Мононокль-1К 1,4/75. Полевые испытания. Апрель 2013, часть 2.
 


 Somethings / Полевые испытания /
Самодельный объектив Мононокль-1К 1,4/75. Часть вторая, испытательная.

Апрель 2014 года


В первой части - описание объектива и описание его изготовления.

Отчёт о проведении полевых испытаний самодельного объектива "Мононокль-1К 1,4/75", собранного в 2014 году на основе линзы конденсора фотоувеличителя "УПА-506". Объектив был установлен на фотоаппарат "Pentax K-30".

Испытания проводились в парке им. 50-летия ВЛКСМ.

f 5.4

Я отправился испытывать свой самодельный объектив в хороший, солнечный апрельский выходной, с лёгкими облачками. Это было ещё до того, как на Урал пришли неожиданные холода и снегопады, и в парке было много отдыхающих и прогуливающихся людей, пробирающихся по его старым дорожкам, покрытым лужами и грязью.

Сначала я попробовал пофотографировать на открытой диафрагме (примерно f/1.4). В этом случае объектив вполне оправдывает своё название ("как вы лодку назовёте, так она и поплывёт").

f 1.4

Изображение получается крайне неконтрастным. Все фотографии в этом обзоре мне пришлось подвергнуть обработке (я использовал инструменты "blacks", "exposition" и "curves" программы "CameraRAW"), потому что иначе было бы просто нечего показывать. Из-за того, что контраст изночально очень низок, после его исправления увеличиваются шумы. Полученная картинка всё равно кажется не очень контрастной, и кроме того наблюдается очень сильный эффект "тумана" - все объекты на фото как-бы плавно перетекают друг в друга, всё превращено в размытые цветовые пятна, сквозь которые виднеются не очень явно выраженные контуры сфотографированного пейзажа. Есть в этом что-то мистическое.

f 1.4

Говорить о какой-либо резкости не приходится. В некоторых случаях сложно понять, что же изображено на фотографии. Цветопередача своеобразна - иногда возникают непредсказуемые оттенки. Съёмка против солнца практически невозможна - получается полная засветка кадра, а в лучшем случае можно получить такую картину.

f 1.4

На открытой диафрагме снимать очень сложно - не потому, что глубина резкости маленькая и фокусироваться сложно из-за неконтрастной картинки в видоискателе и заклинивающего самодельного механизма фокусировки, а потому, что подобрать сюжет, который будет сколь-нибуть удачно смотреться в исполнении такого объектива, довольно непросто.

f 1.4

Несмотря на маленькую глубину резкости отделить объект от фона не получается благодаря способности объектива создавать плавные переходы между любыми объектами. Эти размытости обусловлены тем, что каждый объект на фотографии сопровождается своеобразным "свечением", которое часто заполняет собой большую часть кадра.

f 1.4

С приклеиванием бумажного кружка диафрагмы, соответсвующей примерно f/2.6, результаты стали иными. Размытые переходы от одного цветового пятна к другому перестали занимать всю площадь кадра, теперь вокруг ярких объектов - хоть и большое, но ограниченное "свечение". Контрастность не очень сильно повысилась, но после её коррекции картинка выглядит более контрастной, чем при 1.4.

f 2.6

Сюжеты для съёмки стало выбирать как-будто бы чуть проще, но результат всё ещё непредсказуем.

f 2.6

Пейзажи по прежнему получаются, на мой вкус, не очень выразительными из-за обилия мелких деталей, мало друг от друга отличающихся по яркости и в результате превращающихся в некую "кашу".

f 2.6

Лучше удаётся показать что-то яркое и контрастное, крупное, на более-менее однородном фоне.

f 2.6

Пожалуй, из опробованных мной диафрагм наводиться на резкость проще всего на 2,6, потому что эффект свечения уже не настолько большой, чтобы скрывать собой контуры изображения, но ещё не настолько маленький, чтобы можно было спутать его с неправильной фокусировкой.

f 2.6

Последней я поставил диафрагму f/5.4, и объектив сразу преобразился.

f 5.4

Контраст заметно вырос, мне уже не так сильно приходилось обрабатывать снимки, чтобы придать им приличный вид, а эффект размытия и свечения контрастных объектов превратился в гораздо более деликатный и приятно выглядящий эффект, придающий фотографии ощущение лёгкой нереальности. Честно скажу - снимать на диафрагме 5,4 мне понравилось больше всего. f 5.4 Всё получается каким-то чуточку ненастоящим. Мир в представлении монокля становится как будто бы чуть лучше, ведь многие неидеальности монокль не замечает. Проработка деталей зависит от расстояния до объекта и освещённости очень сильно, и этим фотографии напоминают не то рисунки, не то полузабытые воспоминания.

f 5.4

Этим объективом лучше передавать сюжеты, в которых желательно концентрировать внимание зрителя не на мелких деталях, а на общей композиции.

f 5.4

f 5.4

Во многих случаях на снимках получается заметный холодный оттенок.

f 5.4

Иногда к нему добавляется розоватый. В какой-то мере это всё можно исправить в редакторе, если нужно.

f 5.4

С солнечным освещением кадры получаются гораздо лучше, чем без него. Вообще для монокля чем контрастнее - тем лучше, он хорошо передаёт яркие объекты, а вот мелкие неконтрастные детали и оттенки - не очень.

f 5.4

0160

На снимках присутствуют сильные хроматические аберрации. Что интересно, их можно в некоторых случаях полностью устранить, используя крайние левые положения обоих ползунков коррекции аберраций в программе CameraRAW - но вот нужно ли?

0174

Размытие фона получается довольно ровным, с лёгким присутствием каких-то трудноуловимых линий вдоль границ объектов. Закручивания фона не происходит. Никакие геометрические фигуры не образуются - ведь диафрагма вырезана из картона круглой, хотя можно вырезать любую форму, и она будет проявляться на снимках.

f 5.4

На диафрагме 5,4 появляется заметно больше свободы в выборе сюжета - можно ухитриться получить и пейзаж, и крупный план.

f 5.4

Иногда можно поймать блик. Получается что-то вроде медузы или какого-нибуть ещё загадочного морского создания.

f 5.4

Появляется и способность снимать против света, хотя и не самая выдающаяся.

f 5.4

Эффект монокля на 5,4 ещё достаточно силён, чтобы его использовать как инструмент выразительности. Я счёл, что сильнее уменьшать диафрагму уже нет особого смысла - это было бы нужно с точки зрения повышения универсальности, но кому нужен универсальный монокль? Есть множество объективов, созданных быть универсальными, но монокль не из их числа - это явный объектив-спецэффект, интересный, не всегда предсказуемый, требующий изучения и способный при должном старании принести хорошие результаты.

Наверное, я сделаю со временем для "Мононокля" более прочный корпус и буду использовать его иногда с диафрагмой f/5.4.

f 5.4

Дополнительные примеры фотографий: f/1.4

f 1.4

f 1.4

f/2.6

f 2.6

f 2.6

f 2.6

f 2.6

f/5.4

f 5.4

f 5.4

f 5.4

f 5.4

f 5.4

f 5.4

f 5.4

f 5.4

f 5.4

Вывод.

В ходе проведения апрельских полевых испытаний самодельного объектива "Мононокль-1К 1,4/75", собранного из линзы конденсора от фотоувеличителя "УПА-506" в 2014 году, были получены следующие результаты.

1) Выполнен корпус для объектива из пластиковой бутылки и чёрной изоленты. Разработан простейший механизм фокусировки на основе 2х диагональных прорезей и винтов с гайками. В качестве байонетного крепления применена модифицированная крышка байонета камеры. Выполнена приближённая оценка фокусного расстояния и относительного отверстия. Изготовлены два приставных диафрагменных диска с относительными отверстиями 2,6 и 5,4. Полученный корпус показал себя как имеющий невысокую механическую прочность и надёжность, но пригодный для проведения испытаний. Для дальнейшей эксплуатации объектива рекомендуется модернизация корпуса.

2) Объектив типа "монокль" может быть изготовлен для любого типа фотоаппарата со сменной оптикой. Главное условие - наличие выпукло-вогнутой (допускается плоско-выпуклая) линзы и желания заниматься самоделием. Для нежелающих есть способы сделать монокль из того или иного обычного объектива, а также мастера, занимающиеся подобной переделкой на заказ.

3) Использование функции подтверждения фокусировки затруднено, но в некоторых случаях возможно; ручная фокусировка так же затруднена из-за низкого контраста изображения в видоискателе ивызванного аберрациями "свечения" вокруг контуров объектов. Сложнее всего фокусироваться на открытой диафрагме.

4) Несмотря на то, что объектив без диафрагмы имеет значение относительного отверстия f/1.4, использование объектива без диафрагмы ограничено. Очень сложно подобрать сюжет так, чтобы он гармонировал с ореолами и свечениями вокруг ярких объектов, распространяющимися на весь кадр. Малая глубина резкости по причине этих ореолов и свечений не позволяет отделить объект от фона. Наибольшей универсальности при сохранении характерных эффектов монокля можно достичь при использовании диафрагмы f/5.4.

5) Объектив обладает набором характерных оптических недостатков, формирующих при правильном построении композиции эффект нереальности изображённого, эффект картины. В повседневной съёмке объектив неприменим, но может использоваться в особых, продуманных случаях. Даёт богатую пищу для экспериментов. Получить с помощью него обычную фотографию невозможно. При должном старании можно сделать эффектную картинку, интересную в своей необычности.

6) Виньетирование невелико, хроматические аберрации очень сильны, но при желании могут быть устранены в редакторах.

7) Простота изготовления позволяет любому желающему на досуге из подручных средств собрать подобный монокль, чтобы протестировать его и понять, нравится ли ему такое направление в фотографии.

f 5.4

© 2003—2014 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru