама. Строить архитектурные ансамбли здесь любят особой любовью. Почти в каждом квартале на Невском — своя композиция: дома, стоящие фасадами на улицу, расступаются, открывая вид на стоящий в глубине квартала шедевр архитектуры... А напротив — шедевр архитектуры сам по себе. И на углу — тоже. Иногда для образования ансамбля здесь достаточно перекрестка. А иногда требуется целая улица. Даже в отдаленных районах с застройкой 70-х-80-х всё равно образовались композиции и ансамбли.
Даже тюрьма здесь — роскошный образец «кирпичного» стиля, и при том, конечно же, редкий по изысканности архитектурный ансамбль. Набережные здесь тоже любят особой любовью: абсолютно все они облицованы гранитом и снабжены симпатичными, чуть потрепанными решетками ограждения с гранитными тумбами. Набережные, конечно же, соединены редкими по красоте мостами — большими на Неве и маленькими на каналах и малых реках. Детали в этом городе любят на столько, что неподготовленный зритель запросто может утонуть в них за три минуты. Здесь наибольшее распространение получили именно те архитектурные стили, для которых характерно обилие декоративных деталей, но городу этого показалось недостаточно — одних только львов здесь бесконечное несчетное множество. Среди прекрасных зданий, которыми наполнен Санкт-Петербург, есть совершенные. Они выделены особенно, поставлены на самые заметные места и всемирноизвестны. Бесконечно в городе и количество дворцов. С Дворцовой площади на Зминий дворец лучше не смотреть — кроме лесов здесь ничего не видно. Зато закончена реставрация со стороны набережной. Что еще нужно настоящему городу для счастья? Конечно, крепость! И она есть в этом городе — стильная, лаконично-изысканная, стоящая на отдельном острове, сложной формы и симметричная Петропавловская Крепость.
Что нужно настоящему городу для полного счастья? Конечно, замок! И он есть в этом городе — пусть не средневековый, зато красивый, обнесенный не полностью сохранившимся каналом и снабженный жутковатой историей Михайловский замок, стоящий в некотором уединении на берегу. Что нужно Санкт-Петербургу для полного счастья? Конечно, Адмиралтейство! Вечером первого дня мы отправились было в Стрельну, посмотреть на свежеотреставрированный Константиновский дворец. Маршрут мы выбрали такой: на метро до Автово (эта станция метро — с совершенно фантастическими хрустальными колоннами в стиле советских хрустальных конфетниц, закрытыми почти на высоту человеческого роста крашенными досками от врагов), а затем на трамвае — до Стрельны. Однако на трамвайной остановке я обнаружил самое необычное трамвайное объявление в истории: в углу, под остановочным навесом, лежала картонная коробка, перевернутая вверх дном. На этом самом дне шариковой ручкой было написано не слишком крупными буквами: «В связи с проведением ремонтных работ с 26.07 по 28.07 трамвайное движение по Кронштадтской улице закрыто в обоих направлениях.»
Нам пришлось вернуться на автобус, где, к нашему несчастью, нам попался частный автобус. Мы сели, оплатили проезд и стали ждать. Мимо проезжали с завидной регулярностью городские автобусы, а наш всё стоял и ждал... Наконец, водителю показалось, что больше уж точно нет желающих, и мы поехали. Автобус, надо сказать, ехал довольно быстро... пожалуй, даже слишком быстро, так что мы проехали мимо нужной остановки и остановились только на послеследующей. Как ни странно, все три остановки распологались около ограды Константиновского дворца, и, как ни странно, открытый вход был около самой дальней от нас, так что нас ожидала увлекательная прогулка по шоссе вдоль высокого забора. Лишь иногда сквозь роскошный парк виднелось море. Когда мы наконец дошли до касс, выяснилось, что последняя на сегодня экскурсия только что ушла и что билеты на нее были проданы за неделю. Обратно мы поехали на трамвае. «Всего одну остановку не доедет» — сказала нам кондуктор, и мы поехали. В довольно новом вагоне модели ЛМ-99 разработчики установили так мало сидений, как смогли. Сэкономили?
По дороге из окна трамвая открывались виды на какие-то сюрреалистические новостройки на побережье.
Трамвай действительно не довез нас один перегон до метро, и мы решили пойти пешком, хотя городские автобусы (которых мы не могли дождаться в Стрельне) внезапно приехали всей толпой и услужливо открывали двери в надежде, что мы на них сядем. Надо было садиться — идти пришлось долго, под мостом, мимо кладбища и через железнодорожные пути. В эти дни в Петербурге случился праздник — день ВМФ. По этому поводу центральные улицы были украшены флагами и перекрыты для движения автотранспорта, а в Неву пришли военно-морские корабли — напомнить Петербургу, что он, всё-таки, приморский город. Санкт-Петербург — очень живой город. Здесь вечно что-то делают, переделывают, перестраивают и изменяют: половина домов — на реставрации, на улицах меняют асфальт, даже целый канал Грибоедова на ремонте. Иногда это вызывает опасения за стиль города с его бесконечной и бесконечно разнообразной исторической застройкой, мостами, гранитными тротуарами и набережными, львами на набережных, фасадах, дверях и дверных ручках, и не только львами, и конечно трамваями. Раньше трамваи здесь любили настолько, что они встечались практически везде. Жаль, но теперь трамваи местное руководство хронически не любит (а любит ли оно что-нибуть?). В центре много мест, где рельсы трагически обрываются на середине улицы, а контактной сети нет. Раньше этих мест было еще больше, но от следов этой деятельности избавляются.
В центре города теперь чаще можно увидеть троллейбус. А поздно-поздно вечером теплоход прошел мимо города Шлиссельбурга, где посреди реки Невы в том месте, где она выходит из Ладожского озера, стоит на острове крепость Орешек — темная, серая, неприступная, она осталась в темноте позади.
|