На центральной Театральной площади черные камни роскошных старинных зданий, представляющих собой лучшие образцы барокко и классицизма, раскалились под лучами яркого осеннего Солнца. Через площадь проезжал бесконечно длинный желтый дрезденский трамвай. Название площадь получила благодаря Оперному театру архитектора Земпера. Театр снабжен таким количеством входных дверей, чтобы даже в день самой ожидаемой премьеры не было очередей. Напротив театра возвышается колокольня Католической придворной церкви, стоящая на берегу Эльбы. Рядом с ней – сложное хитросплетение вычурных фасадов и башенок Замка-резиденции. Все эти титулы у дрезденских зданий неспроста: город – столица Саксонии, которая за свою историю бывала довольно значимым немецким княжеством. Третья сторона площади занята Дрезденской Картинной галереей – удивительно аккуратным и ненавязчивым собранием произведений искусства. В ней какая-то особенная атмосфера, очень редкая в картинных галереях – здесь уютно и спокойно, и ничто не отвлекает от выставляемых здесь картин. Картинная галерея – часть Цвингера. Вообще, слово «цвингер» обозначает территорию между внутренней и внешней линией крепостных стен, но в Дрездене эта территория постепенно превратилась в небольшой, но очень красивый комплекс зданий в стиле барокко. Многие старинные здания выложены из местного песчаника, который со временем темнеет. Из песчаника выполнены и скульптуры, украшающая Цвингер, что вынуждает реставраторов регулярно копировать их и устанавливать заново. Реставрация памятников архитектуры обеспечивает работой немалую часть населения города. Короткие извилистые улочки соединяют между собой ожерелье из площадей, окружающих Цвингер и Замок-резиденцию. На Почтовой площади возвышается Холерный фонтан в готическом стиле, напоминая о стоявшей когда-то неподалеку единственной готической церкви Дрездена. Пешеходная улочка Shlossstrasse идет мимо неожиданного Дворца культуры в типичном стиле советских 70-х, даже с панно на фасаде, заботливо прикрытым полупрозрачной сеточкой от слишком посторонних глаз. Приводит улочка на Altmarkt, где возвышается черная колокольня Kreuzkirche с круглыми «местами для вашего циферблата», закрытыми фанеркой. К Neumarkt можно пройти от Театральной площади по улице Августа, насладившись по дороге «Шествием князей», шествующим в том же направлении. Напротив – скучающие атланты устали подпирать балкончик здания Верховного Земельного суда. Дальний край площади теряется в неизвестности, а сама она заставлена палатками и лотками торговцев сувенирами, уличных кафешек и прочих. Над площадью возвышается сияющая свежим песчаником (с вкраплениями уже потемневшего от времени камня) роскошная и полностью симметричная Frauenkirche. Сияет она не просто так – её вместе с частью застройки площади совсем недавно восстановили из руин. За церковью, возле Академии искусств стоит оставшийся лишним фрагмент купола церкви. Да, этот роскошный город, где на каждом шагу – шедевр архитектуры, был почти полностью разрушен. На Цвингере осталась надпись времен войны – значит, он еще как-то сохранился. А Ташенбергский дворец выстроен заново. И кварталы, окружающие Neumarkt, тоже. Часть кварталов еще отсутствует, поэтому край площади и не виден. А если взглянуть на фотоснимок города с орбиты, то оказывается, что дальше, за площадями – пустыри на месте старинных кварталов…
Жаркое осеннее Солнце почти расплавило черные камни роскошных старинных зданий Дрездена, лучших представителей барокко и классицизма. А через четыре дня, когда я вернулся домой, оказалось, что у нас уже идет первый осенний снег.
|