Во второй половине лета можно встать однажды рано-рано утром на рассвете на Волге после теплого летнего дня — и увидеть удивительные и красивые явления. *** Стоянка в Ярославле начиналась с раннего утра, и ради этого завтрак первой «смены питания» перенесли аж на полседьмого. Конечно, оно того стоило. Уже с борта теплохода открывались роскошные виды на этот город: вот, например, комплекс из краснокирпичных, с зелеными куполами, с отдельностоящими и пристроенными шатровыми колокольнями церквей Владимирской Иконы Божией Матери и Иоанна Златоуста, расположенных в Коровницкой слободе. Теплоход проходит мимо стрелки Волги и Которосли. На длинной низкой косе стрелки идут какие-то непонятные работы, а на высоких берегах, кажется, располагается не город, а образцово-показательный ландшафтный парк. Впрочем, такое определение хорошо подходит к этой части города. Чуть дальше у самой воды стоит Волжская башня — одна из двух сохранившихся башен городской стены Ярославля. Наконец теплоход прибывает к пристаням Речного вокзала. Он выстроен в лучших традициях архитектуры 70-х — 80-х: сплошные стеклянные фасады, за которыми прячется роскошный зимний сад с пальмами, широкий нависающий белоснежный карниз крыши, идущий вокруг всего здания, благодаря которому все здание кажется висящей в воздухе белой плитой на стеклянных стенах и тонкая, увитая винтовой лестницей башня со шпилем, похожим на мачту, и часами, на которых почему-то нет стрелок. К вокзалу часто подходят небольшие теплоходы пригородного сообщения — «речные трамвайчики», управляемые, как и трамваи в нашем городе, водительницами. У причала уже стояли 2 4-х палубных кораблей, к одному из которых пришвартовался двухпалубник. «Гоголь» причалил ко второму. Город стоит на высоком берегу Волги, и склон берега покрыт ровной сочной травой. Наверху виднеется ограда и круглые беседки набережной, кроны деревьев аллеи, дома и церквушки. Иногда в высоком берегу случаются разрывы, по которым к воде подходят улицы-спуски. Через них перекинуты небольшие белые мостики — старинные и современные. У Ярославля — две стороны. Одна — ожерелье зеленых набережных Волки и Которосли, сплошной парк с пышными аллеями из сомкнувших кроны деревьев с огороженными трогательными, чуть покосившимися металлическими низенькими заборчиками газонами. Здесь царит тишина и покой. Через листву частично проникает солнечный свет, блестит на стареньком асфальте, играет травинками пышных газонов. Регулярно, почти всегда по две, стоят старинные церкви — небольшие, вросшие в землю, пятиглавые, с шатровыми колокольнями. Ярославль можно считать первым по плотности церквей с шатровыми колокольнями и церквей вообще. Первыми поднявшихся от Речного вокзала встречают две стоящие вместе церкви. Одна — чуть поновее — церковь Вознесения Господня, с колокольней и изящными очертаниями. Другая — постарше, краснокирпичная, пятиглавая, с причудливыми — видимо, когда-то переделанными — маковками — церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Промежутки между местами скопления церквей занимают невысокие жилые дома разных стилей: здесь можно найти и модерн, и конструктивизм, и советский классицизм, однако здания разной архитектуры в этом городе не противоречат друг другу, а вместе образуют облик улиц и набережных. Возможно, это связано с тем, что многие дома в городе — белые, или выкрашены в светлые оттенки, и создается впечатление, что весь город белый. Через квартал или два в сторону Которосли, за углом (в Ярославле многие церкви появляются неожиданно) стоит совсем уж древняя, середины 17 века церковь Рождества Христова. Один её угол опирается на изящную подпорочку. Такие старинные здания — простой, но приятной и изысканной архитектуры, со следами перестроек и переделок — это живая история. Рядом возвышается белоснежная отдельностоящая надвратная церковь-колокольня с шатровой кровлей, в которой ярусами устроены крошечные резные окошечки. На набережной встречаются старинные особняки и усадьбы. В усадьбе Вахромеева — музей «Музыка и время». А в Усадьбе губернатора — Картинная галерея. При ней сохранился большой и роскошный приусадебный сад, продолжающий и соединяющий скверы и аллеи вокруг. Рядом — пример Ярославского архитектурного добрососедства: советские архитекторы не смогли себе позволить застроить церковь Николая Чудотворца Надеина жилыми домами и замуровать её во дворе — вместо этого в ряду домов напротив церкви спроектировали широкий проем, обрамленный колоннадами. На одной из центральных площадей, окруженная живописным сквериком, возвышается сложная, многокупольная, многошатровая и одна из самых известных и красивых в Ярославле церковь Илии Пророка. Неподалеку, на одной из соседних площадей, больше похожей на широкий тенистый бульвар, среди старинных особняков и государственных учреждений 19-го века можно обнаружить ограду с башнями и воротами небольшого Кирилло-Афанасьевского монастыря. Церковь Кирилла и Афанасия — лаконичная, с одной маковкой. Другая церковь монастыря — крупная церковь Спаса Нерукотворного. Её купола, к сожалению, не сохранились. Аллея выходит почти на берег реки, неподалеку от Волжской башни. Здесь стоит нетипичная для Ярославля церковь Илии Пророка и Епископа Тихона в классическом стиле, с портиками, с широким куполом — она напоминает дворянскую усадьбу. А рядом — наоборот — старинная усадьба-современница многих церквей — Палаты митрополита. В тенистом парке на Стрелке строится заново стоявшая здесь когда-то церковь. Дальше зелёная часть города продолжается вдоль Которосли. Здесь город уже совсем становится похож на ландшафтный парк: церкви стоят не между жилыми домами, а на вершинах холмов, а в долинах между ними — теннисные корты. По аллеям бегают спортивные местные жители и прогуливаются кучки туристов-иностранцев с гидами. Идиллия. На вершине ближайшего холма — строгая и утонченная, изысканной простоты и сдержанности церковь Николая Чудотворца в Рубленном Городе с высокой, самой устремленной ввысь из виденных мной шатровой колокольней. На противоположном холме — церковь Спаса на Бороду с приделом в виде маленькой церквушки. Еще немного подальше вдоль набережной которости стоит ярко-темно-красная, с контрастными деталями церковь Михаила Архангела с витражами. От нее виден угол древней белоснежной, чуть потрепаной крепости. Это — Спасо-Преображенский монастырь. Он занимает большую территорию. Можно купить входной билет и зайти в монастырь через Святые Врата. Здесь стоит высокая, чуть-чуть готическая звонница. В форме оконных проемов соседней Воскресенской церкви при трапезной тоже можно увидеть что-то слегка готическое. Роскошным портиком украшена церковь Ярославских Чудотворцев. Соседствующий с ней Спасо-Преображенский собор украшен не менее роскошной аркадой. Возле старинных келий устроена небольшая пасека. За Трифоновской часовней, оконный проем которой, судя по всему, постепенно сползал вверх, видна кирпичная часть стены, торчащая из церкви Ярославских Чудотворцев. Это фрагмент стоявшей на ее месте раньше церкви Входа в Иерусалим. После монастыря, с площади Богоявления, на которой стоит ярко-красная церковь Богоявления, начинается другая часть Ярославля. Здесь начинается кольцо улиц, окружающее его центральные кварталы с севера. Оно подобно гирлянде из площадей, соединенных разными коридорами. Здесь шумно, людно и машинно; автомобили и троллейбусы пролетают на высоких скоростях и исчезают за поворотом. Вначале от монастыря тянутся открытые галереи торговых рядов. Торговые ряды замыкает Знаменская башня с надвратной церковью. Это — вторая их сохранившихся двух башен Ярославской городской стены. Церкви здесь встречаются уже реже — они появляются в подворотнях, виднеются на горизонте и в перспективах улиц. Башня выходит на площадь Волкова, а на другой стороне её театр имени Волкова начинает вторую часть кольца улиц, огибающих центр города, и здесь тянутся широкие бульвары и аллеи. В одном месте во дворе обычного многоподъездного жилого дома, на том месте, где обычно бывает скверик с песочницей, затаился целый монастырь (Казанский) с кельями, церквями и огромным белоснежным собором со сверкающими куполами. Бульвары прерываются еще одной площадью — Красной, на которой стоит пожарная каланча. Бульвары приводят обратно, к речному вокзалу. Можно свернуть с бульваров — и на расстоянии кварталов наткнуться на еще пару церквей. К сожалению, купола их не сохранились, так что одну почти не видно из-за забора, зато видна другая, увенчанная гербом города, Крестовоздвиженская церковь в Железной слободе. |