Сочи. Путешествия. Август 2017
 


 Somethings / Путешествия / Путешествие в неизведанное /
Сочи.

Август 2017 года


Путешествие в Неизведанное. Сочи.

Казалось бы, что может быть неизведанного в Сочи? Все знают Дендрарий и Ривьеру, советские санатории-дворцы и неудобные черноморские пляжи, Курортный проспект и вокзал с башенкой. Но с одной стороны — Сочи гораздо больше и в нём есть множество других интересных мест, а с другой — в последнее время город сильно меняется, появляется много новых зданий и объектов.

Дождливая погода не позволила нам провести день ни возле моря, ни в горах, так что оставалось только отправиться на прогулку в город. Мы оставили автомобиль на подземной парковке одной из новых высотных гостиниц в центральной части города и отправились гулять в Приморский парк.

Центр Сочи — очень зелёное место. Помимо известных и раскрученных среди туристов парков — Дендрария и Ривьеры — здесь имеется множество небольших парков, скверов и аллей, плавно перетекающих друг в друга, так что почти весь центр можно пересечь, не выходя на шумные улицы.

Благодаря горному рельефу гулять по Сочи несколько трудоёмко, но интересно: образуются приятные глазу панорамы, неожиданно открывающиеся виды и живописные места. Кроме того, благодаря рельефу пространство становится неочевидным — скажем, понять, какого размера Приморский парк, находясь внутри него самого, невозможно.

Парк очень ухожен. Это большая редкость для обычного городского парка за пределами Москвы.

По всему Сочи то и дело встречаются неожиданные и удивляющие скульптуры. Вот, например, какая-то загадочная пара: женщина в странном головном уборе примеряет венок бородатому лучнику, одетому лишь в набедренную повязку.

Рядом, под деревцем, без всяких предисловий стоит памятник Владимиру Высоцкому.

Парк приводит своими дорожками к впечатляющей кипарисовой аллее, оканчивающейся церковью.

На самом деле церквей здесь несколько — целый ансамбль

Только одна из них историческая — собор Архангела Михаила, построенный в самом конце 19 века, остальные появились недавно.

Здесь, конечно, тоже есть неожиданный монумент — памятник Николаю Второму в обрамлении греческих амфор.

Вообще, Сочи — не слишком старый город, он был основан в 19-м веке как укрепление. Тем не менее, на примере других городов тех времён, таких как Кисловодск, можно видеть, что пышная курортная застройка может расцвести достаточно быстро. В Сочи этого не произошло, несмотря на казалось бы выгодное приморское расположение — лишь немногие старинные усадьбы можно найти в городе. Скромные особнячки ютятся в неожиданных местах на узких улицах старого центра, почти не видимые за пышной субтропической растительностью.

Эти домики — и есть старый город Сочи, а точнее, Верхний Старый город, по крайней мере частично расположенный на месте Навагинского форта, с которого начинался Сочи. Некогда был и Нижний Старый город, менее фешенебельный.

Возле Морского вокзала — очередные скульптуры: здесь воспроизведены персонажи фильма «Бриллиантовая рука». По какой-то причине скульптору не вполне удалось передать портретное сходство с актёрами, исполнявшими соответствующие роли.

Морской вокзал — памятник советского неокласиицизма, одна из визитных карточек города. Добротное здание — казалось бы, что необычного можно здесь найти? Но стоит приглядеться к деталям повнимательнее.

Башня вокзала украшена множеством неожиданных скульптур (а чего ещё ожидать от Сочи?). Вот мужчина в непонятных, но явно национальных одеждах держит сокола — вероятно, это должно символизировать коренное население этих краёв, кавказских горцев, которые теоретически могли заниматься соколиной охотой. Женщина с виноградом ярусом ниже, видимо, олицетворяет виноделие как таковое, или же вообще плодородие. Пока всё логично.

Но если мы обратим взор правее, то увидим нечто странное. Человек с головой оленя! Что за странная фантазия советских скульпторов? Приглядевшись, понимаешь, что на самом деле голова у человека нормальная, а оленя он просто держит на руках. Легче не стало: оленей на руках обычно не носят. Если эти олени, конечно, не размером с кошку, как представленный на скульптуре. Да и что вообще делает человек с оленем в Сочи? В общем, фантазия советских скульпторов — странная.

Венчает эту разношёрстную группу персонажей сюрреалистическое видение: гигантские рыбины (или уродливые дельфины) танцуют, стоя на головах!

Выше рыбин — только шпиль и советская звезда.

Перед вокзалом — фонтан классических форм, скульптура на котором позволяет разуму отдохнуть от местных причуд: это просто женщина, без оленей, соколов, винограда и танцующих рыб. Но с голубем. Птица — не часть скульптуры, но увидеть фонтан без неё невозможно: голуби несут здесь караул, и стоит одному улететь — как на его место точас садится следующий.

Вокзал можно обойти вокруг и выйти в небольшую бухту.

Скорее всего, по замыслу строителей вокзала здесь должны были швартоваться пассажирские суда, но ныне здесь находится стоянка для яхт, как в бухте Балаклавы.

Вдали виден небольшой маяк.

Пассажирские корабли сюда ещё приходят — вот, например, пришёл катамаран «Дагомыс», правда, он совершает лишь прогулки по морю.

Здания вокруг бухты образуют ансамбль в едином стиле, правда, местами он плохо читается из-за обилия отвлекающих элементов.

Напротив Морского вокзала имеется большой квадратный сквер, называющийся почему-то Кооперативным. Здесь есть шикарная пальмовая роща.

В сквере, конечно, есть скульптуры. Не просто скульптуры — целое собрание жутких композиций.

Над железными монстрами, притаившимимся в кустах, возвышается какая-то адская колесница с непонятными существами с рыбами вместо голов. Глубоководные из ужасов Лавкрафта? Повозку окружают рыбы с человеческими лицами. Жуть

Рядом с Кооперативным сквером — Поцелуевский, более тенистый и с не столь загадочными скульптурами. Сквер разделён на две части зданием, сквозь которое имеется проход с аркой. В одной части сквера стоит монумент в виде каменного якоря с датами 1838-1988: первый год — это год основания города, а второй — видимо, год открытия сквера.

Чувствуется приближение осени: олеандры отцветают, на гингко зреют плоды.

Во второй половине сквера — просто фонтан. Фонтаны в Сочи многочисленны, но всё же встречаются чуть реже, чем скульптуры.

В том месте, где сквер выходит к Курортному проспекту, обнаружился памятник Александру Второму. Создаётся впечатление, что кто-то решил расставить памятники русским императорам в самых неожиданных местах города. Памятник именно этому императору в Сочи оказывается несколько двусмысленным: в его правление окончена Кавказская война, территории перешли к России, а коренное население было вынуждено переселяться.

Эти милые лошадки возле уличной кафешки — не просто занятная городская скульптура, и не элемент детской площадки, а чуть ли не копия каких-то древних ритуальных фигурок, если я правильно запомнил текст на справочной табличке.

Некогда этот светомузыкальный фонтан был одной из достопримечательностей города, сюда позили экскурсии. С появлением нового огромного светомузыкального фонтана в Олимпийском парке старый фонтан затерялся среди себе подобных. Его окружение хорошо отражает ситуацию с современной архитектурой в городе.

Оказалось, что в Сочи есть своя пешеходная улица — Навагинская: она начинается от Курортного проспекта и идёт перпендикулярно ему в сторону гор. Пышная аллея из пальм, пересекаемая диагональными дорожками, цветники, какие-то композиции из клумб и каменных сфер придают месту вид вытянутого сквера. Улица оборудована велодорожкой.

Здесь имеется своя версия аллеи звёзд: на табличках, вмонтированных в тротуар, перечислены призёры и лауреаты конкурса «Новая Волна».

Конечно, не обошлось и без странной скульптуры: вот бык-паровоз в виде тяни-толкая.

Местами улица расширяется, образуя мини-парки.

Ровно посередине улицы находится площадь Флага. На ней действительно располагается флаг: на высоком флагштоке развевается загадочное красно-белое полотно с солнцем и другими таинственными символами. Оказалось, что это флаг города Сочи.

Фактически, это центральная площадь города, здесь располагается мэрия. Но в этстетическом отношении это место почти ничем не примечательно: кроме сложной формы фонтана, за которым прячется не в меру скромное здание мэрии, смотреть здесь особо не на что.

Здесь же располагается местный университет, на первом этаже которого находится музей Спортивной славы.

Видимо, к этому музею приурочен плакат на фасаде университета, а также очередная скульптура: собака Забивака, талисман чемпионата мира по футболу 2018 года.

Вся улица Навагинская застроена более-менее современными домами. По видимому, все они — советской постройки. На одной стороне тянется современное с виду здание торговой галереи, на самом деле выстроенное в 1970-х годах как некое переосмысление гостинных дворов и тогровых аркад, существовавших во многих старых русских городах. Несколько лет назад фасады здания были переделаны, поэтому оно кажется совсем новым.

По другую сторону улицы — жилые дома, стоящие «лесенкой». Их фасады были недавно облицованы панелями. Балконы также были остеклены в едином стиле, но при этом сохранено и прежнее, самодельное остекление, ранее устроенное жильцами, от чего аккуратный облик дома так и не приобрели.

В самом конце улицы появляются памятники советского классицизма и арт-деко. Идею торговой улицы поддерживает ЦУМ

За дорогой, стоящей в мёртвой пробке, возвышается знаменитое здание железнодорожного вокзала, шедевр работы архитектора Душкина, откровенно испорченное огромными красными буквами «ВОКЗАЛ» на крыше и рекламным плакатом прямо перед фасадом.

Спасаясь от шума и запаха пробки, уходим боковой улочкой к реке Сочи. От неё город получил своё название, на её берегу (как раз на том, где мы гуляем) стояла первая крепость города — уже упоминавшийся Навагинский форт.

Мост через реку стоит в мёртвой пробке.

Сочи, как и многие горные реки, сильно меняет уровень воды в течение года. Широкое русло с монументальными набережными рассчитано на весенний паводок; сейчас же вода низкая: чтобы обеспечить более-менее равномерное покрытие водой русла, в нём оборудованы специальные искуственные пороги.

Застройка набережных смешанная: из-за типовых советских многоквартирных домов вырастают образцы современной архитектуры разной степени удачности.

Сама набережная снабжена широкой и тенистой платановой аллеей, а также велодорожкой, нарисованной на тротуаре, и дорожкой для слепых, выложенной специальной плиткой.

С этими дорожками происходит нечто странное. В один прекрасный момент дорожка для слепых вдруг делает необъяснимый крюк, огибая невидимое препятствие и при этом дважды пересекает велодорожку. Место прямое и ровное, велосипедисты наверняка разгоняются здесь и никак не ожидают на своём пути незрячих пешеходов... Что это? Ловушка для слепых?

Монументы представлены здесь скромным памятным камнем Жертвам политических репрессий.

Возле кафе причален крошечный речной трамвайчик (как и написано на лестнице). Причален чуть ниже по течению от очередного искуственного порога, так что область его навигации, по крайней мере в это время года, ограничена. Судя по всему, это единственный вид речного транспорта на Сочи.

Красивый старый мост соединяет Курортный проспект с парком Ривьера.

Пройдя под мостом и поднявшись по лестнице, попадаем в Комсомольский сквер. Этот сквер почему-то наполнен множеством мемориалов на все случаи.

Памятник войнам-афганцам

Фонтан «Два якоря» (от каждого — по половинке)

Солдату-Сочинцу

И, наконец, ликвидаторам чернобыльской ядерной катастрофы...

Странный знак на Курортном проспекте в виде не то инопланетных, не то глубоководных организмов, извещает нас о том, что мы оказались на Платановой аллее, высаженной в 1915 году.

На Курортном проспекте возвышается скульптура Архангела Михаила на высокой колонне. Колонна напоминает таковую на дворцовой площади Петербурга, а вся композиция — памятник королю Сизигмунду в Варшаве.

Если раньше облик города Сочи, по крайне мере, парадно-курортной его части формировался зданиями в стиле советского классицизма, арт-деко и т.п., то теперь он определяется зеркальными высотками, построенными в последние несколько лет прямо в центре.

Мы пришли к последней точке нашей прогулки по неизведанному Сочи — к площади Островского. По сути, это очередной сквер, посередине которого стоит здание городского собрания Сочи — одно из прекрасных зданий в стиле классицизма, формирующих своеобразное ожерелье на южной стороне города. Когда-то это ожерелье, состоящее так же из Художественной галереи, Зимнего и Летнего театров, задавало тон всему центру.

Площадь оказалась очередным местом сосредоточения скульптур. Наиболее логичной из них является памятник самому писателю.

Но есть и другие. Вот толстый человек в очках и с фотоаппаратом.

А вот древнегреческие борцы, соревнующиеся в армрестлинге — может, друзья той парочки с венком из Приморского парка?

А вот и элемент жути — плица с лицом и грудью женщины, передаёт привет рыболюдям и людерыбам из Кооперативного сквера. Чобы слишком не пугать прохожих, она задвинута скамейкой, так что посмотреть можно только сбоку.

Таким я увидел неизведанный Сочи, город, полный загадок.

Предыдущее место — Кисловодск.
Продолжение следует.

© 2003—2018 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru