Somethings/Путешествия/Сочи — Август 2007-го/Навалишенский каньон

Дорога на Навалишенский каньон вначале идет по Воронцовскому шоссе, но не доезжая до поселка Хлебороб нужно свернуть направо, на Красную Волю, возле плаката «туристический маршрут Белые Скалы ждет вас!». В самой Красной Воле есть указатели, а дорога от главной улицы деревни до стоянки гравийная (800 м). Навалишенский каньон и его Белые скалы (в окрестностях есть и другие Белые скалы), конечно, тоже относятся к Сочинскому Национальному Парку, но плату здесь берут повышенную. При входе висит план тропы по ущелью, нарисованный заботливыми сотрудниками парка вручную.
Схема тропы

Дорога начинается высоко над берегом Большой Хосты, у смотровой площадки (которая отличается от других частей верхнего участка тропы тем, что как-бы нависает над каньоном), откуда хорошо видны Белые скалы — стены каньона.
Белые скалы Навалишенского каньона

Уходит за горизонт долина реки, прорезающая на своем пути горные хребты.
Долина Большой Хосты

Дорога вначале проходит по верху: справа — круто поднимающийся вверх скалистый склон, слева — крутой спуск к реке, заросший густым и темным лесом. В скалах справа встречаются карстовые образования: маленькая, но уходящая в темную глубь пещера
Пещера у тропы

и более широкий колодец, резко уходящий куда-то вниз.
Карстовый колодец

После них маршрут сворачивает с дороги влево вниз и продолжается по хорошо обустроенным лестницам среди постепенно меняющегося леса.
Лестница в лесу

Вначале, на более пологой части склона он состоит из высоких буков, могучих древних тисов с недозрелыми ягодами, иглиц; здесь он светел и просторен, с яркими зелеными полянами, над которыми колоннами поднимаются буки. Их крона почти полностью закрывает собой небо, но листва просвечивает на солнце, наполня лес зеленым светом.
Бук

Затем лестницы становятся более крутыми, поляны исчезают, тропа идет уже вдоль скалы, поросшей мхами, как минимум двумя видами папоротников,
Папоротники на скале

древними, но медленнорастущими, и поэтому не толстыми самшитами. Древние тисы кое-где попадали, образовав буреломы.
Чаща

Еще ниже в ущелье лестницы становятся земляными, а вокруг — сплошной бурелом, мешанина из камней, ветвей и папортников,
Лесное дно

над которыми поднимаются со дна каньона, толпятся, как будто в очереди за солнечным светом, увитые лианами и увешанные мхами деревья.
Лес на дне каньона

Тропа неожиданно выворачивает на дно ущелья, напротив того места, где Большая Хоста падает водопадом в глубокую и узкую щель. Водопад, зажатый меж скал, окрашивает их в бело-сиреневый цвет.
Водопад на Большой Хосте

Многие сотни и тысячи лет прорезала река каменистое дно каньона, продвигаясь в этом процессе против своего течения, и дошла пока до этого места.
Ущелье

От водопада веет прохладой, особенно на длинном выступе скалы, оставшемся, видимо, от одного из предыдущих водопадов.
Утес

Внизу — глубокая темно-бирюзовая вода.
Река

Тропа же в этом месте разделяется: налево уходит путь по дну каньона к небольшому озеру, направо — продолжение кольцевого маршрута вдоль русла реки. Ущелье, мимо которого проходит тропа налево, очень узкое (минимальная ширина в районе водопадов) и довольно глубокое. Её стены — причудливо изрезанные и гладко отшлифованные вертикальные пласты.
Скалистые стенки каньона

Заканчивается ущелье у мелкого и маленького озера Купель, похожего на затерянный среди леса осколок. Течение в нем совсем спокойное.
Озеро Купель

Здесь сквозь воду видно, как резко меняется глубина дна: в каньоне вода темная и дна не видно, в озере перед каньоном полукруглая ступенька, за которой воды не более чем по пояс.
Ступенька в воде

Дно у озера очень пологое, из него выступают на поверхность поперечные пласты пород, покрытые высыхающими водорослями — весной и в дождливые времена уровень воды поднимается.
Пороги в озере

Затем тропа возвращается к развилке и идет дальше по маршруту вдоль Большой Хосты. Тропа здесь проходит в основном по каменистому берегу и прибрежным кустам. Она не столь удобна, как первые 2/3 спуска к реке.
Русло реки

Слева на реке все чаще появляются крупные камни, а скалы справа иногда выглядят так, словно могут упасть в реку в любую минуту.
Скала, поросшая мхом

Тропа приближается к завалу. Здесь, в узком ущелье с отвесными скалами, несколько огромных камней когда-то откололось от скал и перегородило русло реки.
Завал

Теперь здесь несколько небольших водопадов и чахлый мостик-переправа на другой берег.
Водопад у завала

Здесь сидела довольно крупная серая лягушка с ярко-зеленым пятном на спине. Такая маскировка позволяет лягушке под водой выглядеть как кучка камней и листик.
Лягушка

Какое-то время тропа по камням, уступам и деревянным мостикам идет вдоль реки. В одном месте стоит табличка: «переправу не раскачивать, не более 2х человек одновременно». Рядом лежат обрывки стальных канатов, державших подвесной мост. Кто-то, видимо, нарушил запреты, а может река, наверняка более полноводная во время дождей, снесла мост своим течением.
Путь вдоль реки

Немного дальше построена новая переправа: прикрепленное к берегам бревно со спиленным боком — плоское сверху.
Вскоре тропа приводит к кафе, водокачке и дороге-грунтовке, спускающейся с гор. Это завершающая часть кольцевого маршрута. Приехавших на уазиках туристов забирают в машины здесь. Можно подняться пешком. В жаркую погоду здесь, в отличие от тенистого ущелья, действительно жарко. Сначала справа бежит ручей. Уровни леса сменяют здесь друг друга уже в обратном порядке.
После того, как слева примыкает дорога со стороны Турецкого моста (до него несколько километров и отсюда его не видно) подъем становится более пологим и заворачивает направо, в сторону выхода. Здесь снова тенисто, дует ветерок, дорога превращается в аллею в реликтовом лесу и приводит к выходу.
Реликтовый лес

< Хоста ; Тисо-Самшитовая Роща >
Сайт создан в системе uCoz