Планировка центра города, того самого, что был когда-то главной крепостью, хаотична и архаична. Улицы здесь замощены брусчаткой и идут в своих, никому не известных направлениях, в любой момент времени меняя ширину, направление и уклон. Вообще, кажется, что улицы образовались только потому, что случайно при застройке остались промежутки между домами. Большинство домов — строгие и сдержанные, как и положено в неприступной крепости. Каждый дом и сам напоминает маленькую крепость. Среди старинных домов зажатыми оказались несколько церквей. Кафедральный собор Богоматери почти не выделяется среди окружающих его зданий — лишь большая готическая арка входа да две колокольни с немного разными шпилями выдают его. Один из шпилей когда-то сгорел от удара молнии, и вместо него построили новый, чуть более сложной формы. Колокол, висевший до пожара на колокольне, теперь выставляется на газоне возле собора. Интерьеры собора скромны, как и внешний облик. Ко дню памяти жертв трагедии в Нью-Йорке прихожане выстроили ряды свечек. Возвышенно и величественно выглядит алтарь, украшенный множеством витражей, каждый из которых рассказывает свою историю в картинках. Узкие улочки приводят к высокой квадратной башне церкви святого Михаила, разглядывать которую приходится, задрав голову — рассматривать ее неоткуда. Интерьеры здесь еще проще и строже, чем в кафедральном соборе, а витражи, кажется, тоже пытаются рассказать истории в картинках, но на каком-то своем, образном, загадочном языке. В Люксембурге устанавливают удивительные скульптуры и памятники. Вот, например, статуя, изображающая святого Михаила, побеждающего дракона. Скромно спрятанная в нишу, она изображает смешного человечка с короткими ногами, дивной прической и скептическим выражением лица, держащего в правой руке гигантскую помесь кукурузины с шишкой и стоящего, словно скучающий турист, фотографирующийся у достопримечательности, на пузе у какого-то жалобно протянувшего к нему лапки зверя, напоминающего помесь собаки с овечкой. И это не единичный случай. Памятник Великой Герцогине Шарлотте изображает герцогиню испуганной, в каком-то изорвавшемся платье, стоящей с протянутой рукой возле Кафедрального собора. Узкие, извивающиеся улочки и тесные ущелья старинных зданий внезапно расступаются, и перед нами — простор и захватывающие дух виды с утеса на стрелке рек Альзетты и Петрюса. Здесь разместился бастион Le Bock, под которым виднеются выходы из катакомб, вырытых когда-то в оборонительных целях под крепостью. На другой стороне реки возвышаются крепостные стены и башни. Внизу — живописные кварталы старого города на берегах Альзетты, наполненные скромными домами с оштукатуренными стенами, украшенными заклепками металлических тяг, с высокими, покрытыми черной черепицей крышами. Этот утес — одно из немногих мест, откуда открываются виды на город. Отсюда заметно, что в центре много строят и сейчас — остается только догадываться, как они раздобыли свободное место среди тесной застройки. Вдоль долины Альзетты тянутся старинные кварталы, а высоко над ними проходит построенный когда-то в подчеркнуто современном стиле мост Великой герцогини Шарлотты. На лесистом холме, к вершине которого он ведет, виднеются высотки района современной застройки. Там, где крепостных стен и бастионов нет, архитекторы постарались придать черты крепостей обычным зданиям. Например, стоящий на высоком холме Музей банковского дела снабжен высокой, похожей на дозорную, башней. В самом центре города (и в середине древней крепости) архитектура позволяет себе чуть больше, и на домах появляются неброские украшения. Чем больше на домах декоративных архитектурных элементов — тем ближе ко Дворцу Великого Герцога, разместившемуся в том месте, где центральная улица для этого удобнее всего в очередной раз расширяется. Дворец украшен резьбой по камню, балкончиками и трогательными башенками — чтобы даже здесь, в самом центре города, никто не забывал о том, что Люксембург — город-крепость. |