МС ЗМ-5СА 8/500 производства ЛЗОС. Полевые испытания. Июль 2013, часть 2.
 


 Somethings / Полевые испытания /
МС ЗМ-5СА 8/500 производства ЛЗОС. Часть вторая, испытательная.

Июль 2013 года


В первой части — описание объектива и история его покупки.

Отчёт о проведении полевых испытаний объектива «МС ЗМ-5СА 8/500» производства Лыткаринского завода оптического стекла, выпущенного в 2001 году.

В ходе проведения испытаний объектив использовался совместно с фотоаппаратом «Pentax K-30».

Для начала я попробовал сделать пару кадров, не выходя из дома, с балкона.

Но какие-то выводы из этого сделать было невозможно, и я отправился на свой испытательный полигон №1 — в сад, но и его мощностей было недостаточно, так что полевые испытания проводились в несколько этапов и на нескольких территориях.

Вот что получилось в результате. Эти тополя и забор сняты с расстояния примерно 70 м. Я быстро понял, что для этого объектива необходимо использовать выдержки в районе 1/640 — 1/800, причем последнее предпочтительнее, так как деревья на 1/640 у меня получились с лёгким смазом, заметным в 100% масштабе снимка. Такие выдержки плохо совместимы с диафрагмой в f/8, поэтому пришлось также поднять чувствительность камеры до ISO 400, и это в июньский полдень. К счастью, матрицы современных фотоаппаратов почти не шумят на таких значениях ISO, и при желании можно поднять чувствительность и выше — для съёмок быстродвижущихся объектов или в менее солнечную погоду. Лучше всего, конечно, использовать штатив.

Прекрасная аквилегия снята с более близкого расстояния — около 15 м. Глубина резкости у МС ЗМ-5СА довольно маленькая, однако система подтверждения фокусировки в фотоаппарате всё же с ней справляется, хоть и с заметным трудом, позволяя практически безошибочно наводиться на выбранный объект. Ближний и дальний план при этом заметно размывается. И это при f/8 — представляю, как трудно фокусироваться на «Рубинарах» с большей светосилой.

Стоя у основания фонарного столба, мне удалось сфотографировать детали проводки так, что я теперь могу оценить качество электромонтажа. Невооружённым глазом я видел только то, что все провода сходятся к столбу. Качество же снимка безупречно, разрешающей способности объектива хватает для формирования чёткого изображения на матрице цифрового фотоаппарата.

Эти ворота находятся от меня на расстоянии 450 м. Автомобиль — чуть ближе, и при желании можно прочесть его номер. На таком расстоянии уже начали сказываться искажения, вызванные нагретой атмосферой. Провода на заднем плане превратились в дрожащие линии.

Естественно, объектив демонстрирует «сжатие» перспективы. Кажется, что фонарные столбы стоят рядом друг с другом, а между каждыми двумя соседними из них — около 40 м.

Те объекты, которые не попали в фокус («боке»), размываются «бубликами» — окружностями. Это вызвано устройством объектива, его передним зеркалом, перекрывающим доступ света через центральную часть объектива. Такая особенность добавляет своеобразие и спецэффекты многим кадрам.

При желании, можно построить композицию так, что этот эффект будет практически незаметен

Несколько снимков с минимальной дистанции фокусировки. С «МС ЗМ-5СА» действует правило: «если хочешь снять объект крупным планом, отойди от него», ведь минимальная дистанция фокусировки составляет примерно 4 метра. Фотографии получаются безупречно чёткими: атмосфера на таком расстоянии не мешает.

Можно добиться эффекта «зелёного дыма», снимая через листву

К объективу прилагается комплект из четырёх светофильтров.

О-2,8х — Оранжевый, согласно инструкции, предназначен для съёмки удалённых предметов, уничтожения влияния атмосферной дымки и съемки снежных ландшафтов в солнечную погоду, а также для контрастного изображения неба. Конечно, имеется в виду чёрно-белая плёночная съёмка. Снежных ландшафтов у меня для него в июне не нашлось, в их роли выступила отражающая свет крыша теплицы одного из соседних садов, а в роли удалённых предметов, испытывающих влияние атмосферной дымки — столбы.

Я честно перевёл фотографии в ч/б средствами программы CameraRaw, хотя, конечно, вряд-ли таким способом можно корректно сымитировать чёрно-белую плёнку.

без фильтра (солнце здесь не захотело освещать теплицу):

с фильтром:

без фильтра:

с фильтром:

Пожалуй, небо действительно стало более контрастным за счёт более тёмного фона. В цветном варианте фотография стала золотисто-янтарной, очень тёплой — наверное, таким фильтром можно подкрашивать пустыни в правильный пустынный цвет.

ЖЗ-2х — Жёлто-зелёный также предназначен для чёрно-белой съемки и призван для «исправления тональной передачи», что бы это ни значило, при съёмке портретов и пейзажей. В качестве пейзажа выступают всё те же столбы, а в качестве портрета — цветы вьюнка.

Столбы без фильтра приведены выше.

С фильтром:

Цвеки без фильтра:

с фильтром:

В целом с фильтром снимки получились чуть темнее, особенно затемнились светлые тона, за счёт чего стали лучше видны плавные переходы между тонами серого. При этом небо вышло менее контрастным, чем с оранжевым фильтром. В цветном варианте эффект такой же, как от жёлто-зелёного фильтра объектива «МС Зенитар-К 2,8/16»: так видели свой Изумрудный город его жители через зелёные очки.

Н-4х — Нейтральный фильтр предназначен неизвестно для чего. Объектив и без него даже в солнечный полдень нуждается в повышении чувствительности фотоаппарата или плёнки, а с ним, наверное, можно снимать белое на белом. Бумагу в Антарктиде, например. Или специально увеличивать выдержку для съёмки водопадов, чтобы они получились «шёлковыми». Вообще этим фильтром производитель пытается скомпенсировать невозможность регулировки диафрагмы.

Снимки, полученные с его помощью и без него (в данном случае не обрабатывались, чтобы показать разницу).

без фильтра:

с фильтром:

УФ-1х — Ультрафиолетовый фильтр призван бороться с влиянием соответствующих лучей в солнечном спектре при съёмке на больших расстояниях: убирать синеватый оттенок с вершин гор и улучшать цвет неба над ними. Вершин гор у меня не нашлось, а на доступных мне расстояниях разницы я не заметил.

без фильтра:

с фильтром:

Ультрафиолетовый фильтр не вносит видимых искажений ни на ближних, ни на дальних дистанциях (в рамках испытанного), поэтому я оставил его на объективе на постоянной основе в качестве защитного.

На необработанных кадрах, приведённых выше в испытаниях светофильтров, видно, что изображение без обработки получатеся не всегда достаточно контрастным. В случае с цифровым фотоаппаратом это, скорее, плюс, так как этот недостаток легко устраняется обработкой, даже автоматизированной, зато и светлые области не засвечиваются, и тёмные не уходят в чистый чёрный цвет. Контраст падает сильнее при съемке под солнечными лучами, падающими на объектив под острым углом, и бленды, которая защитила бы от них, конструкцией не предусмотрено.

Виньетирование у этого объектива заметное, особенно на фоне неба. А вот хроматических аберраций нет совсем, что очень приятно.

Мне удалось запечатлеть полёт «кукурузника». Выдержка составила 1/800 с. Самолёт летел в сторону солнца, поэтому пришлось поднимать контраст. Вместе с ним усилилось и виньетирование. Снимок получил несколько винтажный вид, но подобного кадра мне бы не удалось достичь без такого длиннофокусного объектива.

Видны и шасси, и лопасти винта, и стойки между крыльями. Фрагмент кадра в 100% масштабе:

С летящими вдалеке чайками мне повезло гораздо меньше — то-ли они пролетают мимо слишком быстро, то ли я не могу удержать камеру в нужный момент, но все кадры вышли смазанными. Для подобного мне ещё не хватает навыка.

Напоследок — ещё несколько примеров. Ничего, кроме контрастирования и удаления мусора (с этим объективом весь мусор на матрице видно), с ними не делалось.

Вывод.

В ходе проведения плановых июне-июльских полевых испытаний объектива «МС ЗМ-5СА 8/500» производства Лыткаринского завода оптического стекла, выпущенного в 2001 году, на испытательном полигоне №1 и дополнительных площадках были получены следующие результаты:

1) объектив может успешно применяться совместно с современными цифровыми фотоаппаратами со сменной оптикой, обладая для этого достаточной разрешающей способностью, при условии использования соответствующего переходника с резьбы М42 на байонет камеры;

2) наиболее удобно применять объектив со включенным режимом подтверждения фокусировки на фотоаппарате;

3) для успешного применения объектива следует использовать повышенную чувствительность (в данных испытаниях экспериментально определённое оптимальное значение составило ISO 400), выдержку не длиннее 1/800 с, либо штатив, также рекомендуется найти таки для него где-нибуть бленду;

4) объектив формирует чёткое, резкое изображение с малой глубиной резкости, заметным виньетированием, лишённое хроматических аберраций, со своеобразным рисунком зоны нерезкости «бубликами»;

5) из входящих в комплектацию объектива светофильтров наиболее применимым для цифровой фотографии является ультрафиолетовый, так как он не вносит искажений и может быть использован в качестве защитного.

Другие объективы производства Лыткаринского завода оптического стекла:
МС МТО-11СА 10/1000,
Индустар-61Л/З-МС 2,8/50.


© 2003—2019 Inc. Ar. t. G.
somethings@narod.ru