EWP Fisheye Lens 3.5/8 A производства ММЗ - БелОМО. Полевые испытания. Август 2015, часть 2.
 


 Somethings / Полевые испытания /
Объектив EWP Fisheye Lens MC 3.5/8 A производства ММЗ — БелОМО. Часть вторая, испытательная.

Август 2015 года


В первой части приведено описание объектива и информация о возможности его установки на разные типы камер.

Отчёт о проведении полевых испытаний объектива «EWP Fisheye Lens MC 3.5/8 A», выпущенного ММЗ — БелОМО в 2013 году. Испытания проводились при участии фотокамер Pentax K-30 и Samsung GX-1L.

Нынешнее лето было каким-то совершенно нелетним: постоянно стояла холодная, дождливая погода. Было больше похоже на конец сентября. Нормальное лето я увидел только доехав до Белоруссии.

Минск оказался удивительным городом — это тот случай, когда не ожидаешь ничего особенного, а получаешь массу приятных впечатлений. Здесь есть и очаровательные кварталы старого города, сохранившего средневековую планировку с кривыми улочками, над которыми возвышаются старинные соборы, и фрагменты регулярной застройки 19-го века, и торжественно-парадные послевоенные советские проспекты, содержащиеся в столь хорошем состоянии, что даже не похожи на советские, и рядовая застройка 80-х, и даже парочка небоскрёбов. И всё это — в двух шагах друг от друга.

Также испытания проводились в горах Кавказа, на солнечном черноморском побережье города Сочи и в осеннем саду.

Первым впечатлением от объектива была, конечно же, необычная картинка в видоискателе: в кадр попадает всё, что можно, а иногда и даже то, что нельзя, например, пальцы пользователя, неаккуратно держащегося за объектив. В общем, в окуляр видно примерно столько же, сколько видно невооружённым взглядом с учётом всех самых дальних периферийных зрений. Это и интересно, и необычно.

Если избежать попадания пальцев и ботинков фотографа на кадр ещё можно, то от собственной тени в солнечный день никуда не денешься.

Из-за такого широкого охвата на каждый объект, попадающий в поле зрения, остаётся не так уж и много места, иными словами — всё, что попадает на кадр, получается довольно маленьким, каким бы большим оно ни было в реальности.

Объектив позволяет очень хорошо передать бескрайность просторов — даже в тех случаях, когда в реальности просторы не так уж и бескрайни. Небольшая парковка перед зданием превращается в асфальтовую пустошь.

Замощённая плиткой набережная — в огромную площадь.

Можно охватить одним кадром весь небосвод.

Радости доставляют и геометрические изображения, делающие мир шарообразным. Кажется, снять скучный серьёзный документальный кадр этим объективом невозможно. Он как-бы свысока смотрит на любой предмет, уменьшая и искажая его.

Интересно, что при съёмке на ближних дистанциях объём наоборот теряется, изображение выглядит натянутым на внешнюю поверхность сферы.

Изображение оказывается вписанным в круг. На плёночных и полнокадровых фотоаппаратах круг в кадре виден целиком, окружённый чёрным полем, а на камерах с кроп-фактором 1,5 видны только края круга в углах кадра.

С помощью функции сдвига матрицы, предусмотренной в моём фотоаппарате, и склеивания 4-х фотографий, мне удалось сымитировать некий промежуточный размер кадра, при котором по узким сторонам видны два края круга.

Каждый кадр «МС Пеленга 3,5/8 А» — это модель мироздания. Этот объектив позволяет взглянуть на окружающую действительность в целом, не разбивая её на отдельные объекты, и попытаться понять свою роль в ней.

В прочем, не будем углубляться в излишние филосовстсвования. «МС Пеленг 3,5/8 А» — по настоящему широкоугольный объектив, что может пригодиться и само по себе. Им можно снимать крупные объекты, находясь в непосредственной близости от них, например, архитектуру на тесных улочках городов.

В архитектурной съёмке и вообще при фотографировании искуственных объектов геометрические искажения заметнее всего бросаются в глаза. Такая съёмка требует внимательного подхода к построению композиции кадра, выбору освещённости, чтобы «фишайность» кадров сделать не дефектом, а средством выразительности.

В строгую прямоугольную геометрию городской застройки «EWP Fisheye Lens MC 3.5/8 A» привносит множество изогнутых, плавных линий.

С природными пейзажами проще: геометрические искажения не так заметны, особенно при съёмке просторных мест — больших водных пространств, полей, или далёких пейзажей, а горизонт остаётся ровным, если его разместить ровно в середине кадра. В таком случае будет казаться, что это просто пейзаж в оригинальном обрамлении.

Но при желании и в природном пейзаже можно эффект «фишая» сделать заметным.

Что действительно сложно выполнить с помощью этого объектива — дак это съёмку крупным планом: несмотря на то, что минимальная дистанция фокусировки — всего 22 см, из-за повышенной широкоугольности помимо главного объекта в кадр попадёт и большая часть того, что находится вокруг. Что ж, иногда и это бывает нужным — показать объект в контексте.

Небезынтересным образом получаются и интерьеры. В кадре разве что четвёртая стена, та, что за спиной фотографа, не присутствует.

Маленькое фокусное расстояние объектива позволяет пользоваться очень длинными выдержками, не прибегая к услугам штатива или повышенной чувствительности. Можно спокойно снимать при выдержке в 1/8 — 1/6, а при наличии в камере стабилизатора и того длиннее (мне удавалось снимать без "шевелёнки" с выдержкой в 0,6 с, упираясь локтями в подоконник). Очень удобно и полезно в сумерках и в интерьерах.

Фотоаппараты Pentax хорошо работают с этим объективом в режиме приоритета диафрагмы: пользователь выставляет нужное значение диафрагмы кольцами, а камера автоматически подбирает выдержку.

Если в кадр попадает солнце, он может получиться немного недодержанным — камера оказывается смущена наличием яркого источника света. Контраст при этом не падает, а вот цвета становятся чуть менее насыщенными.

Ещё один проблемный случай для автоматики камеры — это съёмка в солнечный день, но в тенистом месте, например в лесу. В кадр попадает много затенённых объектов, и фотоаппарат выставляет выдержку по ним, а освещённые участки оказываются пересвечеными. Вообще-то это не зависит от объектива, просто у «МС Пеленга 3,5/8 А», как и у любого сверхширокоугольника, в кадр неизбежно попадают как затенённые, так и освещённые участки.

Фотографии получаются очень контрастными и яркими. Объектив словно бы концентрирует краски, собирая их со всего вокруг в маленькую площадь кадра. В солнечный день получается сочная картинка с тёмным, глубоким синим небом, и с не менее тёмными и глубокими тенями. Обработка кадра в таком случае требуется минимальная.

В пасмурную же погоду снимки выходят довольно мрачными — не по яркости, а по настроению. От дождливого осеннего сада в исполнении «МС Пеленга 3,5/8А» веет безысходностью и предчувствием скорой зимы. Яркость красок при этом, в прочем, сохраняется.

Пользоваться объективом «EWP Fisheye MC 3.5/8 A» оказалось весьма комфортно: в пейзажной съёмке во многих случаях достаточно выставить кольцо фокусировки на бесконечность и больше его не касаться, на малых же дистанциях камера выдаёт подтверждение фокусировки достаточно точно, и во всех случаях изображение будет резким.

Причина тому — очень большая глубина резкости. Даже на открытой диафрагме она немаленькая, а на частично закрытой становится почти всеобъемлющей. Это хорошо для пейзажных целей.

Для наглядности приведу традиционную подборку кадров на разных значениях диафрагмы. Для ещё большей наглядности фотографии сделаны на минимальной дистанции. Видно, что уже на открытой диафрагме даже на минимальной дистанции все объекты на фоне легко различимы до самого горизонта. По мере закрывания диафрагмы дальние объекты становятся всё более чёткими. Резкость в центре кадра высока уже на открытой диафрагме и достигает максимума при значении 5,6. На краях же кадра она заметно меньше, максимума достигает при самой закрытой диафрагме 16, но даже на этом значении резкость на краях меньше, чем в центре. Впрочем, на самых краях кадра всё настолько искажено геометрически, что высокая резкость там уже не так важна.

f/3.5

f/5.6

f/8

f/16

Говорить о размытии заднего плана в данном случае сложно, но всё-таки можно. Размытие ровное, но слабое, состоит из маленьких кружочков с ярким краем, принимающих ближе к краю кадра форму капельки, повёрнутой хвостом к краю. Иногда может возникнуть эффект двоения контуров объектов, находящихся в зоне нерезкости — он исчезает, если прикрыть диафрагму сильнее.

На прикрытых диафрагмах кружочки остаются круглыми, сказывается наличие 9 лепестков диафрагмы.

На некоторых кадрах бросаются в глаза хроматические аберрации, состоящие из жёлтых, синих, красных и зелёных кромок, смешанных в определённой пропорции. Заметные хроматические аберрации я наблюдал у других попадавших в мои руки широкоугольников. У данного они исправляются автоматическим образом в графических редакторах, но не совсем до конца — возможно, коррекция в ручном режиме дала бы лучшие результаты. У приведённых здесь фотографий хроматические аберрации не устранялись.

Виньетирование обнаружить не удаётся, а в тех местах, где оно могло быть — чёрные поля за пределами круга изображения.

Резкость у объектива очень хороша. При этом на открытой диафрагме наблюдается заметный «софт-эффект» — иногда производители оптики специально выпускают объективы с «софт-эффектом» для художественных применений, а тут он сам получился. Заключается он в данном случае в том, что на границах объектов возникают плавные переходы, например, «свечения» вокруг ярких предметов, но при этом сохраняется чёткая прорисовка контуров. Эффект этот в малой степени присущ многим объективам на открытой диафрагме, но такой сильный и в то же время неожиданно красивый редко попадается. Похоже на акварель с обводкой контуров.

В общем случае такое поведение (если оно специально не заложено разработчиком) считается недостатком, но в принципе этот эффект можно использовать как художественный приём, например, придать загадочности древним руинам.

Уже начиная с диафрагмы 4 софт-эффект пропадает, а на 5,6, как я уже писал, резкость достигает максимума и она очень высока.

Стойкость к встречному освещению высокая — падения контраста никогда не наблюдается. А вот с бликами ситуация сложнее. Если в объектив попадает яркий источник света, от него временами возникают небольшие блики.

Если же источник света смещён от центра кадра, то на противоположной стороне возникнет большой яркий блик, размазанный по самому краю круглого изображения.

Если источник света расположен на самом краю кадра — то к вышеперечисленному добавляется не очень красивый эффект с какими-то размазанными лучами, тянущимися через центр кадра. Это самый плохой случай и его следует избегать при выборе композиции.

«МС Пеленг 3,5/8 А» даёт особые возможности: можно заснять не только событие, но и реакцию на него окружающих людей.

«EWP Fisheye Lens MC 3.5/8 A», также известный как «МС Пеленг 3,5/8 А» — необычный объектив с выдающимися способностями. Он позволит получить фотографии с очень широким углом охвата и характерными для «фишаев» геометрическими искажениями даже на фотоаппаратах с кроп-фактором 1,5, при этом качество снимков — на высоком уровне. Благодаря большой глубине резкости даже на открытой диафрагме пользоваться им очень удобно и можно всё внимание уделить построению композиции, тем более что в этом отношении сверхширокоугольные объективы достаточно требовательны. Конечно, это не универсальный объектив на все случаи жизни, скорее это творческий инструмент для реализации художественных замыслов, и в своей области он весьма хорош.

Прежде, чем изложить выводы, приведу несколько дополнительных примеров.

Выводы.

В ходе проведения августовских полевых испытаний объектива «EWP Fisheye Lens MC 3.5/8 A», произведённого Минским механическим заводом в 2013 году, получены следующие результаты.

1. Объектив предназначен для применения с любыми современными цифровыми или плёночными фотоаппаратами и выпускается с байонетами Nicon F, Canon EF, 4:3 system и с резьбой М42, и, кроме того, оснащён системой адаптеров «А», что позволяет применять его на других байонетах при условии использования соответствующего адаптера. Важно, что адаптеры системы Т с этим объективом не совместимы.

2. Имеется ручная фокусировка, выполнять которую нетрудно благодаря большой глубине резкости на любых диафрагмах. Подтверждение фокусировки срабатывает достаточно точно.

3. Достаточно высокая светосила объектива в сочетании с маленьким фокусным расстоянием позволяет легко снимать с рук даже в условиях недостаточной освещённости. Большая глубина резкости делает объектив удобным для создания пейзажей, съёмки протяжённых объектов, массовых событий, интерьеров и объектов вместе с фоном.

4. Объектив имеет рекордно маленькое фокусное расстояние в сочетании с неисправленными геометрическими искажениями, и даёт изображение, вписанное в круг. На полнокадровых камерах круг виден полностью и окружён чёрным полем, на камерах с К=1,5 — края круга видны только в углах кадра. Сверхширокоугольность объектива позволяет получать фотографии с необычными эффектами перспективы, а фишайность придаёт прямым линиям изогнутость и закрученность вдоль краёв круглого изображения.

5. Изображения имеют высокую резкость начиная с диафрагмы 5,6. На открытой диафрагме присутствует «софт-эффект», мешающий применению объектива в сумерках, но пригодный для использования в качестве дополнительного средства выразительности. Хроматические аберрации выраженные и могут быть убраны в графических редакторах по крайней мере в большей степени. Виньетирование отсутствует. Задний план размывается слабо.

6. Конструкция объектива не предполагает возможности применения бленды и передних светофильтров. Предусмотрено крепление фильтров над задней линзой на нестандартной внешней резьбе диаметром 29 мм. В комплект поставки входит прозрачный фильтр-компенсатор, применение которого обязательно при отсутствии других фильтров.

Начало обзора: EWP Fisheye Lens MC 3.5/8 A производства ММЗ — БелОМО. Часть первая, описательная. Август 2015 г.
Другие объективы с близкими значениями фокусного расстояния:
МС Зенитар-К 2,8/16 Рыбий Глаз производства КМЗ,
в том числе с переменным фокусным расстоянием:
Sigma 10-20mm F4-5.6 EX DC.


© 2003—2015 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru